Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:56, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности социально-культурной сфере и разработать программу по возникновению конфликтных ситуаций, возникающих в практике организации. Выявить основные причины возникновения конфликтов, особенности управления конфликтом в организации на примере ЗАО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК», ГМ «Карусель» (подразделение ГМ «Землячки»). Разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению, ведь конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, и позволяет проанализировать большое количество альтернатив.
По штатному расписанию количество сотрудников гипермаркета «Карусель» (ГМ «Землячки») на 01.01.2011г. составляет 188 человек.
Основные руководители выполняют следующие функциональные обязанности:
Директор.
Подписывает приказы о
Заместитель директора. Подчинятся непосредственно директору. В отсутствии директора выполняет все его обязательства.
Менеджер по персоналу.
Подчиняется заместителю
Набор персонала производится в соответствии со штатным расписанием. Каждая должность (профессия) штатного расписания имеет соответствующую должностную инструкцию, в которой изложены требования к кандидатам. Отбор производится по данным трудовой книжки кандидата (статья увольнения, места работы и частота их смены). Затем сотрудник отдела кадров направляет соискателя в соответствующее подразделение, где происходит разговор с руководителем. По окончании собеседования начальник отдела проводит оценку полученных результатов и принимает решение. Если кандидат подходит, то с ним подписывается трудовое соглашение на испытательный срок 3 месяца, и если кандидат пройдет успешно этот испытательный срок, то его принимают на работу, и подписывается Трудовой контракт4.
Таблица 2. Численный состав организации ГМ «Карусель».
|
Примечание.
Собственная разработка.
Таблица 3. Данные для анализа движения персонала.
Показатель | 01.01.2009г. | 01.01.2010г. | 01.01.2011г. | всего | Темп роста, % |
Среднесписочная численность, кол-во чел. | 224 | 232 | 188 | -196 | -268% |
Принято в течение года новых работников, кол-во чел | 19 | 7 | 11 | 1 | -15% |
Выбыло работников, кол-во чел. | 11 | 51 | 39 | 101 | -23% |
- уход на пенсию, на учебу, в армию | - | - | - | - | - |
- по собственному желанию | 11 | 43 | 39 | 93 | -15% |
- за нарушение дисциплины | 0 | 8 | 0 | 8 | -8% |
Оборот по приёму, % | 8,48 | 3,02 | 5,85 | -0,51 | -6% |
Оборот по выбытию, % | 4,91 | 21,98 | 20,74 | -51,53 | -6% |
Общий оборот, % | 13,39 | 25,00 | 26,60 | -38,20 | -12% |
Текучесть кадров, % | 4,91 | 21,98 | 20,74 | -51,53 | -6% |
Коэффициент постоянства кадров, % | 95,09 | 78,02 | 79,26 | 151,53 | -94% |
Примечание. Собственная разработка.
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
Кпр.2009 = 19 / 224 * 100% = 8,48
Кпр.2010 = 7 / 232 * 100% = 3,02
Кпр.2011 = 11 / 188 * 100 % = 5,85
Кв.2009 =11 / 224 * 100% = 4,91
Кв.2010 =51 / 232 * 100% = 21,98
Кв.2011 = 39 / 188 * 100% = 20,74
Коб.2009 = (19 + 11) / 224 * 100% = 13,39
Коб.2010 = (7 + 51) / 232 * 100% = 25,00
Коб.2011 = (11+39) / 188 * 100% = 26,60
Кт.2009 = 11 / 224 * 100% = 4,91
Кт.2010 = 51 / 232 * 100% = 21,98
Кт.2011 = 39 / 188 *100% = 20,74
Кпост.2009 = (224 – 11) / 224 * 100% = 95,09
Кпост.2010 = (232 – 51) / 232 * 100% = 78,02
Кпост.2011 = (188 – 39) / 188 * 100% = 79,26
Расчет показателей, характеризующих движение рабочей силы на предприятии на начало 2011 г., показывает, что среднесписочная численность = 188, коэффициент оборота по выбытию = 20,74, коэффициент общего оборота = 26,60, коэффициент текучести кадров = 20,74, коэффициент постоянства кадров = 79,26 по отношению к среднесписочной численности на начало года. Коэффициент текучести кадров довольно высокий (4,91% в 2009 г., 21,98% в 2010 г. и 20,74% в 2011 г.).
Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что в ГМ «Карусель» (ГМ Землячки») высокая текучесть кадров. Если на 01.01.2011г. количество сотрудников составило 188 человек, то уже на 01.07.2011г. эта цифра изменилась до 157 человек, т.е. за последние 0,5 года уволился 31 сотрудник. Состав администрации за последний год работы относительно не изменился. Следует отметить тот факт, что на сегодняшний день продолжают увольняться только рядовые работники, это связано с несовпадением целей, мотивов, интересов, социальных ожиданий руководителя и подчиненных.
Конфликтные ситуации в ГМ - деструктивные, т.к. конфликт происходит между руководителем и подчиненным, а именно конфликт формирует образ врага, сопровождается стрессом, что ведет к ухудшению качества совместной деятельности и к снижению групповой сплоченности.
Это связано, прежде всего, с такими обстоятельствами, как:
Рассмотрим несколько конфликтных ситуаций и способов их разрешения в ГМ «Карусель».
Конфликтная ситуация № 1.
В ГМ Карусель планируется проведение полной инвентаризации (конец января 2011 г.). Директор, в свою очередь, отзывает с отпусков и больничных листов сотрудников за предоставление, впоследствии оплачиваемого выходного дня (отгула). Нужно отметить, что согласно Трудовому кодексу оплата в выходные дни производится в двойном размере или предоставляется оплачиваемый выходной день на усмотрение работника и только по его желанию. Но руководство предприятия не разрешает выход на работу за двойную оплату, мотивируя это экономией фонда заработной платы. Практически все отказываются, так как из-за нехватки персонала отгулы не дадут, но не выйти сотрудники не могут, т.к. руководство ГМ грозит персоналу штрафными санкциями и увольнением. Такое поведение нельзя рассматривать как компромисс – деструктивный конфликт (неправильные действия руководителя). Конфликт, который необходимо избегать.
Конфликтная ситуация № 2.
Директор, старший менеджер дает задания менеджеру зала. Менеджер зала получает задание на дополнительную выкладку товара по акции, соответственно менеджер оформляет дополнительный заказ на поставщика, который должен привезти товар в определенный срок (в короткие сроки). Но поставщик, по какой-то причине, не смог привезти товар в срок. Старший менеджер не конфликтует с менеджером зала и считает причины объективными, т.к. у поставщика не оказалось такого количества товара на складе. А директор считает, что плохо старались, мало пытались, и мало сделали. Спор директора со старшим менеджером возник на этой почве. Но директор спрашивает совета и прислушивается к мнению старшего менеджера, у того большой опыт работы в данной отрасли, поэтому до ссоры дело не дошло, все ограничилось столкновением мнений. Их отношения являются примером сотрудничества.
Конфликтная ситуация № 3.
Директор дает задание старшему менеджеру склада (по логистике). Старший менеджер склада получает задание об устранении негативных остатков в программном комплексе NQ-Департамент. Он перераспределяет свои обязанности между своими подчиненными для достижения поставленной цели, соответственно сотрудникам необходимо задерживаться после работы. Некоторые сотрудники недовольны, но старший менеджер склада берет на себя ответственность за то, что предоставит всем своим подчиненным отгул за переработанные часы. Цель была достигнута. Старший менеджер и подчиненные достигли компромисса. Руководитель ГМ «Карусель» объявил благодарность за своевременно выполненную работу.
Конфликтная ситуация № 4.
Менеджер зала составляет график работы для своих сотрудников на следующий месяц, соответственно проставляет часы выхода на работу продавцов. Некоторые сотрудники не соглашаются с таким графиком и сообщают об этом не своему менеджеру, а сразу директору ГМ. Также сообщили директору о том, что их менеджер «предвзято» к ним относится. Возникла конфликтная ситуация. Директору ГМ пришлось собрать продавцов и менеджера зала. После длительных переговоров ситуация разрешилась.
2.3.
Обработка полученных
результатов. Рекомендации.
Существует несколько методов управления конфликтной ситуацией: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.