Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
изучить особенности конкурсного набора персонала на работу.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурса и основные подходы к его организации………...............4
2. Основные этапы проведения конкурса……………………………………….6
3. Подбор персонала и проведение конкурса в ООО АТСиУ «Спутник»…..13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
2
Министерство образования и науки РФ
Филиал ФГБОУ ВПО (Сочинский государственный университет)
в г. Анапе Краснодарского края
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Управление персоналом»
тема: «Конкурсный набор персонала на работу»
Анапа, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие конкурса и основные подходы к его организации………...............4
2. Основные этапы проведения конкурса……………………………………….6
3. Подбор персонала и проведение конкурса в ООО АТСиУ «Спутник»…..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Практически любая организация постоянно испытывает потребность в персонале, что ставит на повестку дня задачу привлечения и отбора лиц, обладающих нужными качествами. В то же время нельзя набирать новых сотрудников без необходимости, по принципу "был бы человек, а работа найдется". Исходным моментом привлечения кадров считается появление вакансий на определенные должности и рабочие места. Они образуются в результате увольнения, открытия нового направления работы, перегру-женности действующих сотрудников, их перемещения и т.д. Процесс набора персонала требует огромных затрат, а ошибки при назначении на должность делают их еще большими. В то же время выбор удачных сотрудников повышает прибыльность работы и престиж фирмы, снижает текучесть. Наем на работу представляет собой совокупность действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными, квалификацион-ными качествами, необходимыми для достижения целей организации. С привлечения на работу начинается процесс управления персоналом. У руко-водства службы управления персоналом сразу возникает вопрос: где искать необходимых работников, как информировать их об имеющихся рабочих местах? Выбор же способа набора кадров зависит: от кадровой политики руководства организации, от финансового состояния организации, от специфики организации (научно-исследовательская, образовательная деятельность), от типа организационной культуры, от структуры потребности в кадрах и прочих факторов. Одной из технологий привлечения и найма персонала является конкурс.
Цель работы изучить особенности конкурсного набора персонала на работу.
1. Понятие конкурса и основные подходы к его организации
Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами за занятие вакантной должности. Конкурсные процедуры способствуют:
- поднятию престижа должности;
- привлечению большего количества кандидатов;
- повышению объективности решения о приеме на работу;
- демократизации и открытости сферы управления персоналом;
- внедрению новых технологий кадровой работы;
- интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми на работу кандидатами;
- формированию команд.[1]
Необходимыми элементами конкурсной процедуры являются:
1) наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;
2) конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения;
3) механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;
4) механизмы информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса.
Сложилось несколько подходов к организации и проведению конкурса при приеме на работу и на замещение вакантной должности.
1. Выборы — наиболее простой и традиционный способ, используемый чаще всего при проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя. В рамках этой процедуры учитывается мнение большинства и не проводятся специальные предварительные испытания кандидатов. Их соответствие или несоответствие вакантной должности определяется кон-курсной комиссией на основе изучения официальных и неофициальных документов (характеристик от руководства, общественных и профсоюзных организаций), собеседования. Информация о кандидатах доводится до кол-лектива, перед которым выступают претенденты со своими сообщениями. Предпочтение тому или иному кандидату отдается путем голосования, процедура которого предварительно согласовывается (простое большинство, 2/3 от состава голосующих и т.п.).
Преимущества выборного метода — быстрота и возможность учета мнения членов коллектива. К недостаткам следует отнести субъективизм и невозможность застраховаться от ошибки, поскольку голосующему боль-шинству приходится доверять информации, полученной из характеристик кандидата или в лучшем случае своему субъективному мнению, основанному на наблюдении за поведением кандидата, его выступлением и ответами на вопросы, если выступление организовывается.
2. Подбор — решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно вышестоящим руководителем или назначенным им лицом. Метод подбора используется также и для руководящих должностей высокого уровня, где наравне с профессиональной компетентностью большое значение придается умению кандидата нала-живать отношения с партнерами разного уровня, быть совместимым с выше-стоящим руководством и подчиненными.
