1.1 Управление качеством в Германии
Основой традиционного
высокого немецкого качества является
высокая квалификация немецких рабочих
и их добросовестное отношение к
труду. Качество рабочей силы в ФРГ
выше, чем в США и в ряде европейских
стран, где в рабочие идут те, кто не может
поступить в вузы.
С 1980-х годов усилия по обеспечению
и повышению качества были перенесены
с производства на этап проектирования.
При разработке изделия и технологического
процесса предусматриваются методы
сведения к минимуму возможности возникновения
дефектов при производстве. Чем позже
обнаруживается ошибка, тем больше затраты
на ее устранение. Средства, затрачиваемые
на предотвращение ошибок, составляют
около 5% всех расходов. Принцип бездефектного
производства, заложенный в стандарте
ДИН ISO 9000, подтверждает, что отклонения
от требований недопустимы. Этот принцип
является внутренней установкой на последовательную
работу по усовершенствованию и недопущению
дефектов.
Опыт Германии показывает, что предприятие
за допущенные дефекты платит до 40% всех
своих расходов, причем 34% - по вине управления
и 6% - по вине работников. В управлении
качеством придерживаются принципа: дорогостоящее
производство должно располагать надежной
системой обеспечения качества.
Сертификацию систем обеспечения качества
возглавляет Немецкое общество по сертификации
систем обеспечения качества. В декабре
1987 года оно подписало соглашение с Французской
ассоциацией по стандартизации о взаимном
признании сертификатов на системы обеспечения
качества, выдаваемых в этих странах предприятиям.
В 1989 году такие же соглашения были подписаны
с Британской организацией по стандартизации,
а также со Швейцарской ассоциацией по
сертификации систем обеспечения качества
и с Бельгийской организацией по сертификации.
Цель соглашений - избежать многократных
оценок систем обеспечения качества на
предприятиях и сертификации предприятий.
В современной крупной
фирме система обеспечения качества
состоит из множества более мелких
программ, правильный выбор которых во многом определяет ее успех.
Для выбора программы управляющий по качеству
должен оценить и сопоставить затраты
на реализацию каждой из программ, которые
он сочтет наиболее подходящими. Если
управляющий по качеству затрудняется
в выборе, он может воспользоваться для
оценки каждой программы известной диаграммой
Исикавы.
По мнению некоторых
немецких специалистов, при создании
автоматизированной системы обеспечения
качества необходимо исходить из того,
что она должна выполнять 3 наиболее важные функции: планирование, контроль и управление
качеством - и одновременно быть совместимой
с вышестоящей системой обработки информации
на уровне всего предприятия.
Итак, характерными особенностями
управления качеством в Германии
являются:
- Высокая квалификация рабочих и служащих, что во многом обеспечивается традиционными системой индивидуального ученичества, лицензированием уровня мастерства и высоким социальным престижем мастера.
- Четкая регламентация требований к качеству продукции и системам качества как на государственном уровне (система стандартов ДИН ISO 9000 и др.), так и на уровне фирмы; развитая система сертификации продукции и систем качества; стабильность действующих стандартов и регламентов (срок действия не менее 5 лет).
- Широкое применение принципа делегирования ответственности, обеспечение его реализации продуманной системой мер, что позволяет привлечь к работам по обеспечению качества практически весь коллектив фирмы.
- Постепенное и продуманное развитие систем менеджмента качества как последовательное внедрение различных программ в области качества.
- Большое внимание к автоматизации производства и менеджмента качества, что минимизирует роль субъективных факторов в обеспечении качества.
1.2 Управление качеством во Франции
Во Франции концепция
общефирменного управления качеством появилась
и получила свое развитие в исследовательском
центре фирмы IBM – France в 1980 году. Она основывалась
на 4 базовых положениях:
- принимается единое для всех работников фирмы определение качества (как соответствие изделий или услуг потребности внешних или внутренних заказчиков) и, исходя из этого, формулируется политика качества (как предоставление в установленные сроки в распоряжение заказчиков конкурентоспособных изделий, которые не имели бы дефектов);
- осуществляется профилактика брака («делать хорошо с первого раза»)
- измеряется качество не только в технических подразделениях, но и в службах финансовой, управленческой, снабжения, сбыта и т. п.
- организуется бездефектная работа, ориентированная на постоянное улучшение всех процессов производства, а не на приемлемый уровень качества.
По мнению специалистов
некоторых фирм, в основе современной
концепции обеспечения качества
лежат следующие 5 принципов:
- Принцип соответствия (качество продукции каждого подразделения предприятия измеряется степенью удовлетворения потребностей другого подразделения, которое использует эту продукцию в своей работе)
- Принцип предупреждения брака
- Принцип совершенствования (поиск путей, обеспечивающих дальнейшее повышение качества и снижение показателей брака)
- Принцип измерения
- Привлечение персонала к принятию ответственных решений
В 1986 году Правительством
Франции был назначен генеральный
представитель Французской ассоциации
кружков качества (AFCERQ), уполномоченный по вопросам качества
при кабинете премьер-министра. Это положило
начало правительственной деятельности
в области комплексного управления качеством.
Французская
ассоциация по стандартизации (AFHOR) пропагандирует эффективные методы
управления качеством. Одним из наиболее
популярных и эффективных методов по праву
считается метод статистического
контроля производственного процесса.
Статистический контроль производственного
процесса способствует повышению ответственности
изготовителя за каждую деталь.
