Конфликт и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:27, реферат

Краткое описание

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Файлы: 1 файл

КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.docx

— 54.11 Кб (Скачать)

 

Ремарка. Автор дополнительной интерпретации к тесту – Козлова  А.А.

 

 

Типичные «конфликтные привычки»  участников конфликта

 

 

 

Наиболее полное представление  о стратегиях и тактиках поведения  в конфликте можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические  реакции поведения), которые свойственны  всем людям, вступающим в конфликтные  отношения.

 

Рассматривая одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические реакции  поведения участников конфликта  в зависимости от выбранной стратегии  поведения.

 

Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.

 

Стратегия поведения –  Уклонение.

 

«Конфликтные привычки»:

 

-       прекращаете  разговаривать с этим человеком;

 

-       подавляете  в себе несогласие с ним;

 

-       становитесь  в позу обиженного;

 

-       ощущаете  подавленность от непонимания  с его стороны;

 

-       переходите  на сдержанный тон в обращении  с ним и формальные отношения;

 

-       скажете  неприятные слова о нем, но  не ему;

 

-       намерены  прекратить заботу о нем, поддержку  действий, начинаний;

 

-       мысленно  вычеркиваете его из списка  друзей или партнеров общего  дела.

 

 

 

Стратегия поведения –  Улаживание.

 

«Конфликтные привычки»:

 

-       делаете  вид, будто ничего не произошло;

 

-       предпочитаете  пойти на его условия ради  мира;

 

-       ругаете  себя впоследствии за то, что  не смогли ничего противопоставить;

 

-       употребляете  все свое личное обаяние, чтобы  достичь цели;

 

-       ничего  не предложите для решения  проблемы, но подумаете, как организовать  интригу;

 

-       сделаете  все, чтобы скрыть свое раздражение,  огорчение и бессилие.

 

 

 

Стратегия поведения –  Конкуренция.

 

«Конфликтные привычки»:

 

-       продолжаете  доказывать человеку ошибочность  его точки зрения;

 

-       выражаете  ему свое раздражение и демонстрируете  его, пока человек не примет  Вашу точку зрения;

 

-       пробуете  его перехитрить;

 

-       предпочитаете  криком решить проблему;

 

-       станете  искать союзников с цепью оказать  на противника должное воздействие;

 

-       твердо  потребуете, чтобы ради соглашения  противник уступил;

 

-       можете  прибегнуть к физическому или  моральному насилию.

 

 

 

Стратегия поведения –  Компромисс.

 

«Конфликтные привычки»:

 

-       предложите  делить «конфликтный пирог» поровну;

 

-       Вам  прежде всего нужны нормальные  отношения на будущее (боязнь  попасть под пресс давления  своего противника дает выход  на компромисс);

 

-       Вы немного  уступите, но для того, чтобы получить  чуть-чуть больше (деляческий компромисс).

 

 

 

Стратегия поведения –  Сотрудничество.

 

«Конфликтные привычки»:

 

-       признаете  реально существующий конфликт  без иллюзий, без недомолвок;

 

-       не скрываете  своих интересов, претензий и  требуете этого от своего партнера;

 

-       отказываетесь  от своих имеющихся преимуществ,  не злоупотребляете своим силовым  потенциалом, так как предполагаете  действовать с партнером на  равных (паритетные социальные отношения);

 

-       приглашаете  партнера к совместному поиску  решений конфликтной проблемы;

 

-       честно  принимаете на себя ответственность  за удачу и неудачу в разрешении  конфликта;

 

-       в случае  неудачи стараетесь не стать  врагами, а продолжать совместные  поиски выхода из конфликтной  ситуации.

 

Современным аналогом мирного, цивилизованного разрешения конфликта  является стратегия поведения сотрудничества, все действия и «конфликтные привычки»  которой проходят под девизом: «Я хочу выиграть только при условии, что  выиграете и Вы». Чтобы эффективно использовать эту стратегию, нужно  много работать над собой, так  как в ее основе заложены не только высокая внутренняя культура человека, но и здравый смысл, взгляд на перспективу. Это надо постоянно учитывать  и этому нужно постоянно учиться.

 

 

 

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ  УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА.

 

 

 

Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения с  конфликте – это программа  и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими  словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в  конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения  человека в конфликте.

 

Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий  поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в  системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии  поведения (см. рис. 1). Ниже представлены пять основных стратегий поведения  в конфликте, каждой из которых для  наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.

 

 

 

                                                                  В

 

                                                        9

 

 

 

                                                   8

 

 

 

                                                   7

 

 

 

                                                   6

 

                                                                                                       А

 

                                                   5

 

                 1        2         3         4           6         7        8       9

 

                                                   4

 

 

 

                                                   3

 

 

 

                                                   2

 

 

 

                                                   1

 

 

 

 

Рис. 1

 

А – заинтересованность в  сохранении личных отношений

 

В – заинтересованность в  достижении личных целей

 

 

 

КОНКУРЕНЦИЯ. КОМПРОМИСС, УЛАЖИВАНИЕ И УКЛОНЕНИЕ – четыре наиболее часто встречающиеся стратегии  поведения в конфликте. Как видно  из вышесказанного, они существенно  отличаются друг от друга. Люди, вступая  в конфликт, не обязательно принимают  какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и  т.п.