При оценке подбираемых кандидатов конкурсная комиссия помимо анализа документов и характеристик проводит собеседования, иногда струк-турированные интервью и психологическое тестирование кандидатов.
Преимущества метода подбора — индивидуальный подход и возмож-ность получить более достоверную информацию о профессиональных и личностных качествах кандидатов, недостатки — относительная медли-тельность и высокая степень субъективности, которая имеет эмоционально-психологический характер (например, тенденция принимать решение о кандидате на основе первого впечатления, без учета информации, получае-мой в дальнейшем собеседовании). Ошибка часто происходит из-за субъек-тивного стремления оценивать кандидата в сравнении с впечатлением, остав-ленным предыдущим кандидатом. Влияет на оценку и внешний вид человека, его социальное положение, манеры и т.д. Структурированное интервью (заранее составленный опросник, охватывающий основные интересующие конкурсную комиссию проблемы) повышает надежность результатов собесе-дования. Кроме того, использование метода подбора продуктивно в ситуации отсутствия конфликта, когда назначение подобранного кандидата не затрагивает интересы других членов коллектива.
3. Отбор — это способ, позволяющий в любых условиях провести наи-более демократичную и в значительной степени свободную от субъективизма конкурсную процедуру.
Преимущества метода отбора — всестороннее тщательное и объектив-ное изучение индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование его эффективности, недостатки — длительность и доро-говизна используемых процедур.[2]
Технология построения конкурсных процедур может быть различной и в существенной степени определяется профилем организации, сложив-шимися социально-экономическими, политическими и психологическими условиями, профессионализмом привлеченных специалистов в области оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов.
2. Основные этапы проведения конкурса
Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация кон-курсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.
В центре подготовительного этапа — процесс создания конкурса (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окон-чательного списка конкурсантов.
На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора инфор-мации о кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он про-должается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов последнего подэтапа.
На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момента подведения итогов и заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.
Важнейшим условием проведения конкурса является создание кон-курсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса.
Важнейшим условием проведения конкурса является создание кон-курсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.
В подготовке подготовительного этапа важно уделить внимание кадровому обеспечению.
- парадигма “подбор” — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;
- парадигма “выборы” — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;
- парадигма “отбор” — конкурсная комиссия должна включать предс-тавителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.
Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения представлена в табл. 1.1, где оптимальные в рамках парадигмы мероприятия обозначены символом “+”; не совместимые с парадигмой мероприятия — символом “—”; мероприятия рамках парадигмы — символом “0”.
Таблица 1
Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения
Мероприятия по подготовке конкурса | Парадигма конкурса | ||
Подбор | Отбор | Выборы | |
1. Принятие решения о необходимости проведения конкурса | + | + | + |
2. Создание конкурсной (избирательной) комиссии | — | + | + |
3. Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии | — | + | 0 |
4. Публикация объявления о проведении конкурса | 0 | + | 0 |
5. Разработка программы основного этапа конкурса | 0 | + | — |
6. Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии) | 0 | + | — |
7. Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения | 0 | + | — |
8. Разработка необходимого инструментария | 0 | 0 | + |
9. Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса | 0 | + | + |
10. Подготовка и оценка рефератов | 0 | + | — |
11. Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии | 0 | + | + |
12. Рассмотрение документов, представленных кандидатами на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии) | + | + | 0 |
13. Определение списка кандидатов на участие в конкурсе | + | + | + |
14. Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласи на участие в нем) | 0 | + | 0 |
15. Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии) | + | + | + |
Основной этап. Формирование программы конкурса. Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации (табл. 2).
Таблица 2
Парадигмы конкурса
Управленческая форма | Парадигма конкурса | ||
Подбор | Выборы | Отбор | |
Бюрократическая Диалоговая (знаньевая) Коллективистская Рыночная Демократическая | Оптимальная Желательная Возможная Нежелательная Невозможная | Невозможная Нежелательная Желательная Возможная Оптимальная | Нежелательная Оптимальная Невозможная Желательная Возможная |