Конкурсный набор персонала на работу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

изучить особенности конкурсного набора персонала на работу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурса и основные подходы к его организации………...............4
2. Основные этапы проведения конкурса……………………………………….6
3. Подбор персонала и проведение конкурса в ООО АТСиУ «Спутник»…..13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Управл. персоналом СМЕТАНОВА.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО (Сочинский государственный университет)

в г. Анапе  Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление персоналом»

тема: «Конкурсный набор персонала на работу»

 

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнила:

                                                         студентка VI курса ЗФО

                                                  группы 06-ЗСТ-А-2

                                           Сметанова Д.А.                       

                                                                Проверила: Долматова Н.В.

                                                                 

 

 

 

 

 

Анапа, 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие конкурса и основные подходы к его организации………...............4

2. Основные этапы проведения конкурса……………………………………….6

3. Подбор персонала и проведение конкурса в ООО  АТСиУ «Спутник»…..13

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Практически любая организация постоянно испытывает потребность в персонале, что ставит на повестку дня задачу привлечения и отбора лиц, обладающих нужными качествами. В то же время нельзя набирать новых сотрудников без необходимости, по принципу "был бы человек, а работа найдется". Исходным моментом привлечения кадров считается появление вакансий на определенные должности и рабочие места. Они образуются в результате увольнения, открытия нового направления работы, перегру-женности действующих сотрудников, их перемещения и т.д. Процесс набора персонала требует огромных затрат, а ошибки при назначении на должность делают их еще большими. В то же время выбор удачных сотрудников повышает прибыльность работы и престиж фирмы, снижает текучесть. Наем на работу представляет собой совокупность действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными, квалификацион-ными качествами, необходимыми для достижения целей организации. С привлечения на работу начинается процесс управления персоналом. У руко-водства службы управления персоналом сразу возникает вопрос: где искать необходимых работников, как информировать их об имеющихся рабочих местах? Выбор же способа набора кадров зависит: от кадровой политики руководства организации, от финансового состояния организации, от специфики организации (научно-исследовательская, образовательная деятельность), от типа организационной культуры, от структуры потребности в кадрах и прочих факторов. Одной из технологий привлечения и найма персонала является конкурс.

              Цель работы изучить особенности  конкурсного набора персонала на работу.

 

 

 

1. Понятие конкурса и основные подходы к его организации

 

Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами за занятие вакантной должности. Конкурсные процедуры способствуют:

- поднятию престижа должности;

- привлечению большего количества кандидатов;

- повышению объективности решения о приеме на работу;

- демократизации и открытости сферы управления персоналом;

- внедрению новых технологий кадровой работы;

- интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми на работу кандидатами;

- формированию команд.[1]

Необходимыми элементами конкурсной процедуры являются:

1) наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;

2) конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения;

3) механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;

4) механизмы информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса.

Сложилось несколько подходов к организации и проведению конкурса при приеме на работу и на замещение вакантной должности.

1. Выборы — наиболее простой и традиционный способ, используемый чаще всего при проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя. В рамках этой процедуры учитывается мнение большинства и не проводятся специальные предварительные испытания кандидатов. Их соответствие или несоответствие вакантной должности определяется кон-курсной комиссией на основе изучения официальных и неофициальных документов (характеристик от руководства, общественных и профсоюзных организаций), собеседования. Информация о кандидатах доводится до кол-лектива, перед которым выступают претенденты со своими сообщениями. Предпочтение тому или иному кандидату отдается путем голосования, процедура которого предварительно согласовывается (простое большинство, 2/3 от состава голосующих и т.п.).

Преимущества выборного метода — быстрота и возможность учета мнения членов коллектива. К недостаткам следует отнести субъективизм и невозможность застраховаться от ошибки, поскольку голосующему боль-шинству приходится доверять информации, полученной из характеристик кандидата или в лучшем случае своему субъективному мнению, основанному на наблюдении за поведением кандидата, его выступлением и ответами на вопросы, если выступление организовывается.

