Концепция таможенного контроллинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………...……..5
1.1. Сущность и функции управления в таможенных органах……………5
1.2. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах...................................................................................................................14
1.3. Формирование концепции управления на основе контроллинга…...21
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЛИНГ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ...…………………………………………………….………….22
2.1. Разработка системы контроллинга в таможенных органах …...…….25
2.2. Концептуальные основы контроллинга в таможенном деле ………..30
2.3. Контроллинг как технология управления………………………….....32
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМИНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ…………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

К частным  относятся принципы управления:

  1. Законности.
  2. Централизации в сочетании с разумной децентрализацией.
  3. Непрерывности.
  4. Оперативности.
  5. Гибкости.
  6. Ответственности.
  7. Преемственности.
  8. Нацеленности на конечный результат и другие.

Управление  в таможенной системе опирается  и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора  кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности и ряд других.

Организационно-технологические  принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и  административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно  отнести принципы управления6:

  1. Единоначалия.
  2. Конкретности.
  3. Разделения труда.
  4. Скалярный.
  5. Иерархии.
  6. Единства распорядительства и одного начальника.
  7. Делегирования полномочий.
  8. Диапазона управления и другие.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с  другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства  принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения  поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции  с ответственностью перед государством за использование предоставленных  прав; в кадровом и структурном  обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении  правоохранительной деятельности со стороны  государства; в наличии государственных  гарантий социальной защищенности персонала  военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства  таможенным делом рассматриваются  на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и  сотрудниками.

На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также  руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного  центра, Центральной таможенной лаборатории  и других организаций, подведомственных ФТС России.

Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и  таможенных постов.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных  лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет  четкое определение специфики места  и роли каждого, ясное распределение  их компетенции, функций и прав в  общем деле. Большое значение имеют  для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.7

Принцип конкретности управления требует конкретного  анализа ситуации, для чего нужна  добротная научная информация о  системе управления и об ее внешней  среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся  деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип  определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий  сотрудник или подразделение  подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник  административной иерархии отвечает перед  вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных  ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник  получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как  это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник  не должен докладывать более чем  одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования  полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный  должен принимать на себя ответственность  за них.

Принцип диапазона  управления предусматривает, что вышестоящее  должностное лицо должно нести ответственность  за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

1.3. Формирование концепции управления  на основе контроллинга

Под процессом управления в системе  таможенных органов понимается деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих  методов и принципов управления. Прежде чем рассмотреть сущность управления (и, следовательно, взаимоотношений  руководителя и подчиненного, как  одного из компонентов управления), необходимо проанализировать процесс  управления самой системы, то есть на более глобальном уровне.

В процесс  управления системой таможенным органов, наделенной специфическим содержанием, можно выделить методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Наиболее  часто в таможенных органах действуют  такие стили управления, как «ситуационное  управление», «программное управление»  и «целевое управление». Важной особенностью управления является то, что оно  играет созидательную роль, повышая  эффективность таможенной деятельности.

Управление  основано на законах, которые отражают общие, существенные и необходимые  связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней  средой. Они объективны и не зависят  от сознания и воли людей. Знание законов  управления позволяет учитывать  их требования при создании систем управления и при организации  их функционирования.

Под принципами управления понимаются руководящие  идеи, правила, основные положения и  нормы поведения, которыми руководствуется  управляющая система. 8

ГЛАВА 2. КОНТРОЛЛИНГ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Современный менеджмент рассматривает в качестве основных управленческих функций такие  виды деятельности:

  1. Планирование - разработка перспективных и текущих планов снабжения, сбыта, инвестиций;
  2. Организация - рациональное объединение факторов производства, технологий, распределение полномочий;
  3. Мотивация – стимулирование эффективности работы;
  4. Контроль – выявление отклонений от стандартов и корректирование деятельности. Функция планирования предусматривает выбор цели, разработку пути ее достижения и продвижение по этому пути. Особое значение для контроллинга имеет стратегическое планирование – набор решений и действий, которые используются руководством и оказывают содействие достижению целей организации.

