Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Эволюция классических школ и научных подходов в управлении.
Выполнение задания включает обязательное освещение следующего:
- время возникновения школ и подходов в управлении;
- основатели и последователи школ;
- основные положения школ.

Оглавление

Задание №1….……………………………………………………………….……3
Задание №2…..………………………………………………………………..…..8
Задание №3………………………………..…………………………………..…16
Список использованной литературы…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Теория менеджмента.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

А. А. Богданов (1873—1928) - выдающийся естествоиспытатель, экономист, философ, поставивший задачу систематизировать огромный организационный  опыт человечества и вооружить руководителей знанием соответствующих законов, создавший особую науку — организационную. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической сфере — организация людей, в политической — организация идей. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, и, таким образом, он, по сути, пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую вследствие отсутствия единства самих организующих сил и того обстоятельства, что каждый субъект пытается независимо от других организовать окружающий мир для себя и по-своему. Хотя из-за абстрактности взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идеи, в частности положения о структурной устойчивости систем, их уровнях и организационных механизмах формирования, «биорегуляторах», аналогичных современным «обратным связям» и пр.

О. А. Ерманский (1866—1941) в своих работах  сформулировал предпосылки науки  об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением определенных социально-экономических  условий, и прежде всего крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать максимум рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил», если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического процесса, физических и психических качеств работников. Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки — принципа физиологического оптимума, который давал критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное «коэффициентом рациональности» (полезная работа/затраты энергии).

Крупный организатор науки, оригинальный самобытный поэт А. К. Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или рядовым исполнителем.

Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами - сотрудниками Центрального института труда - концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики.

Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу.

В отличие от западных специалистов, Гастев и его ученики  полагали, что внедрение НОТ и  управления возможно и необходимо не только в технически оснащенном производстве, но и в «любом сарае», в самом «неустроенном медвежьем углу России», что в период доиндустриального уровня развития страны было крайне важно. Правда, этот тезис подвергался весьма резкой критике, ибо современники видели в нем попытку законсервировать техническую отсталость отечественного производства. Гастев не только искал пути рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к самосовершенствованию, привить каждому «организационно-трудовую бациллу». Этому должна была способствовать и разработанная им методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки последнего в 6 раз - с 3-4 лет до 4-6 месяцев.

Еще одним направлением творчества Гастева была разработка концепции узкой базы. Суть концепции  можно было выразить словами «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.

Эти закономерности, по мысли  ученого, действуют в следующем  порядке: «расчет - установка - обработка - контроль - учет - систематика  расчет». Гастев распространял эту формулу на управление, как вещами, так и людьми, поскольку считал, что, как и операции, производимые с помощью оборудования, труд любого работника может быть разложен на такого рода элементы, легко поддающиеся регулированию. Идеи Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении — «социальной инженерии», в которой широко применялся математический аппарат, формулы и чертежи.

Исходным пунктом «производственной  трактовки» управленческих процессов  Е.Ф. Розмирович (1886—1953) были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Розмирович понимала управление как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, планирующих, надзорных, контрольных, регулятивных действий, представляющий собой разновидность производственного процесса. Теми же методами, что и последний, его можно рационализировать, механизировать, автоматизировать. В свете такого подхода аппарат управления рассматривался Розмирович как сложная машина или система машин, чья работа воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т.п.

По мнению Розмирович и ее последователей, определенный уровень механизации делает излишним руководство людьми, заменяя его  управлением вещами, поэтому нужда в изучении социальных аспектов управления со временем отпадает. Главное же внимание направляется на выработку наиболее целесообразных приемов планирования, учета, организации, ведения делопроизводства и пр.

Представителем социального направления был, прежде всего, П. М. Керженцев (1881—1940), сформулировавший теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта — труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен ее опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним ученый отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов. Керженцев был убежден, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы. Развитие инициативы, по мнению Керженцева, приводит к тому, что «вместо прежних приказаний сверху создается особый вид руководства-подчинения, который выражается в известном соглашении между высшей и низшей инстанцией».

Другой сторонник социального  подхода к управлению Н. А. Витке  в своей социально-трудовой концепции  управления производством четко  разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническими, тем более важную роль административная функция играет. Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям - носителям административной функции. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

Наконец, еще одной  важной вехой в развитии социального  подхода к управлению можно считать  теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф. Р. Дунаевского (1887—1960). Под этим понятием Дунаевский понимал  способность управляющих одновременно руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном, нормой. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов,  приводящее к возникновению огромной иерархии, каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации. Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и сформулировал пути ее решения. По мнению Дунаевского, трудности могут быть преодолены или на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т.п., или расширения границ «административной емкости» с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.

В последующие годы в  управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход. И  лишь с начала 1960-х гг. начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену.

Толчком к этому послужили  два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и, во-вторых, развертывание знаменитых косыгинских реформ, в ходе которых предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.

В результате научных  исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.

 

 

 

Задание 3. Составить словарь терминов и понятий по следующим темам:

1. Управление и менеджмент.

2. Принципы менеджмента.

3. Функции управления.

4. Методы управления.

5. Эффективность управления.

Ответ.

1. Управление  и менеджмент.

Управление — воздействие на объект или процесс с целью поддержания его в определённом состоянии или изменения этого состояния; система целенаправленного воздействия на все стороны деятельности предприятия в целях повышения эффективности его работы.

Менеджмент (англ. management – управление, заведование, организация) - это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

2. Принципы  менеджмента.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

Принцип целевой  направленности, при котором менеджер предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели — обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.

Принцип иерархической  упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия, в которой можно выделить организационную и естественную иерархию. В основе организационной иерархии — назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессионализм и т. п.

Принцип научной  обоснованности и оптимальности, при котором менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (экономика, информатика, психология, социология и др.) и стремиться к максимальной рациональности действий и решений. 
         Принцип права на интерес, при котором элементы управляемого объекта (социальной системы) имеют право на свои собственные интересы. 
         Принцип инновативности, при котором менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жизни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер должен добиваться от подчиненных. 
         Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Менеджер должен понимать, что при коллегиальности в обсуждении проблем и путей их решения ответственность за принятие решений и их исполнение полностью лежит на нем.

Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.

3. Функции управления.

Функции менеджмента — состав управленческой деятельности, (однородных действий, объектов приложения), выражающейся в формировании целей (целеполагании), планировании, нормировании, организации работ, координации (организации взаимодействия), мотивации (активизации), контроле за исполнением, регулировании хода производства.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"