Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:27, реферат
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Ремарка. Автор дополнительной
интерпретации к тесту –
Типичные «конфликтные привычки» участников конфликта
Наиболее полное представление о стратегиях и тактиках поведения в конфликте можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические реакции поведения), которые свойственны всем людям, вступающим в конфликтные отношения.
Рассматривая одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические реакции поведения участников конфликта в зависимости от выбранной стратегии поведения.
Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.
Стратегия поведения – Уклонение.
«Конфликтные привычки»:
- прекращаете
разговаривать с этим
- подавляете в себе несогласие с ним;
- становитесь в позу обиженного;
- ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;
- переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;
- скажете неприятные слова о нем, но не ему;
- намерены
прекратить заботу о нем,
- мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела.
Стратегия поведения – Улаживание.
«Конфликтные привычки»:
- делаете
вид, будто ничего не
- предпочитаете пойти на его условия ради мира;
- ругаете
себя впоследствии за то, что
не смогли ничего
- употребляете
все свое личное обаяние,
- ничего
не предложите для решения
проблемы, но подумаете, как
- сделаете
все, чтобы скрыть свое
Стратегия поведения – Конкуренция.
«Конфликтные привычки»:
- продолжаете
доказывать человеку
- выражаете
ему свое раздражение и
- пробуете его перехитрить;
- предпочитаете криком решить проблему;
- станете
искать союзников с цепью
- твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;
- можете прибегнуть к физическому или моральному насилию.
Стратегия поведения – Компромисс.
«Конфликтные привычки»:
- предложите
делить «конфликтный пирог»
- Вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);
- Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс).
Стратегия поведения – Сотрудничество.
«Конфликтные привычки»:
- признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;
- не скрываете
своих интересов, претензий и
требуете этого от своего
- отказываетесь
от своих имеющихся
- приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;
- честно
принимаете на себя
- в случае
неудачи стараетесь не стать
врагами, а продолжать
Современным аналогом мирного,
цивилизованного разрешения конфликта
является стратегия поведения
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА.
Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.
Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения (см. рис. 1). Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.
1 2 3 4 6 7 8 9
Рис. 1
А – заинтересованность в сохранении личных отношений
В – заинтересованность в достижении личных целей
КОНКУРЕНЦИЯ. КОМПРОМИСС, УЛАЖИВАНИЕ И УКЛОНЕНИЕ – четыре наиболее часто встречающиеся стратегии поведения в конфликте. Как видно из вышесказанного, они существенно отличаются друг от друга. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п.
Использование стратегии
конкуренции, компромисса, улаживания
и уклонения часто может
В некоторых случаях данные стратегии вполне приемлемы, однако требуют гибкости и умения для полноценного их использования.
К этому набору приемов
для разрешения конфликтов можно
добавить еще одну стратегию поведения
– стратегию СОТРУДНИЧЕСТВА, которая
в отличие от других приводит тому,
что в конфликте нет
КОНКУРЕНЦИЯ (1/9) – «АКУЛА».
Для такой стратегии характерен
тип поведения, который образно
можно представить поведением акулы
в момент нападения. Этот тип поведения
жестко ориентирован на победу, не считаясь
с собственными затратами, что можно
определить выражением «прет напролом».
Предпочтение такого поведения в
конфликте нередко объясняется
подсознательным стремлением
Тактические действия «Акулы»:
- жестко
контролирует действия
- постоянно
и преднамеренно давит на
- использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
- провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
- выражает
нежелание вступать в диалог,
так как уверен в своей
При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
Качества личности:
- властность, авторитарность;
- нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
- ориентировка на сохранение того, что есть;
- боязнь нововведений, неоднозначных решений;
- боязнь
критики своего стиля
- использование
своего положения с цепью
- игнорирование
коллективных мнений и оценок
в принятии решений в
УКЛОНЕНИЕ (1/1) – «ЧЕРЕПАХА».
Эту стратегию поведения можно
сравнить с поведением черепахи, которая
в момент опасности прячется в
свои панцирь. Тактический девиз
«Черепахи» – «Оставьте мне немножко
и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная
установка жертвы, втянутой в конфликт
обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна
в силу определенных компенсационных
факторов: жертва получает значительную
поддержку со стороны; ей обильно
сочувствуют; ей не нужно пытаться самой
разрешить проблему. За кажущейся
беспомощностью может скрываться ощущение
того, что проблема становится более
желательной и приятной, чем риск
и трудности, связанные с ее разрешением.
Если жертве грозят насилие или ощутимые
потери, она может оценить риск,
связанный с изменением ее ситуации,
как неприемлемо высокий. Трагедия
этой роли и неспособность выйти
из нее лежит в глубоко
Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.
Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.
Тактические действия «Черепахи»:
- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
- избегает применения силовых приемов;
- игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
- отрицает
серьезность и остроту
- систематически
медлит в принятии решений,
всегда опаздывает, так как боится
делать ответный ход. Это
Качества личности:
- застенчивость в общении с людьми;
- нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;
- нерешительность
в критических ситуациях,
- неумение
предотвратить хаос и
КОМПРОМИСС (5/5) – «ЛИСА».
Для этой стратегии характерен тип
поведения лисы, в котором сочетаются
осторожность и хитрость. «Лиса» действует
по принципу: «Я уступлю немного, если
вы тоже готовы уступить». Взвешенность,
сбалансированность и осторожность
– основная установка этого типа
поведения. Для данной стратегии
одинаково значимы и личные цепи
и взаимоотношения. Стремление в
любом случае идти на нормализацию
отношений является слабым местом этой
стратегии в конфликте с «