Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:17, курсовая работа
Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………...……..5
1.1. Сущность и функции управления в таможенных органах……………5
1.2. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах...................................................................................................................14
1.3. Формирование концепции управления на основе контроллинга…...21
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЛИНГ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ...…………………………………………………….………….22
2.1. Разработка системы контроллинга в таможенных органах …...…….25
2.2. Концептуальные основы контроллинга в таможенном деле ………..30
2.3. Контроллинг как технология управления………………………….....32
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМИНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ…………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………37
К частным относятся принципы управления:
Управление
в таможенной системе опирается
и на группы таких частных принципов,
как принципы организации и деятельности
государственной службы; принципы подбора
кадров, их обучения и воспитания; принципы
осуществления оперативно-
Организационно-
К ним можно отнести принципы управления6:
Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.
В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.
Это выражается
в полноте и объеме властных полномочий,
предоставляемых для решения
поставленных задач перед данной
структурой; наличии законодательного
обеспечения реализации этой функции
с ответственностью перед государством
за использование предоставленных
прав; в кадровом и структурном
обеспечении реализации прав руководителей-
На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.
На принципе
единоначалия действуют начальники
региональных таможенных управлений,
опирающиеся в своей
Принцип единоначалия
реализуют в своей
Успех в управлении
таможенными органами обеспечивается
единством действий всех должностных
лиц, органов и организаций
Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и об ее внешней среде.
Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.
Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.
Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.
Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.
Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.
Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.
В процесс управления системой таможенным органов, наделенной специфическим содержанием, можно выделить методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.
Наиболее часто в таможенных органах действуют такие стили управления, как «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление». Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
Управление основано на законах, которые отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.
Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система. 8
Современный менеджмент рассматривает в качестве основных управленческих функций такие виды деятельности:
Питер Лоранж выделяет четыре основных вида управленческой деятельности в границах функции планирования:
1. Распределение ресурсов: фондов, кадров, технических знаний.
2. Адаптация к внешней среде - действия, которые улучшают отношения предприятия с его внешней средой.
3. Внутренняя координация - представление о соответствующем действительности состоянию дел на предприятии, определение сильных и слабых сторон, эффективная интеграция внутрифирменных хозяйственных операций.
4. Организационно-
Стратегия это
детальный всеохватывающий
Стратегическое планирование предусматривает несколько стадий: процесс разработки плана, корректирование плановых задач, внесение изменений и дополнений. Функция организации деятельности предусматривает три основных фазы:
Понятие контроль в управлении следует рассматривать в трех основных аспектах:
Основными признаками контроля являются:
2.1. Разработка системы контроллинга в таможенных органах.
Контроллинг,
являясь концепцией системного управления
организуется, как правило, там, где
управление находится в кризисе
либо хозяйственная деятельность не
удовлетворяет современным
Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации: ухудшение (или худшие) в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей; появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования; отсутствие согласования целей; устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия; отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений; дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии
одного или нескольких вышеперечисленных
факторов чаще всего имеет место
ряд предпосылок внедрения