Конкурентоспособность муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность конкурентоспособности муниципального образования и представить классификацию конкурентных позиций.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении, структурировании состава конкурентных позиций муниципального образования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Конкурентоспособность муниципального образования……………………...5
1.1Сущность, новые подходы к формированию…………………………5
1.2 Классификация конкурентных позиций………………………………9
2 Проанализировать возможность применения экспертов к решению
вопроса о переработке мусора и твердых бытовых отходов МО…………….14
2.1 Классификация ТБО…………………………………………………..15
2.2 Этапы решения проблемы ТБО……………………………………...16
2.3 Руководство решением проблемы ТБО……………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.08 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
  1. Конкурентоспособность муниципального образования.
  2. Проанализировать возможность применения экспертов к решению

     вопроса о переработке мусора и твердых  бытовых отходов МО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Конкурентоспособность  муниципального образования……………………...5

     1.1Сущность, новые подходы к формированию…………………………5

     1.2 Классификация конкурентных позиций………………………………9

2 Проанализировать  возможность применения экспертов  к решению 

вопроса о переработке мусора и твердых  бытовых отходов МО…………….14

     2.1 Классификация ТБО…………………………………………………..15

     2.2 Этапы решения проблемы ТБО……………………………………...16

     2.3 Руководство решением проблемы  ТБО……………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический  список…………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Развитие  муниципальных образований, комплексное  использование их потенциала является благодатной основой для укрепления экономики регионов. Муниципальное  образование является первичной  территориальной ячейкой экономики  России и органично дополняет  вертикаль государственного управления. Именно на этом уровне создаются условия для эффективной работы предприятий, повышения конкурентоспособности товаров, а так же повышения уровня жизни населения. Конечная цель управления деятельностью муниципальных образований должна быть направлена на удовлетворение нужд действующих лиц города.

     По  отношению к городам в настоящее  время применяются некоторые  положения, которые первоначально  использовались только по отношению  к предприятиям. Например, термин “конкурентоспособность”, который раньше применялся в первую очередь для оценки деятельности предприятий, сейчас используется также  для городов, регионов и государств.

     Конкурентоспособность – набор свойств, дающих преимущества в конкурентной борьбе конкретному  субъекту. Конкурентоспособность муниципального образования можно рассматривать  с двух позиций: во-первых, с позиций  уровня развития экономики города; во-вторых, в сравнении с другими  городами.

     Конкурентоспособность муниципального образования зависит  от конкурентоспособности предприятий, расположенных в нем. Чтобы привлечь и удержать наиболее мобильные виды ресурсов (инвестиции, квалифицированные  кадры и др.), необходимо предоставить им условия, способствующие росту их конкурентоспособности. Таким образом, привлекательность муниципального образования можно считать синонимом  его конкурентоспособности, как  места размещения различных видов  деятельности. Однако муниципальное  образование должно быть привлекательным не только для предприятий и фирм, но и для населения, поскольку население является одним из важнейших ресурсов, которые муниципальные образования могут предложить предприятиям, а также для приезжих, которые приносят доход предприятиям муниципального образования и являются носителями и распространителями информации о муниципальном образовании.

     Вопросы конкурентоспособности муниципальных  образований и подходов к управлению территорией с точки зрения конкурентных позиций исследованы недостаточно. Отсутствуют целостные исследования по разработке систем управления конкурентоспособностью муниципального образования. Поэтому  исследование различных аспектов, связанных  с управлением конкурентоспособностью территории представляется актуальным в настоящее время.

     Цель  данной работы – раскрыть сущность конкурентоспособности муниципального образования и  представить классификацию  конкурентных позиций.

     Теоретическая значимость работы заключается в  уточнении, структурировании состава  конкурентных позиций муниципального образования.

     Для управления конкурентными позициями  необходимо понимать их сущность, источники  формирования и взаимосвязи. Поэтому  классификация конкурентных позиций  по отдельным, наиболее значимым на наш  взгляд, признакам позволит систематизировать  подходы к их изучению и управлению ими. В этом заключается практическая значимость работы.  
 
 
 
 
 
 

1 Конкурентоспособность  муниципального образования 

    1. Сущность, новые подходы  к формированию
 

     Согласно  теории конкуренции, конкурентоспособность  любого субъекта (работника, предприятия, отрасли, региона, страны в целом), либо объекта (товара, услуги) определяется наличием у них конкурентных преимуществ, т.е. ценностей (свойств), которые обеспечивают превосходство перед соперниками  в конкурентной среде. 

     Конкурентные  преимущества специфичны для каждого  уровня хозяйственной системы. Так, для страны в целом конкурентные преимущества могут быть связаны  с ее природными ресурсами, уникальным климатом, выгодным территориальным  положением, высоким качеством трудовых ресурсов, способностью интегрировать  в мировое хозяйство, обеспечить своим гражданам достойные условия  жизни и т.п. Для предприятия  – это может быть торговая марка, высокое качество товаров и сервисного обслуживания потребителей, обладание  новейшей технологией, высокий уровень  квалификации персонала, эффективный  менеджмент и т.п.

