Контроль как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть основные аспекты контроля и его роль в организации.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие контроля и его роль в управлении
рассмотреть основные этапы, функции и виды контроля;
проанализировать основные аспекты управленческого контроля;
дать общую характеристику предприятия ООО «Экси-Тур» ;
описать систему контроля на предприятии;
дать рекомендации по повышению эффективности управления рассматриваемой организации.

Файлы: 1 файл

1123.docx

— 68.17 Кб (Скачать)

В результате контроля выделяют три основных момента:

  • формирование стандартов и критериев;
  • измерение настоящих результатов деятельности;
  • соизмерение реальных результатов и плановых[6].

Осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления является важным условием ее высокой эффективности[4].

 Вывод:

Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные аспекты  управленческого контроля.

Выделяют экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее ряд этих аспектов применительно к процессу контроля.

1. Экономический аспект.

В данном случае необходимо исходить из характеристики понятия «эффективности контроля». Эффективность контроля — это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств. Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата. При этом можно выделить контрольные черты, которым и должен обладать эффективный контроль:

— стратегическая направленность контроля. Чтобы быть эффективным, контроль должен отражать общие приоритеты организации;

— ориентация на результаты. Конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.

— соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности;

— своевременность контроля. Система эффективного контроля — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как произойдет кризис;

— гибкость контроля. Контроль должен приспосабливаться к происходящим изменениям;

— простота контроля. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее;

— экономичность контроля. Любой контроль, который стоит больше, чем он вносит для достижения целей, не улучшает ситуацию и не имеет права на осуществление.

2. Политический и правовой контроль.

Правовое регулирование осуществляется посредством применения законодательных норм. В настоящее время политическое регулирование осуществляется на основе конституционных норм, для государственного управления в целом, и контрольных действий государственных органов в частности.

3. Социально-психологический аспект.

Контроль прежде всего оказывает влияние на психологию людей. Сам факт существования контроля воздействует на их сознание и поведение, на их отношение к своим обязанностям.

4.Организационно-процедурный аспект.

В процедурном аспекте контроль предстает, во-первых, как деятельность по обработке данных с включением этапов сбора, обработки и хранения информации, во-вторых, как действия, операции и процедуры, выполняемые работниками контрольных органов.

Существует несколько подходов к выделению стадий процесса контроля. Первый подход предполагает выделение следующих трех стадий:

— стадию констатации, т. е. установления, выявления фактического положения дел;

— стадию анализа, т. е. сравнения фактического положения с заданным режимом, намеченными целями и оценки характера допущенных отклонений;

— стадию разработки мер по корректировке управления, устранению отклонений.

Согласно другому подходу контроль включает в себя стадии установления нормативов, норм функционирования и измерения фактического результата исполнения, деятельности, сопоставления с намеченным и оценку полученных результатов, а также корректировку возникших отклонений.

Вывод:

Все аспекты управленческого контроля тесно связаны между собой и важны. Для того, чтобы контрольные процессы могли реализоваться, необходимно установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке и  корректировка управленческих процессов. Контроль направлен на недопущение разрастания проблем. Контроль не должен быть чрезмерным, так как несущественные отклонения фактического состояния объекта от заданного, вызывающие срабатывание контрольных механизмов, делают эту систему неэкономичной. Также важно учесть, что чрезмерный контроль может переориентировать элементы управляемой системы с достижения поставленных целей на удовлетворение требований контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация контроля на предприятии  ООО «Экси-Тур».

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО «Экси-Тур».

Общество с ограниченной ответственностью «Экси-тур».

Местонахождение: 196000, г.Санкт-Петербург, ул. Артиллерийская, 1, оф. 124

Режим работы турфирмы «Экси-тур»: по будним дням - с 10.00 до 19.00; суббота, воскресенье - выходные.

Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью «Экси-тур» является юридическим лицом - коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.

«Экси-тур» действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иного действующего законодательства, Устава, учредительного договора.

Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде.

«Экси-тур» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Оно имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

Организационно-правовая форма ООО была выбрана в силу ряда причин, среди которых:

- характер основной деятельности;

- состав и численность персонала (менее 50 человек);

- объем и номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции.

Турфирма «Экси-тур» имеет лицензию на турагентскую деятельность.

