Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:17, курсовая работа
Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………...……..5
1.1. Сущность и функции управления в таможенных органах……………5
1.2. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах...................................................................................................................14
1.3. Формирование концепции управления на основе контроллинга…...21
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЛИНГ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ...…………………………………………………….………….22
2.1. Разработка системы контроллинга в таможенных органах …...…….25
2.2. Концептуальные основы контроллинга в таможенном деле ………..30
2.3. Контроллинг как технология управления………………………….....32
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМИНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ…………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………37
Организация: плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютного большинства работников, в том числе и руководителей предприятия; сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия; отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей; перегруженность отдельных подразделений; организация некоторых служб «под человека».
Продукция:
Закупки: низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля; необоснованно большие запасы материалов на складе.
Персонал: восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании; неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование: устаревший парк основного оборудования и производственных средств; отсутствие системы планово-предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.
Система информационного обеспечения и отчетность: отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части; заполнение документов вручную; ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений; недостоверность информации; отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.
Фазы внедрения контроллинга:
Принятие решения. Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.
Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для успешного функционирования предприятия. Речь идет как о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках.
Немаловажным
фактором, который надо обязательно
учитывать при выборе момента
внедрения системы
Вхождение контроллинга в «двери» предприятия. После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. Создание службы контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом.
Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов: системы планирования и бюджетирования на предприятии (имеется в виду как стратегическое, так и оперативное планирование); методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам; методов расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам; системы отчетности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия; методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия; методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.
Все разрабатываемые для конкретного предприятия инструменты контроллинга должны быть признаны пользователями.
Контроллеры должны уметь «продавать» собственную продукцию внутри предприятия конкретным пользователям, в противном случае применение разработанных контроллерами инструментов в текущей деятельности менеджеров практически исключается.
«Вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия. На этой фазе контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности. Перечислим основные признаки «вживания» контроллинга в текущую деятельность предприятия: четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов; убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений; появление у контроллеров определенной независимости и элементов настойчивости в аргументации; проявление со стороны «клиентов» (менеджеров) дружелюбного и доверительного отношения к контроллерам; готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
Как правило, рассматриваемая фаза внедрения контроллинга протекает достаточно долго: 1-2 года. Продолжительность фазы «вживания» во многом зависит от степени понимания важности и желания со стороны высшего руководства предприятия иметь систему, позволяющую осуществлять «прозрачный» менеджмент.10
Упрочение позиций. О наступлении этой фазы свидетельствуют следующие признаки: удовлетворение менеджеров результатами деятельности контроллеров заметно растет; появляется взаимное доверие, возрастает объем совместных работ и коммуникаций; становится заметным улучшение результатов работы подразделений, пользующихся услугами контроллеров; руководство подразделений предприятия в своей оперативной деятельности не может больше обходиться без контроллеров; служба контроллинга получает более высокий иерархический уровень в организационной структуре предприятия, расширяется спектр решаемых задач; контроллеры становятся признанными партнерами менеджеров; на предприятии говорят о хорошей и полезной работе подразделения контроллинга.
Появление перечисленных
выше признаков говорит о том,
что произошло упрочение
Рост значимости и объема функций контроллинга. Для многих предприятий наступление этой фазы в развитии контроллинга — вероятная, но еще достаточно отдаленная перспектива. Тем не менее анализ практики контроллинга на ведущих предприятиях индустриально развитых стран Запада позволяет выделить некоторые признаки наступления фазы роста:
контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия на плановый период;
контроллеры
осваивают новые сферы
налаживается сотрудничество с высшими менеджерами при разработке долгосрочных целей предприятия;
в рамках службы контроллинга появляются подразделения стратегического контроллинга.
