Контрольная работа по дисциплине «Управление персоналом»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

Контроль - не просто модно, это залог конкурентоспособности фирмы. Так как позволяет управлять в режиме реального времени, и значительно улучшить экономические показатели работы предприятия, повысить эффективность использования всех ресурсов. Именно поэтому, применение системы контроля (контроллинг) в организации актуально в настоящее время.

Оглавление

Задание……………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………...4
Функции и виды контроля. Содержание контроля…………………………....5
Нормативно-правовое обеспечение процесса контроля за выполнением управленческих решений………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….……...21
Тесты………………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………………......23

Файлы: 1 файл

управление персоналом.docx

— 43.57 Кб (Скачать)

Рассмотрим взаимосвязь  контроля с другими управленческими  функциями.

Тесная связь контрольной  функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей  и контрольных показателей, которые  фиксируются в соответствующих  планах, а также в том, что временные  периоды осуществления обеих  функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Связь контроля с функцией организации прослеживается в решении  проблемы централизации - децентрализации  и установлении субъекта и объекта  контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации  по разным уровням иерархии. Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

Результаты контроля, в  соответствии с теорией Портера - Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить  то производственное поведение, которое  привело к возникновению этого  чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В  этом смысле эффективность системы  мотивации определяется эффективностью системы контроля.

 

Таким образом, контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию  нельзя рассматривать полностью  в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми  частями общей системы контроля в данной организации.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они  повредят достижению целей организации.

Также важной является и  положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке  всего того, что является успешным в деятельности организации. Другими  словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя  успехи и неудачи организации  и их причины, мы получаем возможность  достаточно быстро адаптировать организацию  к динамичным требованиям внешней  среды.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть  своих должностных обязанностей.

Таким образом, контроль как  функция управления, позволяет оценить  и исправить результаты работы организации, найти эффективные способы функционирования. И выявляет «грехи» самого управления: насколько правильно и точно  сформулирована цель, правильно ли выбраны средства для её достижения.

Контроль в менеджменте  рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; контроль как завершающий процесс  процедуры принятия управленческих решений.

Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет  выявить резервы, улучшить действующую  систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом.

Процесс контроля – это  деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем  реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств  и технологии контроля.

Процесс контроля характеризуют  три составляющие:

  • Содержательная (что выполняется в процессе контроля);
  • Организационная (кем и в какой последовательности осуществляется);
  • Технологическая (как производится).

Цель контроля – обеспечение  единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач  и установленных сроков.

Содержание контроля проявляется  в выполняемых им функциях:

    • Диагностика состояния дел;
    • Ориентирование;
    • Стимулирование;
    • Корректировка действий;
    • Распространение передового опыта;
    • Осуществление авторского надзора;
    • Педагогическая функция;
    • Правоохранительная функция.

Диагностическая функция  контроля состоит в выявлении  фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Ориентирующая  направлена на указание ориентиров, то есть тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего  внимания. Стимулирующая функция  контроля проявляется в выявлении  и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого  фактора.

Надо иметь в виду глубокое заблуждение руководителей, считающих, что, чем чувствительнее санкции  за упущения в работе, тем подчиненные  лучше будут работать. Часто это  побуждает к более изощренным формам сокрытия недостатков. Контроль важно нацеливать не только на выявление  недостатков, но и резервов, на убеждение  работников в недооценке и игнорировании  потенциальных возможностей.

Корректирующая функция  контроля заключается в уточнении  самого решения, если обстановка изменилась. Сделать это следует «на месте», не откладывая в «долгий ящик». Руководитель должен сознавать, что фактическое  положение есть результат проверки принятых им решений. Появляется парадоксальная ситуация: руководитель считает, что  проверяет работника, а последний  уже проверил своей работой руководителя.

Какой должна быть тактика  руководителя в данной ситуации? Прежде всего, ему следует спокойно ознакомиться с результатами контроля, сопоставить  их с исходным решением, если необходимо - внести коррективы и помочь подчиненным перестроить работу.

Такой подход, возможно, ущемляет честолюбие руководителя, зато он полезен  для решения проблемы. Руководитель должен выбрать, что ему дороже: судьба принятого решения или иллюзорное удовлетворение честолюбивых амбиций ( часто такой выбор,  к сожалении., бывает не в пользу дела).

В ходе проверки следует  внимательно отнестись к крупицам передового опыта, в том числе  у исполнителей, которые не все  задачи одинаково хорошо решают. Передовой  опыт изучается по ряду критериев:

    • Повторяемость успехов  в работе, их устойчивость;
    • Законность методов достижения лучших результатов;
    • Конкретность условий, в которых методы работы достигают цели, а также противопоказания, при которых они неприемлемы.