2. Подбор — решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно вышестоящим руководителем или назначенным им лицом. Метод подбора используется также и для руководящих должностей высокого уровня, где наравне с профессиональной компетентностью большое значение придается умению кандидата нала-живать отношения с партнерами разного уровня, быть совместимым с выше-стоящим руководством и подчиненными.

При оценке подбираемых кандидатов конкурсная комиссия помимо анализа документов и характеристик проводит собеседования, иногда струк-турированные интервью и психологическое тестирование кандидатов.

Преимущества метода подбора — индивидуальный подход и возмож-ность получить более достоверную информацию о профессиональных и личностных качествах кандидатов, недостатки — относительная медли-тельность и высокая степень субъективности, которая имеет эмоционально-психологический характер (например, тенденция принимать решение о кандидате на основе первого впечатления, без учета информации, получае-мой в дальнейшем собеседовании). Ошибка часто происходит из-за субъек-тивного стремления оценивать кандидата в сравнении с впечатлением, остав-ленным предыдущим кандидатом. Влияет на оценку и внешний вид человека, его социальное положение, манеры и т.д. Структурированное интервью (заранее составленный опросник, охватывающий основные интересующие конкурсную комиссию проблемы) повышает надежность результатов собесе-дования. Кроме того, использование метода подбора продуктивно в ситуации отсутствия конфликта, когда назначение подобранного кандидата не затрагивает интересы других членов коллектива.

3. Отбор — это способ, позволяющий в любых условиях провести наи-более демократичную и в значительной степени свободную от субъективизма конкурсную процедуру.

Преимущества метода отбора — всестороннее тщательное и объектив-ное изучение индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование его эффективности, недостатки — длительность и доро-говизна используемых процедур.[2]

Технология построения конкурсных процедур может быть различной и в существенной степени определяется профилем организации, сложив-шимися социально-экономическими, политическими и психологическими условиями, профессионализмом привлеченных специалистов в области оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов.

 

2. Основные этапы проведения конкурса

 

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация кон-курсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

В центре подготовительного этапа — процесс создания конкурса (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окон-чательного списка конкурсантов.

На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора инфор-мации о кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он про-должается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов последнего подэтапа.

На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момента подведения итогов и заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.

Важнейшим условием проведения конкурса является создание кон-курсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса.

Важнейшим условием проведения конкурса является создание кон-курсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

В подготовке подготовительного этапа важно уделить внимание кадровому обеспечению.

- парадигма “подбор” — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

- парадигма “выборы” — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

- парадигма “отбор” — конкурсная комиссия должна включать предс-тавителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения представлена в табл. 1.1, где оптимальные в рамках парадигмы мероприятия обозначены символом “+”; не совместимые с парадигмой мероприятия — символом “—”; мероприятия рамках парадигмы — символом “0”.

Таблица 1

Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения

Мероприятия по подготовке конкурса

Парадигма конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

1. Принятие решения о необходимости проведения конкурса

+

+

+

2. Создание конкурсной (избирательной) комиссии

+

+

3. Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии

+

0

4. Публикация объявления о проведении конкурса

0

+

0

5. Разработка программы основного этапа конкурса

0

+

6. Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)

0

+

7. Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения

0

+

8. Разработка необходимого инструментария

0

0

+

9. Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса

0

+

+

10. Подготовка и оценка рефератов

0

+

11. Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии

0

+

+

12. Рассмотрение документов, представленных кандидатами на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

+

+

0

13. Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

+

+

+

14. Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласи на участие в нем)

0

+

0

15. Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии)

+

+

+


              Основной этап. Формирование программы конкурса. Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации (табл. 2).

Таблица 2

Парадигмы конкурса

Управленческая форма

Парадигма конкурса

Подбор

Выборы

Отбор

Бюрократическая

Диалоговая (знаньевая)

Коллективистская

Рыночная

Демократическая

Оптимальная

Желательная

Возможная

Нежелательная

Невозможная

Невозможная

Нежелательная

Желательная

Возможная

Оптимальная

Нежелательная

Оптимальная

Невозможная

Желательная

Возможная

Информация о работе Конкурсный набор персонала на работу