Туристическая фирма «Экси-тур» была основана летом 1996 года. Основными направлениями деятельности фирмы являются:

- осуществление туристической  деятельности как внутри Российской  Федерации, так и за рубежом;

- организация и обеспечение визовой поддержки;

- оформление заграничных паспортов;

- организация индивидуальных  и групповых туров;

-организация транспортного  обслуживания, в том числе бронирование  билетов на все виды транспорта;

- обеспечение проживания  туристов в любой стране мира, в том числе бронирование гостиничных  номеров;

- организация туров, связанных с обучением и профессиональной деятельностью.

Рассмотрим основные показатели эффективности работы турфирмы за 2010 и за 2011 годы. За базисный период принимаем 2010 год. Исходные данные за упомянутые периоды для анализа результатов можно свести в таблицу (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели эффективности работы «Экси-тур»

Показатели финансовых результатов

Значение показателей

Отклонение (+,-)

2010

2011

Выручка от реализации

14682000

26671000

11989000

Себестоимость услуг

9372624

16136650

6764026

Прибыль от реализации

5309376

10534350

5224974

Капитал и резервы

6550

9486

2936

Кредиторская задолженность

96211

286442

190231

Денежные средства дебиторская задолженность

79814

92981

13167

Основные средства и НМА

22947

202947

180000

Итог баланса

102761

295928

193167


 

 

(Составлено автором по данным источника [13])

 

Из приведенной таблицы видно, что показатели выручки и прибыли от реализации, капитал и резервы фирмы значительно увеличились в 2011. Данное соотношение положительно характеризует положение ООО «Экси-тур». В 2011 задолженности увеличились, что является неблагоприятным с точки зрения риска потери собственных средств. Предприятию необходимо вовремя погашать кредиторскую задолженность.

Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов используется показатель рентабельности персонала (Рп) (отношение прибыли от реализации услуг к среднесписочной численности персонала):

  • в 2011 году: Рп = 5309376/8 = 663672 рубля
  • в 2010 году: Рп = 10534350/8 = 1316693,75 рублей.

В 2011 году величина прибыли на одного работника составила 1316693,75 рублей, что выше показателя 2010 года на 653121,75 рублей.

Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов используется показатель рентабельности персонала (Рп) (отношение прибыли от реализации услуг к среднесписочной численности персонала):

  • в 2011 году: Рп = 5309376/8 = 663672 рубля
  • в 2010 году: Рп = 10534350/8 = 1316693,75 рублей.

В 2011 году величина прибыли на одного работника составила 1316693,75 рублей, что выше показателя 2010 года на 653121,75 рублей.

Эффективность деятельности предприятия измеряется следующим способом:

Коэффициент экономической эффективности (Ээ):

Ээ=Выручка от реализации/себестоимость услуг

  • Ээ за 2010 год =14682000/9372624 = 1,57
  • Ээ за 2011 год = 26671000/16136650 = 1,65

В 2011 году произошло увеличение коэффициента экономической эффективности с 1,57 до 1,65, что свидетельствует об общем улучшении финансового состояния туристической фирмы.

Коэффициенты рентабельности:

рентабельность продаж (РП):

РП =Прибыль от реализации/Выручка от реализации

  • РП за 2010 год =5309376/14682000= 0,36
  • РП за 2011 год =10534350/26671000 = 0,39

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Снижение свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов. Анализ показателей рентабельности ООО «Экси-Тур» за анализируемый период показывает высокие значения рентабельности. При этом необходимо отметить их увеличение, что говорит об увеличении эффективности ценовой и финансовой политики предприятия.

По имеющимся данным технико-экономической характеристики предприятия ООО «Экси-тур» видно, что объем спроса, капитал и резервы высокие, фирма и не находится на грани банкротства и успешно развивается.

Фирма арендует помещение под офис в центре города, таким образом, турфирма «Экси-тур» расположена в очень выгодном месте с точки зрения удобства размещения для потребителей (клиентов).

В штат фирмы входят: генеральный директор, бухгалтер, 3 менеджера по направлениям, менеджер по оформлению паспортов, менеджер по рекламе, курьер. Общая численность штата сотрудников турфирмы - 8 человек. Как видно, турфирма «Экси-тур» относится к числу малых предприятий. Ниже представлена организационная структура управления фирмы (рис.1):

 




 

 


 

 

Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Экси-тур»

Информация о работе Контроль как функция менеджмента