Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:27, реферат
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель участия в переговорах. В этой связи следует ответить на такие вопросы:
· в чем состоит основная цель проведения переговоров (см.табл.№5-6)?
· какие есть в распоряжении альтернативы? Реально переговоры проводятся для достижения результатов, которые были бы наиболее желательными и допустимыми;
· если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон?
·
в чем состоит
Также прорабатываются процедурные
вопросы: где лучше проводить
переговоры? какая атмосфера ожидается
на переговорах? важны ли в будущем
хорошие отношения с
Опытные переговорщики считают, что от данной стадии, если она правильно организована, на 50% зависит успех всей дальнейшей деятельности.
Табл. №6
Возможные цели и результаты участия в переговорах
Формулировка целей
Возможные результаты
отражают в максимальной степени наши интересы
наиболее желательные для нас результаты
учитывают наши интересы
допустимые результаты
практически не учитывают наши интересы
неприемлемые результаты
ущемляют наши интересы
совершенно неприемлемые
Вторая стадия переговоров - первоначальный отбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.
Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации (например, “задачи компании”, ”общий интерес”) стороны пытаются укрепить свои позиции.
Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.
Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания сторон и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы.
Третий этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.
На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников - добиться равновесия или небольшого доминирования.
Задача посредника на данном этапе - увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения.
Четвертый этап - завершение переговоров или выход из тупика.
К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели (см. предыдущую таблицу), а какие сводят на нет всю предыдущую работу.
Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование
конфликта, т.е. признать
2. Определить
возможность переговоров.
3. Согласовать
процедуру переговоров.
4. Выявить круг
вопросов, составляющих предмет
конфликта. Основная проблема
состоит в том, чтобы
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное
решение. После рассмотрения
7. Реализовать
принятое решение на практике.
Если процесс совместных
«Инцидент»
В процессе применения этой игры:
- совершенствуется
умение оценивать характер
- участники
игры приобретают умение
- участники
приобретают способность к
Целью ролевой игры «Инцидент»
является формирование умений конструктивно
разрешать конфликтные
Подготовка игры. Все участники разбиваются на 4 группы (принцип разбивки не имеет значения, т. к. ход игры не зависит от количества участников в каждой из четырех групп). В течение 10 минут каждая группа продумывает и разыгрывает (в общих чертах) конфликтную ситуацию для разрешения другой группе. Каждый участник получает ролевую установку, которой следует в игре. По необходимости подготавливается реквизит. В период подготовки каждая группа продумывает также и помеху для разрешения конфликтной ситуации, которая пишется на листке и отдается ведущему игры.
Ход ролевой игры представлен на схеме:
ГРУППА / ЭТАП I II
III IV
Первая
КС
Э
Р
П
Вторая
П
КС
Э
Р
Третья
Р
П
КС
Э
Четвертая
Э
Р
П
КС
Условные обозначения:
КС – конфликтная ситуация, П – «помеха», Э – эксперты, Р – разрешение конфликтной ситуации.
Обратная связь (анализ решений) осуществляется по методике так называемого «аквариума», когда каждая группа по очереди выступает в роли экспертов предложенных решений, образуя внешний круг.
Критерии игры:
1. Время, потраченное
на разрешение конфликтной
2. Форма его разрешения:
соблюдение такта, уважения, учет
интересов участников
3. Характер разрешения конфликтной ситуации: конструктивной или деструктивной, зависящей от стратегии поведения его участников, возможные последствия предлагаемых решений.
Очень часто в транспорте, в магазине, на улице и в учреждениях мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями, из которых подчас не можем найти правильного выхода. Игровая группа, которая получила это задание, проиграет нам два варианта поведения в такой ситуации: как не надо себя вести и как надо себя вести. Мы со своей стороны оценим оба варианта и определим, какой из них является лучшим (инсценировка игровой ситуации).
Комментарий при случайно
вспыхнувшей ссоре: где бы то ни было,
постарайтесь сдержать себя в любом
случае, правы или нет, спокойно произнесите
«извините» и замолчите, переключив
свое внимание на что-нибудь другое, пока
обвиняющий вас в чем-то человек
не исчерпает всех своих аргументов
и не замолчит сам, не встретив с
вашей стороны возражений, которые
могли бы «подлить масла в огонь».
Вспомните, как некрасиво выглядят
люди, взаимно унижающие и
Не забывая об особенностях поведения личности в конфликтных ситуациях, мы рекомендуем следующий поэтапный путь проведения (преодоления конфликтов), если предотвратить его все же не удалось.
1. Признайте
наличие конфликта. В
2. Договориться
о процедуре разрешения
3. Очертите конфликт, тем самым будут сняты скрытые интересы, личные обиды и т.д.
4. Исследуйте
возможные варианты решения
5. Добейтесь
соглашения – это означает, что
необходимо выбрать решение,
6. Немедленно воплощайте план в жизнь.
7. Сделайте анализ, оцените принятое решение.
К. Томас выделяет следующие
способы регулирования
1. соревнование (конкуренция)
как стремление добиться
2. приспособление, означающее
в противоположность
3. компромисс:
4. избегание, для
которого характерно как
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе- полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В своем опроснике по выявлению
типичных форм поведения К Томас
описывает каждый из пяти перечисленных
возможных вариантов 12 суждениями о
поведении индивида в конфликтной
ситуации. В различных сочетаниях
они сгруппированы в 30 пар, в каждой
из которых респонденту
Методика используется как диагностический инструмент при анализе деятельности человека в условиях конфликта. Позволяет выявить основные стратегии поведения человека в этих условиях.
Может быть использована при прогнозировании успешности поведения человека в малых группах.
Прогностичность методики не
доказана, ее целесообразно использовать
в тестовых батареях, связанных с
изучением коммуникативных
Автором методики является американский
психолог К. Томас. Одной из конструктивных
объяснительных моделей, описывающих
стили поведения людей в
Методика широко используется в отечественных исследованиях и опубликована в целом ряде источников:
1. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск. Петро-ком 1992
2. Гришина Н.В. О
3. Марищук В.Л. Методика психодиагностики в спорте. М. Просвещение. 1984.
4. Сборник методик социально-