     Конкурентные  преимущества позволяют хозяйствующим  субъектам не только выживать в конкурентной борьбе, но и наилучшим образом  удовлетворить свои потребности. Следовательно, формирование субъектом своих конкурентных преимуществ всегда связано с  его целевой установкой на обеспечение  лучших условий своего существования. В контексте территориального подхода  – а муниципальные образования  как экономические субъекты имеют  в своей основе фактор территориальной  общности и компактности проживания населения – их конкурентные преимущества определяются способностью их территориальной  среды «удерживать» в своих границах население и бизнес. Иными словами, конкурентными преимуществами любого муниципального образования являются те свойства его природно-климатической и социально-экономической систем, которые делают данную территорию привлекательной для населения и бизнеса как своеобразных «потребителей» муниципальной среды. Из этого следует, что формирование конкурентных преимуществ муниципальных образований связано с деятельностью органов местного самоуправления по созданию на подведомственных территориях оптимальной среды для жизни населения и благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.

     Определенная  часть конкурентных преимуществ  является для муниципальных образований  как бы «наследственной»: благоприятный  климат, выгодное расположение (близость к транспортным путям), наличие на территории запасов полезных ископаемых, исторически сложившаяся культурная среда и т.п. Но большинство элементов, составляющих их конкурентные преимущества, формируются за счет целенаправленных действий самого местного сообщества.

     Основными элементами конкурентных преимуществ, которые определяют конкурентоспособность  муниципальных образований, являются:

     - природно-климатические, географические, экологические параметры, характеризующие  данную территорию;

     - величина накопленного капитала (уровень развития и структура  производственно-хозяйственного комплекса  в границах территории);

     - количество и качество трудовых  ресурсов;

     - предпринимательская, инновационная  активность субъектов хозяйствования (наличие современных предприятий  с высоким удельным весом расходов  на НИОКР);

     - динамично развивающийся внутренний  рынок (когда основой обменных  отношений является производство  в рамках муниципальных образований);

     - уровень развития социально-трудовых  отношений (высокая занятость  населения, достаточные расходы  на образование и др.);

     - уровень и качество жизни (уровень  доходов, комфортные условия жизни  и расширенного воспроизводства  населения);

     - уровень соответствия параметров  инфраструктуры муниципальных образований  региональным, федеральным и международным  стандартам;

     - уровень интеграции и кооперирования  с другими муниципальными образованиями,  регионами страны и зарубежными  государствами [3].

     Образуя систему конкурентных преимуществ, все перечисленные элементы формируют  социально-экономический потенциал  муниципального образования и создают  условия для долгосрочного экономического роста.

     В настоящее время практика хозяйствования и управления в муниципалитетах  постоянно сталкивается с проблемами, которые тормозят формирование их конкурентных преимуществ, что снижает возможности  экономического развития, удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Анализ этих проблем позволяет  выделить, по крайней мере, три группы причин, их порождающих.

     1. Несовершенство нормативно-правовой  базы, регламентирующей деятельность  муниципальных образований в  части их взаимоотношений с  государством и субъектами Федерации.  Здесь следует обратить внимание  на одно принципиально важное  положение: Россия является федеративным  государством с широкими полномочиями  ее субъектов (а муниципальные  образования входят в структуру  последних), поэтому региональные  власти имеют возможность создавать  на своей территории существенно  различающуюся среду экономической  деятельности муниципальных образований.  Это, естественно, отражается  на условиях формирования конкурентных  преимуществ муниципальных образований  в разных регионах страны.

     2. Непрофессионализм и незаинтересованность  работников местных администраций  в мобилизации эндогенных факторов  развития территории и формирования ее конкурентных преимуществ. В первую очередь речь идет об использовании инновационных технологий управления территориями, более эффективных действиях по формированию неналоговых доходов, доля которых в местных бюджетах составляет в среднем по стране около 10%, а в БМО – лишь 5,3%. Это свидетельствует о неэффективной работе органов местного самоуправления по увеличению собственной ресурсной базы. К сожалению, подавляющая часть руководителей местных администраций не владеют специальными знаниями в сфере стратегического управления территориями, городского маркетинга, кластерной формы организации производственно-хозяйственной и научной деятельности; они не знакомы с позитивным опытом инновационных подходов к управлению социально-экономическими процессами в России и за рубежом, где такие подходы применяются давно и успешно.

     3. Особенности менталитета российских  граждан. Большинство населения,  как показывают социологические  опросы, рассматривает органы местного  самоуправления не как потенциального  партнера по решению проблем  развития местного сообщества, а  именно как «власть», которая  обязана решать все вопросы.  В большинстве случаев для  основной массы населения характерна  безынициативность и пассивность.  Лишь отдельные энтузиасты стремятся  пробудить общественное участие  и внимание властей к наиболее  острым проблемам местного сообщества. В свою очередь местные чиновники  не готовы взаимодействовать  с этими группами на условиях  социального партнерства, пренебрежительно  относятся к мнению населения,  для них характерно неприятие  внесистемной инициативы, понимание  своей деятельности лишь как  администрирование. В настоящее  время в большинстве муниципальных  образований отсутствует четкая  система, которая регламентировала  бы отношения местной власти  с населением и локальными  социальными и профессиональными  группами; не отлажен механизм  информированности населения о  развертывании на территории  той или иной социальной программы  (исключение составляют национальные  проекты), отсутствует нормативно закрепленная возможность инициирования гражданами (социальными группами) конкретных решений, направленных на повышение качества жизни, улучшение работы городского транспорта, учреждений сфер здравоохранения, образования, культуры, отдыха как элементов системы конкурентных преимуществ [4].  

Информация о работе Конкурентоспособность муниципального образования