В настоящее время
обеспечение качества продукции осуществляется по принципу «пяти олимпийских
нулей»:
- ноль дефектов
- ноль нарушений сроков поставки
- ноль времени хранения на складе (изготавливаются в сроки, указанные в договоре с заказчиком)
- ноль отказов (высокие показатели эксплуатационной готовности и надежности)
- ноль бесполезных бумаг
Итак, характерными особенностями
управления качеством во Франции
являются:
- Большую роль в распространении современных методов менеджмента качества играют во Франции государственные органы и общественные объединения (Французская ассоциация по стандартизации, Французская ассоциация кружков качества и др.).
- Большое внимание уделяется учету расходов на качество, что позволяет повысить эффективность работы фирм в области качества.
- Среди современных методов менеджмента качества во Франции распространены кружки качества, статистический контроль производственных процессов, сертификация продукции, стремление к бездефектной работе, учет показателей работы подразделений и фирмы в целом для управления их работой.
Задание 1
Вам предложено принять участие
в сертификации СМК. Объектом сертификационного
аудита является продукция:
В) табачная продукция;
Выбрав один
из предложенных Технических регламентов,
Вам необходимо:
- составить
план аудита;
- определить
критерии аудита;
- составить перечень данных о требованиях,
которые организация должна выполнять,
в том числе обязательных;
- предложить
к обсуждению перечень процессов,
которые должны быть на предприятии
применительно к продукции, требования
к которой установлены в технических регламентах;
- определить
какие объективные свидетельства
вам необходимо получить, подтверждающие
результативность процессов. Перечислите
возможные источники информации
по процессам.
Ответ:
- Проведение внутреннего аудита преследует следующие цели:
- установление соответствия или несоответствия элементов системы качества установленным требованиям;
- определение эффективности внедренной системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в области качества;
- предоставление проверяемой организации возможности улучшить систему качества ;
- удовлетворение нормативных требований;
- разрешения включения системы качества в официальный реестр.
Объектами внутреннего
аудита системы качества являются ее
элементы. Под объектом аудита в
данном случае понимается одно или несколько подразделений
предприятия, осуществляющих деятельность
в системе качества в целом или по отдельным
элементам.
Область деятельности и
глубина аудита устанавливается
исходя из объема нужной заказчику
конкретной информации.
План рассылается плановым подразделениям и аудиторам,
которые будут вести проверки.
- Подготовка аудита включает несколько этапов.
Первый этап - разработка
главным аудитором плана аудита,
который должен содержать цели и
задачи аудита, наименование объекта
и область аудита, сроки проведения, календарный
график работ аудиторов, идентификацию
членов аудиторской группы, перечень документов,
на соответствие которых проводится аудит,
график совещаний, требования к конфиденциальности,
расчет-рассылку отчета об аудите и ожидаемую
дату выпуска. Любые разногласия по пунктам
плана, возникающие между главным аудитором
и проверяемой организацией, должны быть
устранены до начала проведения работ.
По согласованию сторон допустима корректировка
пунктов плана аудита в процессе его проведения.
План аудита утверждается руководителем
службы аудита предприятия.
На стадии подготовки
главному аудитору важно:
- Понять содержание порученной ему работы. Часто бывает так, что в плане написано одно, а подразумевается другое. Для достижения поставленной цели внутреннего аудита аудитор должен четко уяснить свою задачу. Поэтому необходимо правильно понять написанное.
- Собрать всю необходимую информацию, имеющуюся на предприятии по данному вопросу (справки, отчёты и др.).
- Т. к. из проведённого предварительного анализа аудитор получает ответы только на некоторые вопросы необходимо записать не решенные вопросы (они потребуются на следующей стадии).
- Решить сможет ли он один провести проверку или ему нужны помощники. Помощники - это квалифицированные специалисты по конкретным направлениям деятельности. Они, как правило, не знакомы с техникой аудита, но являются специалистами в проверяемой отрасли. Если помощники нужны, аудитор должен договориться с руководством предприятия об их участии.
Второй этап - распределение обязанностей между членами
групп экспертов-аудиторов. Каждому эксперту-аудитору
для оценки главным аудитором выделяются
конкретные элементы системы качества
или конкретные функциональные подразделения
проверяемого предприятия.
Третий этап - подготовка рабочих документов.
Члены аудиторской группы
должны быть обеспечены необходимыми
документами (рабочие документы
системы качества(руководства по
качеству, стандарты предприятия) на
соответствие требованиям которых
проводится аудит; облегчающие работу аудитора (опросные листы, вопросники,
бланки для записей); формы для документирования
вспомогательных доказательств, подтверждающих
выводы экспертов аудиторов.
Осуществление
аудита
- Вступительное совещание проводит главный аудитор. Оно проходит в кабинете начальника, проверяемого подразделения. Присутствуют: начальник проверяемого подразделения, аудитор, помощники (если имеются), контактные партнеры (сотрудники проверяемого подразделения, с которыми в дальнейшем аудитор будет вести работу).
Целями совещания являются:
- представление группы аудиторов руководству предприятия;
- ознакомление с областью деятельности и целями проверки;
- изложение методов и процедур аудиторской работы;
- установление официальных каналов связи между группой экспертов - аудиторов и проверяемого предприятия;
- подтверждение наличия ресурсов и оборудования, необходимых аудиторам;
- подтверждение времени и дат заключительного и промежуточных совещаний группы аудиторов и руководства проверяемого предприятия.
Общее время совещания
30 минут.
- Проверка непосредственно на месте. Аудиторы проводят сбор доказательств о соответствии системы качества установленным требованиям, в частности подтверждение наличия и доступности всех документов системы качества, обязательных для выполнения в данном подразделении; подтверждение соответствия деятельности подразделения и ее результатов запланированным мероприятиям в системе качества; подтверждение соответствия знаний, умений сотрудников подразделения установленным требованиям в области качества. Основными методами работы аудитора являются опрос, наблюдение, доказательство и анализ.
Советы аудитору: