Конкурентоспособность муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность конкурентоспособности муниципального образования и представить классификацию конкурентных позиций.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении, структурировании состава конкурентных позиций муниципального образования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Конкурентоспособность муниципального образования……………………...5
1.1Сущность, новые подходы к формированию…………………………5
1.2 Классификация конкурентных позиций………………………………9
2 Проанализировать возможность применения экспертов к решению
вопроса о переработке мусора и твердых бытовых отходов МО…………….14
2.1 Классификация ТБО…………………………………………………..15
2.2 Этапы решения проблемы ТБО……………………………………...16
2.3 Руководство решением проблемы ТБО……………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.08 Кб (Скачать)

1.2 Классификация конкурентных позиций 

     Территории, составляющие мезоуровень управления, выступают в качестве агентов  рынка капиталов. В рыночных условиях территории, в том числе и муниципальные  образования, вынуждены конкурировать  между собой за обладание специфическими экономическими ресурсами - бюджетными субвенциями и налоговыми доходами, за привлечение факторов производства через создание на своей территории благоприятного предпринимательского климата и благоприятной среды  обитания. Каждое муниципальное образование  для того, чтобы преуспеть в  этой борьбе, должно стремиться максимально  реализовать и наращивать свой социально-экономический  потенциал. Для осуществления этих задач принципиальное значение имеет  конкурентоспособность на соответствующем  рынке. Поэтому оценка конкурентных позиций муниципальных образований  является одним из важнейших направлений  исследования современной региональной экономики.

     Конкурентные  позиции муниципального образования – составляющие элементы его конкурентоспособности. На состояние конкурентных позиций влияют различные факторы конкурентоспособности, дающие как преимущества, так и ограничивающие возможности муниципальному образованию в конкурентной борьбе.

     Конкурентные  преимущества муниципального образования – совокупность его характеристик, которые создают определенные превосходства над другими территориями, например, в привлечении инвестиций, квалифицированных кадров, других видов ресурсов, формируют для предприятий условия, наилучшие для достижения ими конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг.

     Ограничения и отрицательные факторы способны снизить результативность  реализации благоприятных конкурентных возможностей и создать трудности в использовании социально – экономического потенциала территории.

     Любая конкурентная позиция с одной  стороны – обладает преимуществами, с другой стороны – ограничениями  и отрицательными факторами. Конкурентные преимущества муниципального образования  могут укрепить его положение  и способствовать социально –  экономическому развитию, ограничения  и отрицательные факторы сдерживают развитие. Их влияние нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. С  другой стороны, ограничения и отрицательные  факторы при определенных условиях могут быть обращены в преимущества, то есть быть использованы в качестве стимулов для развития тех или  иных комплексов и привлечения ресурсов.

     Для понимания сущности конкурентных позиций, а также управления ими, необходимо провести их классификацию с точки  зрения различных подходов к их рассмотрению.

     С точки зрения источников формирования конкурентных позиций их можно подразделить на основные и развитые.

     Основные – природно-климатические условия и ресурсы, географическое положение, неквалифицированная или мало квалифицированная рабочая сила. То есть объективные условия, наличие или отсутствие которых не зависит от деятельности человека. Эти условия даны территории изначально и являются важным преимуществом. Хотя основные факторы в течение длительного времени, как правило, стабильны, их роль и значение может меняться. Это происходит в том случае, когда сокращаются потребности в определенных ресурсах, возникают новые, более выгодные варианты удовлетворения спроса.

     Развитые  – это  факторы, которые создаются  на территории в результате целенаправленной деятельности людей. Это такие факторы  как современная инфраструктура, развитая научно - информационная среда, высококвалифицированные кадры, научно-исследовательский  и геологоразведочный потенциал, и  т.д. В свою очередь, развитые факторы  можно подразделить на имеющиеся в настоящее время и потенциальные – те, которые необходимо и возможно создать в обозримом будущем.

     С точки зрения широты действия конкурентные позиции можно подразделить на следующие группы:

  • суперрегиональные – конкурентные позиции, характерные для страны в целом или группы регионов. При этом для территорий-конкурентов внутри страны или группы регионов эти позиции не являются значимыми: они одинаковы для них;
  • региональные – конкурентные позиции, характерные для всего региона и муниципальных образований, его составляющих;
  • общемуниципальные конкурентные позиции характерны для муниципального образования в целом, они обусловлены социально-экономическими, научно-техническими, природными и экологическими факторами. Общемуниципальные конкурентные позиции определяют место муниципального образования в территориальном разделении труда и направлены во внешнюю среду муниципального образования;
  • внутримуниципальные  конкурентные позиции и конкурентные позиции социально-экономических сфер жизнедеятельности муниципального образования направлены внутрь самого муниципального образования. Внутримуниципальные конкурентные позиции – это конкурентные позиции территорий внутри муниципального образования. Конкурентные позиции социально-экономических сфер жизнедеятельности муниципального образования определяются способностью предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности на территории муниципального образования осуществлять деятельность в конкурентной среде.

     По  типу воздействия факторов можно выделить внешнее и внутреннее воздействие на конкурентные позиции муниципального образования.

     Конкурентные  позиции, обусловленные внешними факторами, в основном формируются на макроуровне управления и наиболее высоких уровнях мезоуровня управления. К ним можно отнести конкурентоспособность страны, региона, отрасли, направленность государственной социальной, экономической, финансовой, фискальной политики и проч.

     Конкурентные  позиции, обусловленные внутренними факторами, формируются на уровне муниципального образования и в большей степени зависят от муниципальных органов управления.

     Структурные конкурентные позиции зависят от организационной структуры управления муниципального образования, миссии, уровня специализации и концентрации производственной и социально-культурной сфер муниципального образования, мониторинга социально-экономических процессов, информационной и нормативно-методической базы управления.

     Ресурсные конкурентные позиции определяются уровнем обеспеченности всеми видами ресурсов муниципального образования: природными, финансовыми, материально-техническими, информационными, трудовыми и т.д.

     Управленческие – это уровень конкурентоспособности менеджеров в системе органов местного самоуправления, оптимизация управленческих процессов, их научная обоснованность, а также система управления качеством.

     Конкурентные  позиции, характеризующие эффективность функционирования муниципального образования как системы – это уровень жизни населения муниципального образования, уровень инвестиционной привлекательности территории, имидж муниципального образования.

     Динамичное  развитие муниципального образования  в условиях рынка становится реальным при наличии благоприятных конкурентных позиций. Приток ресурсов и, прежде всего, инвестиций,  в муниципальное  образование  целиком определяется его социально-экономической привлекательностью. Здесь решающее значение приобретает  конкурентоспособность муниципального образования  и возможности ее повышения. Предпринимательский капитал  направляется туда, где можно разместить конкурентоспособные производства, приносящий доход бизнес. В свою очередь, рост капиталовложений в экономику  территории является основой для  роста благосостояния жителей, который  оценивается в первую очередь  уровнем занятости и уровнем  доходов на душу населения. Следовательно, формирование конкурентоспособной  экономики  муниципального образования, обеспечивающей необходимый уровень  и качество жизни населения, можно  считать главной задачей органов  местного самоуправления.

     Таким образом, понятие конкурентоспособности  становится ключевым для управления развитием муниципального образования. Это один из основных факторов, находящихся  под воздействием местных властей  и решающим образом влияющий на ход  развития города и качество жизни  населения [4].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Проанализировать возможность применения экспертов к решению вопроса о переработке мусора и твердых бытовых отходов МО 

     Нынешняя  ситуация обращения с землёй, стихийное  загрязнение больших территорий разнообразными промышленными и  бытовыми, твёрдыми и жидкими отходами достигло в нашей стране угрожающих масштабов. В связи с этим необходимо в ближайшем будущем создать  специальную технологию массовой очистки  городских, сельских территорий, а также  земельных угодий, полей, лесозащитных полос и посадок, обочин дорог  от несанкционированных свалок различного мусора. Это позволит противостоять  тенденциям опасного накопления мусора, его стихийного сжигания, самовозгорания, попадания огромных количеств образующихся токсических веществ в атмосферу, реки и водоёмы.

     Особенно  трудной проблемой являются твёрдые  бытовые отходы (ТБО), которые представляют собой крайне нестабильную неконтролируемую смесь бумаги, картона, пищевых остатков, пластмассы, резины, стекла, строительного  мусора, металлов, батареек и другого. Предварительная сортировка ТБО  городским населением и коммунальными  службами в России практически не проводится. Механическая сортировка ТБО технически сложна и пока не находит широкого применения. Прямая переработка или сжигание огромных количеств отходов технически весьма проблематична, экологически опасна и  экономически неэффективна. Поэтому  потребуется неотложное решение  проблемы ТБО при обеспечении  наиболее экономически и экологически эффективного их использования и  переработки с получением полезной продукции. 
 
 

     2.1 Классификация ТБО 

       Твердые бытовые отходы (ТБО) в  Российской Федерации, представляют  собой грубую механическую смесь  самых разнообразных материалов  и гниющих продуктов, отличающихся  по физическим, химическим и механическим  свойствам и размерам. Перед переработкой, собранные ТБО, необходимо обязательно  подвергнуть сепарации по группам,  если таковая имеет смысл, и  уже после сепарации каждую  группу ТБО следует подвергнуть  переработке.

     ТБО можно разделить на несколько  составов:

  • по качественному составу ТБО подразделяются на: бумагу (картон); пищевые отходы; дерево; металл черный; металл цветной; текстиль; кости; стекло; кожу и резину; камни; полимерные материалы; прочие компоненты; отсев (мелкие фрагменты, проходящие через 1,5-сантиметровую сетку);
  • к опасным ТБО относятся: попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы, электроприборы, лаки, краски и косметика, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия, медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.

       Одни отходы (например, медицинские,  ядохимикаты, остатки красок, лаков,  клеев, косметики, антикоррозийных  средств, бытовой химии) представляют  опасность для окружающей среды,  если попадут через канализационные  стоки в водоемы или как  только будут вымыты со свалки  и попадут в грунтовые или  поверхностные воды. Батарейки и  ртутьсодержащие приборы будут  безопасны до тех пор, пока  не повредится корпус: стеклянные  корпуса приборов легко бьются  еще по пути на свалку, а  коррозия через какое-то время  разъест корпус батарейки. Затем  ртуть, щелочь, свинец, цинк станут  элементами вторичного загрязнения  атмосферного воздуха, подземных  и поверхностных вод.

       Бытовые отходы характеризуются  многокомпонентностью и неоднородностью  состава, малой плотностью и  нестабильностью (способностью к  загниванию).

     По  характеру и степени воздействия  на природную среду они делятся  на:

     - производственный мусор, состоящий  из инертных материалов,

       утилизация которых в настоящее  время экономически неоправданна;

      - утилизируемые материалы (вторичное  сырье);

      - отходы 3 класса опасности;

      - отходы 2 класса опасности;

      - отходы 1 класса опасности.

       Из общего количества отходов,  ежегодно образующихся на предприятиях, города большую часть составляют  инертные твердые отходы, и малую  часть - промышленные токсичные  ТБО. 

     2.2 Этапы решения проблемы ТБО 

Информация о работе Конкурентоспособность муниципального образования