На большинстве отечественных предприятий, находящихся на начальных фазах разработки и внедрения контроллинга,задачи последнего сводятся к созданию и апробированию методик учета затрат и результатов в различных аспектах деятельности предприятия. Отдельные предприятия уже практически прошли этап создания системы управленческого учета и находятся в стадии разработки инструментария для планирования и бюджетирования. Однако еще рано говорить о том, что контроллеры на отечественных предприятиях стали равноправными партнерами менеджеров.11
2.2. Концептуальные основы
В условиях становления рыночных отношений любое предприятие вне зависимости от формы собственности становится экономически и юридически самостоятельным. Такое положение предприятия как субъекта рыночных отношений предопределяет объективный процесс возрастания роли и значения функций управления: они наполняются новым содержанием. В этой связи особенно актуальным является решение вопросов изучения сущности стратегического контроллинга и определения его места в системе управления предприятием.
Отсутствие согласованности ученых в трактовке понятия "стратегический контроллинг" ставит перед необходимостью формирования основных направлений, характеризующих систему стратегического контроллинга. К ним относятся:
Для формирования
концептуальных основ стратегического
контроллинга примем за основу утверждение,
что стратегический контроллинг
— это определенный способ отражения
финансовых и учетных проблем
предприятия Стратегический контрол¬линг
фокусируется на определенных ключевых
элементах дея¬тельности
Следует отметить, что теория стратегического контроллинга концентрирует внимание на обязательствах предприятия и аль¬тернативных возможностях. Их конкретизация заключается в сле¬дующем.
1) Предприятия
берут на себя ряд деловых
обязательств, кото¬рые в результате
приводят к обмену
Эффект от
анализа подобного рода обязательств
заключается в том, что становится
понятным, как изменяются цены на пред¬приятии
за определенный период времени, а также
степень под¬верженности
Стратегический контроллинг можно определить как финансовый анализ проблем, связанных с четырьмя факторами: обязательствами, контролем, денежными потоками (затратами) и потенциалом предприятия.
Нельзя не
отметить, что сегодняшние экономические
проблемы имеют специфические формы
проявления. Как свидетельствует
мировая практика, неизбежным проявлением
любого современного рынка, который
использует несостоятельность в
качестве рыноч¬ного инструмента перераспределения
капитала, является банкрот¬ство. Подобного
рода кризисные явления в экономике
хозяйствен¬ных систем предопределены
самой сущностью
Т.к. в компетенции
таможенных органов защита экономических
интересов страны, обеспечение экономической
безопасности России, которая является
экономической основой
2.3. Контроллинг как технология управления.
Элементы
процесса управления: постановка целей,
планирование, контроль исполнения, сравнение
достигнутых результатов с
Даже если руководитель принимает решения интуитивно, так или иначе он имеет некую желаемую картину будущего и сверяет ее с текущим состоянием.
О контроллинге как технологии управления можно говорить тогда, когда все составляющие процесса управления формализованы, описаны и реализованы в виде документально оформленных процедур.
Контроллинг
- технология управления различными областями
финансово-хозяйственной
Каковы отличительные черты контроллинга как технологии менеджмента?
Определение
и ясная формулировка целей является
необходимой предпосылкой для использования
технологии контроллинга, хотя и лежит
вне ее. Целевые установки для
менеджмента подразделения
Система показателей служит своего рода системой координат, в которой ставится цель в виде целевых значений показателей, а план действий отражается как траектория движения к цели, развернутая во времени.
Контроль
исполнения плана осуществляется через
измерение фактических значений
показателей регулярно и
Управленческие
решения и воздействия
Не имеет
смысла противопоставлять контроллингу
креативные технологии, направленные
на максимальную мобилизацию творческого
потенциала сотрудников. Контроллинг
только при неправильном понимании
и реализации становится некой жесткой
консервирующей технологией, сковывающей
инициативу сотрудников. Напротив, он
может и должен служить двигателем
реинжиниринга бизнес-
Наиболее
близкой аналогией контроллинга
в технике является следящая система
- классическая система автоматического
управления (регулирования) с отрицательной
обратной связью. Разница заключается
в том, что управляющее воздействие
в технической системе