Опыт может переноситься механически. Таким образом, в ходе контроля можно не только проверять, но и рекомендовать более рациональные методы выполнения работы, то есть распространять положительный опыт.

Авторский надзор – одна из функций контроля, в ходе которого автор не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с  заинтересованными лицами сомнения, учится, повышает свою квалификацию. Контроль выполняет в этом случае и педагогическую функцию.

Как говорилось ранее, контролю свойственна и правоохранительная функция, так как руководитель должен стоять на позиции соблюдения и защиты существующих норм права.

Известны различные виды контроля и признаки их классификации. В качестве последних могут выступать  особенности субъектов контроля, характер задач, взаимоотношения субъекта контроля с подконтрольным объектом, используемые методы и техника контроля, и др.

Так выделяют формальный, реальный, внутренний и внешний виды контроля (в специальной литературе по менеджменту  в последние годы авторы чаще указывают  три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый).

 В зависимости от  субъекта различают государственный,  ведомственный, а также общественный  контроль, которые в свою очередь  могут иметь подвиды. Их относят  к общим, поскольку эти виды  используются во всех сферах  общественной и государственной  деятельности.

При организации контроля необходимо учитывать следующее:

    • Выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, а также рассмотреть предложения по их устранению;
    • Работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.

К сожалению, не  каждое предприятие  или организация имеет четкую систему внутрихозяйственного контроля. Между тем она должна обеспечивать организационные, технические и  экономические условия, гарантирующие  принципиальность контроля. Одновременно контроль должен быть систематическим, массовым, гласным, он должен включать в себя разнообразные формы и  способы самоконтроля.

 

 

2. Нормативно-правовое обеспечение процесса контроля  за выполнением управленческих решений.

 

      Организация  процесса разработки управленческого  решения предполагает упорядочение  деятельности отдельных подразделений  и отдельных работников, которая  осуществляется посредством регламентов,  нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

      Существенной  особенностью управленческих решений  является их юридическое оформление. Управленческое решение, как волевой  акт имеет значение, лишь будучи  «объективировано» в виде закона, подзаконного акта или нормативного  правового инструмента. В этом  случае оно облекается в соответствующую  форму, приобретает определённую  юридическую силу и может быть  доведено до исполнителей по  заранее установленным каналам  распространения информации. На  уровне предприятий и объединений  число документально оформленных  решений достигает в среднем  трёхсот в год, на более высоких  уровнях их значительно больше.    

      Правила  принятия решений, или нормативы,  обычно разрабатываются и принимаются  самими организациями для   осуществления координации между  различными подразделениями. Они  делятся на:  оперативные –  формируются в виде инструкций; стратегические – разрабатываются  на высшем уровне управления  и не имеют временных ограничений;  организационные – устанавливают  права и ответственность владельцев  и персонала организации в  соответствии с действующим законодательством.

     Управленческое решение должно отвечать требованиям экономичности, быть своевременным, обоснованным и реально осуществимым.

   Регулировать – значит упорядочивать, воздействовать на регулируемый объект с целью ввести его в определенные рамки и обеспечить его деятельность в определённом правовом поле.

      В процессе  применения права при выработке  и принятии управленческих решений  работник юридического труда:

-  распространяет положения  юридических норм

- определяет (изменяет, закрепляет, корректирует и т.п.) содержание  прав и обязанностей, меру юридической  ответственности.

      Применение  норм права представляет собой  распространённый вид управленческой  деятельности, трактуется как совокупность  элементов субъективной человеческой  психики (психическое переживание  людей).

Наиболее важна правовая регламентация, при которой порядок  и последовательность самого процесса управленческой деятельности, стандартизирован и зафиксирован в соответствующих  нормативно- правовых актах: уставе, положениях, должностных инструкциях, правилах и т.п.  Устанавливая путём запретов, предписаний и дозволений границы  волеизъявления применяющих право  должностных лиц. И что самое  существенное: в процессе правоприменения  происходит воздействие права на детали самого содержания управленческого решения.

Основные законы, которыми должны руководствоваться  специалисты по управлению персоналом.

Конституция РФ (1993 г.) в соответствии  с общепризнанными принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Трудовой кодекс РФ – ТК РФ (2001 г. №197-ФЗ с изм.). Важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Государство устанавливает гарантии для всех работников и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Она определяет процедуру достижения согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров. Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых- создать благоприятные условия труда,  обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. ТК РФ является основным законом, которым должен руководствоваться в своей работе специалист по управлению персоналом.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Управление персоналом»