Питер Лоранж выделяет четыре основных вида управленческой деятельности в границах функции  планирования:

1. Распределение ресурсов: фондов, кадров, технических знаний.

2. Адаптация к внешней среде - действия, которые улучшают отношения предприятия с его внешней средой.

3. Внутренняя координация - представление о соответствующем действительности состоянию дел на предприятии, определение сильных и слабых сторон, эффективная интеграция внутрифирменных хозяйственных операций.

4. Организационно-стратегическое предвидение – это умения, учитывая собственный опыт и про-шлые ошибки, учиться на опыте и достигать профессионализма в оценке условий хозяйствования, анализе их динамики и тенденций.

 

Стратегия это  детальный всеохватывающий комплексный  план, который разрабатывается на перспективу и должен оказывать  содействие достижению миссии организации, и целей, которые ее конкретизируют. Стратегия разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает  участие всех уровней управления, а информационное обеспечение для  утверждения стратегии создают  физические производители продукции  или работники, которые выполняют  работы ли предоставляют услуги. Стратегия  должна быть довольно гибкой, а не определенной раз и навсегда.

Стратегическое  планирование предусматривает несколько  стадий: процесс разработки плана, корректирование  плановых задач, внесение изменений  и дополнений. Функция организации  деятельности предусматривает три  основных фазы:

  1. Фаза почина (инициирование) осуществляется от первого замысла организации к стадии реального формирования аппарата организации: определение задач организации; определение способов их решения; обеспечение осуществления;
  2. Фаза обустройства длится от начала формирования к текущей деятельности: определение состава необходимых видов деятельности; определение состава исполнителей; обеспечение стимулирования исполнителей;
  3. Фаза распорядительная осуществляется как текущее руководство деятельностью организации: делегирование полномочий и обязанностей; определение содержания распоряжений; обеспечение выполнения распоряжений. Основной закон организации - закон синергии - состоит в том, что сумма свойств (потенциалов, энергии, качества) организованного целого превышает «арифметическую» сумму свойств элементов - составных частей данного целого. Реализация организационной функции базируется на таких категориях: Делегирование, ответственность, полномочие, линейные полномочия.

 

Понятие контроль в управлении следует рассматривать  в трех основных аспектах:

  1. Как систематическую и конструктивную деятельность руководителей и органов управления, одну из управленческих функций, то есть контроль как деятельность;
  2. Как заключительную стадию процесса управления, сердцевиной которого есть механизм обратной связи;
  3. Как составную процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений, которая беспрерывно принимает участие в этом процессе от его начала к завершению.

Основными признаками контроля являются:

  1. Цель – состоит в обеспечении выполнения управленческих решений, успешного осуществление задач, предупреждения возможных ошибок.
  2. Задачи контроля бывают общими (распространяются на все стороны деятельности объектов, которые контролируются) и конкретными (распространяются на одну из сторон деятельности объекта: финансы, достоверность отчетных данных). 
  3. В качестве субъекта контроля может выступать группа людей или организация, наделенная соответствующими полномочиями.
  4. Предмет контроля – это состояние и поведение объекта управления (это деятельность объектов в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, поручениями).
  5. Характеристики контроля9

 

 

 

2.1. Разработка системы контроллинга в таможенных органах.

 

Контроллинг, являясь концепцией системного управления организуется, как правило, там, где  управление находится в кризисе  либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям  и требованиям рынка.

Факторы, являющиеся основанием для создания системы  контроллинга в организации: ухудшение (или худшие) в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей; появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования; отсутствие согласования целей; устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия; отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений; дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

При наличии  одного или нескольких вышеперечисленных  факторов чаще всего имеет место  ряд предпосылок внедрения системы  контроллинга по направлениям: организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения  и отчетность.

Информация о работе Концепция таможенного контроллинга