 

Использование стратегии  конкуренции, компромисса, улаживания и уклонения часто может вызвать  к жизни ненужные трудности. Особенно тогда, когда пытаются доказать свою правоту, вместо того чтобы снизить  тон; делают вид, что все нормально  или демонстративно уходят от конфликта, вместо того чтобы совместно найти  решение проблемы, и т.п.

 

В некоторых случаях данные стратегии вполне приемлемы, однако требуют гибкости и умения для  полноценного их использования.

 

К этому набору приемов  для разрешения конфликтов можно  добавить еще одну стратегию поведения  – стратегию СОТРУДНИЧЕСТВА, которая  в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны.

 

КОНКУРЕНЦИЯ (1/9) – «АКУЛА». Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно  можно представить поведением акулы  в момент нападения. Этот тип поведения  жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно  определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в  конфликте нередко объясняется  подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую  форму борьбы за власть, при которой  одна сторона выходит несомненным  победителем. Эта стратегия оказывается  необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего  благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей  от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы»  редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может  не поддержать решение, принятое вопреки  ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может  завтра отказаться от сотрудничества.

 

Тактические действия «Акулы»:

 

-       жестко  контролирует действия противника  и его источники информации;

 

-       постоянно  и преднамеренно давит на противника  всеми доступными средствами;

 

-       использует  обман, хитрость, пытаясь завладеть  положением;

 

-       провоцирует  противника на непродуманные  шаги и ошибки;

 

-       выражает  нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте,  и эта уверенность переходит  в самоуверенность.

 

При столкновении с таким  типом поведения в конфликте  нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все  информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого  обсуждения проблемы конфликта, так  как она ее не интересует, для  нее важна лишь своя позиция. Вступая  в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали  конфликты.

 

Качества личности:

 

-       властность, авторитарность;

 

-       нетерпение  к разногласиям и инакомыслию;

 

-       ориентировка  на сохранение того, что есть;

 

-       боязнь  нововведений, неоднозначных решений;

 

-       боязнь  критики своего стиля поведения;

 

-       использование  своего положения с цепью достижения  власти;

 

-       игнорирование  коллективных мнений и оценок  в принятии решений в критических  ситуациях.

 

УКЛОНЕНИЕ (1/1) – «ЧЕРЕПАХА». Эту стратегию поведения можно  сравнить с поведением черепахи, которая  в момент опасности прячется в  свои панцирь. Тактический девиз  «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная  установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных  факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно  сочувствуют; ей не нужно пытаться самой  разрешить проблему. За кажущейся  беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более  желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти  из нее лежит в глубоко укоренившейся  установке на беспомощность и  неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих  детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы  запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.

 

Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает  прямых интересов человека или вовлеченность  в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также  полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.

 

С другой стороны, такое поведение  может толкнуть противника на завышение  требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к  непомерному росту проблемы. Нередко  уклонение от конфликта сознательно  или бессознательно применяется  в качестве наказания, чтобы заставить  другую сторону изменить свое отношение  к конфликту.

 

Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в  другую плоскость, становится глубже и  сложнее.

 

Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание  и проявляется в нарастании сопротивления  в самых различных областях, вплоть до заболеваний.

 

Тактические действия «Черепахи»:

 

-       отказывается  вступать в диалог, применяя тактику  демонстративного ухода;

 

-       избегает  применения силовых приемов;

 

-       игнорирует  всю информацию от противника, не доверяет фактам и не  собирает их;

 

-       отрицает  серьезность и остроту конфликта;

 

-       систематически  медлит в принятии решений,  всегда опаздывает, так как боится  делать ответный ход. Это ситуация  упущенных возможностей.

 

Качества личности:

 

-       застенчивость  в общении с людьми;

 

-       нетерпение  к критике - принятие ее как  атаки на себя лично;

 

-       нерешительность  в критических ситуациях, действует  по принципу: «Авось обойдется»;

 

-       неумение  предотвратить хаос и беспредметность  в беседе.

 

КОМПРОМИСС (5/5) – «ЛИСА». Для этой стратегии характерен тип  поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует  по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии  одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в  любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует  себя неловко, т.к. у нее нет своей  позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в  ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение  проблемы подразумевает, что делится  какая-то конечная величина, и что  в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены  полностью. Тем не менее, раздел поровну  нередко воспринимается как самое  справедливое решение и, если стороны  не могут увеличить размер делимой  вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы  потом показаться великодушной, или  сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет  их нужд. Если компромисс был достигнут  без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным  способом разрешения конфликта.

Информация о работе Конфликт и пути их разрешения