Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:02, контрольная работа
Задание 1. Эволюция классических школ и научных подходов в управлении.
Выполнение задания включает обязательное освещение следующего:
- время возникновения школ и подходов в управлении;
- основатели и последователи школ;
- основные положения школ.
Задание №1….……………………………………………………………….……3
Задание №2…..………………………………………………………………..…..8
Задание №3………………………………..…………………………………..…16
Список использованной литературы…………………………………………..21
А. А. Богданов (1873—1928) - выдающийся естествоиспытатель, экономист, философ, поставивший задачу систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием соответствующих законов, создавший особую науку — организационную. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической сфере — организация людей, в политической — организация идей. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, и, таким образом, он, по сути, пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую вследствие отсутствия единства самих организующих сил и того обстоятельства, что каждый субъект пытается независимо от других организовать окружающий мир для себя и по-своему. Хотя из-за абстрактности взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идеи, в частности положения о структурной устойчивости систем, их уровнях и организационных механизмах формирования, «биорегуляторах», аналогичных современным «обратным связям» и пр.
О. А. Ерманский (1866—1941) в своих работах
сформулировал предпосылки
Крупный организатор науки, оригинальный самобытный поэт А. К. Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или рядовым исполнителем.
Методологической основой
Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу.
В отличие от западных специалистов, Гастев и его ученики полагали, что внедрение НОТ и управления возможно и необходимо не только в технически оснащенном производстве, но и в «любом сарае», в самом «неустроенном медвежьем углу России», что в период доиндустриального уровня развития страны было крайне важно. Правда, этот тезис подвергался весьма резкой критике, ибо современники видели в нем попытку законсервировать техническую отсталость отечественного производства. Гастев не только искал пути рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к самосовершенствованию, привить каждому «организационно-трудовую бациллу». Этому должна была способствовать и разработанная им методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки последнего в 6 раз - с 3-4 лет до 4-6 месяцев.
Еще одним направлением творчества Гастева была разработка концепции узкой базы. Суть концепции можно было выразить словами «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.
Эти закономерности, по мысли ученого, действуют в следующем порядке: «расчет - установка - обработка - контроль - учет - систематика расчет». Гастев распространял эту формулу на управление, как вещами, так и людьми, поскольку считал, что, как и операции, производимые с помощью оборудования, труд любого работника может быть разложен на такого рода элементы, легко поддающиеся регулированию. Идеи Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении — «социальной инженерии», в которой широко применялся математический аппарат, формулы и чертежи.
Исходным пунктом «
По мнению Розмирович и ее последователей, определенный уровень механизации делает излишним руководство людьми, заменяя его управлением вещами, поэтому нужда в изучении социальных аспектов управления со временем отпадает. Главное же внимание направляется на выработку наиболее целесообразных приемов планирования, учета, организации, ведения делопроизводства и пр.
Представителем социального направления был, прежде всего, П. М. Керженцев (1881—1940), сформулировавший теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта — труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен ее опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним ученый отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов. Керженцев был убежден, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы. Развитие инициативы, по мнению Керженцева, приводит к тому, что «вместо прежних приказаний сверху создается особый вид руководства-подчинения, который выражается в известном соглашении между высшей и низшей инстанцией».
Другой сторонник социального подхода к управлению Н. А. Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническими, тем более важную роль административная функция играет. Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям - носителям административной функции. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».
Наконец, еще одной
важной вехой в развитии социального
подхода к управлению можно считать
теорию административной емкости, выдвинутую
в работах Ф. Р. Дунаевского (1887—1960).
Под этим понятием Дунаевский понимал
способность управляющих одновр
В последующие годы в
управленческих исследованиях стал
абсолютно преобладать
Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и, во-вторых, развертывание знаменитых косыгинских реформ, в ходе которых предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.
В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.
Задание 3. Составить словарь терминов и понятий по следующим темам:
1. Управление и менеджмент.
2. Принципы менеджмента.
3. Функции управления.
4. Методы управления.
5. Эффективность управления.
Ответ.
1. Управление и менеджмент.
Управление — воздействие на объект или процесс с целью поддержания его в определённом состоянии или изменения этого состояния; система целенаправленного воздействия на все стороны деятельности предприятия в целях повышения эффективности его работы.
Менеджмент (англ. management – управление, заведование, организация) - это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
2. Принципы менеджмента.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.
Принцип целевой направленности, при котором менеджер предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели — обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.
Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия, в которой можно выделить организационную и естественную иерархию. В основе организационной иерархии — назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессионализм и т. п.
Принцип научной
обоснованности и оптимальности, при котором менеджер должен знать
и использовать в своей деятельности достижения
наук, связанных с менеджментом (экономика,
информатика, психология, социология и
др.) и стремиться к максимальной рациональности
действий и решений.
Принцип права на интерес, при котором элементы управляемого
объекта (социальной системы) имеют право
на свои собственные интересы.
Принцип инновативности, при котором менеджер
должен глубоко осознавать необходимость
и неизбежность перемен в управляемом
объекте и воспринимать эти перемены не
как бедствие, а как признак жизни и развития.
Такого же подхода к инновациям менеджер
должен добиваться от подчиненных.
Принцип рационального соотношения
единоначалия и коллегиальности. Менеджер
должен понимать, что при коллегиальности
в обсуждении проблем и путей их решения
ответственность за принятие решений
и их исполнение полностью лежит на нем.
Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.
3. Функции управления.
Функции менеджмента — состав управленческой деятельности, (однородных действий, объектов приложения), выражающейся в формировании целей (целеполагании), планировании, нормировании, организации работ, координации (организации взаимодействия), мотивации (активизации), контроле за исполнением, регулировании хода производства.