Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 01:22, контрольная работа

Краткое описание

Механистический тип организации. .Органический тип организации. Линейно-функциональные организационные структуры. Дивизиональные организационные структуры. Матричные организационные структуры.
Понятие и сущность мотивации деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.34 Кб (Скачать)

Важнейшей задачей  высшего руководства организации  в этих условиях становится поддержание  баланса между двумя организационными альтернативами, реализованными в структуре: горизонтальными и вертикальными . Отличительной чертой матричной  структуры служит наличие у работников одновременно двух руководителей с  равными правами.

Таким образом, матричная  структура представляет собой наложение  проектной структуры на постоянную для организации линейно-функциональной структуры управления.

Основополагающим  принципом при использовании  матричного подхода к построению организационных структур является не их совершенствование и не совершенствование  деятельности отдельных структурных  подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации проектов, принципиально  важных для организации в целом.

Достоинства матричных  структур:

* интеграция различных  видов деятельности организации  в рамках реализуемых программ;

* получение высококачественных  результатов по большому количеству  проектов, выполняемых одновременно;

* вовлечение руководителей  всех уровней в сферу активной  инновационной деятельности.

Недостатки матричных  структур:

* сложность их  реализации -- необходимо проводить  специальную подготовку, учитывая  определенную организационную культуру, способ мышления и т. п.;

* функции организации  частично дублируются;

* структура считается  неэффективной в кризисные периоды.

К матричным структурам, как правило, переходит не вся  компания, а лишь ее часть. Несмотря на доминирование в современном  менеджменте дивизиональных и смешанных  линейно-функциональных структур, матричные  структуры получают все большее  развитие.

18.Понятие  и сущность мотивации деятельности

В самом общем  виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению  определенных действий. Эти силы находятся  вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно  совершать некоторые поступки. При  этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать  на одинаковые воздействия со стороны  одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к  деятельности, задают границы и формы  деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Для того чтобы всесторонне  раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого  явления:

* что в деятельности  человека находится в зависимости  от моти-вационного воздействия;

* каково соотношение  внутренних и внешних сил;

* как мотивация  соотносится с результатами деятельности  человека.

Мотивация в деятельности человека зависит от таких характеристик  как усилие,старание,настойчивость,добросовестность и направленность. В зависимости  от того что преследует мотивирование,какие  задачи оно решает, можно выделить 2 типа мотиваторов:

1.состоит в том,что  путём внешних воздействий на  человека,вызываются к действию  опр.мотивы, которые побуждают человека  осуществлять определённые действия  приводящие к желательному для  мотивирующего субъекта реультат.

2.основн задачу  имеет формирование определённой  мотивационной структуры человека. Он носит воспитательный характек  и образовательной работы. Он  требует гораздо больших усилий,знаний  и способностей для его осуществления. 

19.Процесс  мотивации

Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности, имеющей  определенную целевую направленность.

Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем  виде потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный  характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для  всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда  в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны  с существованием человека в группе, носят более персонифицированный  характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и  т. п.

Мотивационный процесс  включает:

оценку неудовлетворенных  потребностей;

формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.

Стимулы выполняют  роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие  стимулов переводит существующие потребности  в мотивы при условии соответствия их друг другу.

В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение).

Но побуждение к  деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения является мотивационная  структура индивида, которая формируется  под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает  сам человек, сталкиваясь с задачей  или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

Мотив - это то, что  вызывает определенные действия, вызванные  собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости  от ситуации как внешним воздействием (стимулом - внешняя мотивация), так  и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес  как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми  действиями руководителя.

Можно выделить два  направления поиска способа удовлетворения потребностей.

Поиск способа достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям  целевую направленность. Примеры  мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т. п.

Поиск путей избежания  каких-либо обстоятельств, объекта  или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным  действиям. Основными мотивами поведения  человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень  удовлетворения влияет на поведение  человека в сходных ситуациях  в будущем. При этом люди стремятся  повторить то поведение, которое  ассоциируется с удовлетворением  потребности, и избегать такого, которое  ассоциируется с неудовлетворенностью.

Основная задача менеджера - создавать и/или активизировать те потребности персонала, которые  могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия (подразделения).

Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное  сочетание стимулов, мотивации и  удовлетворения потребностей работников, посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации.

Существует достаточно большое количество мотивационных  теорий, которые пытаются дать научное  объяснение феномену мотивации.

20.Теория  иерархии потребностей А.Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей”  Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту  во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что  человек при удовлетворении своих  потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более  высокому.

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются  в виде иерархии. Иными словами, появлению  одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно  испытывающее те или иные желания».

Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует  базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность  в безопасности, потребность в  любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства  и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения.

Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические  потребности и, прежде всего, потребность  в пище. Вне всяких сомнений, физиологические  потребности являются самыми насущными  изо всех нужд. Прежде всего, это  означает, что для человеческого  существа, не имеющего вообще ничего, основой  мотивации будут именно физиологические  нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет  стремиться к получению пищи.

Если физиологические  нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые  потребности, в данном случае, потребности  безопасности. Он полагает, что «все, сказанное о физиологических  нуждах, может быть — пусть и  в несколько меньшей степени  — отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен  только ими. Они могут выступать  в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих  себе все способности организма, что позволяет нам в данном случае представить организм как  механизм, стремящийся к обретению  безопасности». Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение… вследствие чего подобные потребности не играют активной мотивационной роли.

Все люди в нашем  обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в  стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное  уважительное отношение окружающих…  Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства  уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в  этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной  неполноценности, слабости и беспомощности.

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и  потребности в безопасности, любви  и уважении будут удовлетворены  в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая  потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить  музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном  случае они не будут чувствовать  себя счастливыми людьми. Человек  должен стать тем, кем он может  стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит  в желании все более и более  становиться тем, кто вы есть, становиться  всем тем, что определяется вашей  способностью к становлению».

23.Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга

Эта модель мотивации  была предложена во второй половине 50-х  годов XX века. Она основана также  на потребностях людей. Группой исследователей под руководством Герцберга был  проведен опрос 200 инженеров и служащих лакокрасочной фирмы о том, как  они себя чувствуют после выполнения служебных обязанностей — хорошо или плохо и могут ли они  это подробно описать. Выводы, сделанные  Герцбергом позволили ему выделить две большие категории, которые  он назвал гигиеническими факторами  и факторами мотивации.

К первой группе факторов относят внешние по отношению  к работе, которые снимают неудовлетворенность  работой. Их еще называют факторами  здоровья, поддерживающими факторами. Они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним можно отнести такие  факторы как: нормальные условия  труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень  непосредственного контроля за работой, статус. Эти факторы не определяют автоматически положительную мотивацию  работников. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия  гигиенических факторов вызывает у  человека неудовлетворение работой, которую  он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение  эффективности, выполняемой ими  деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"