Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2015 в 12:41, реферат
Новый государственный менеджмент как концепция и модель государственного управления оформился в 80-е годы. Он явился ответом на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, стабильности организации и государственной службы, единства управления, администрирования. Во многом концепция нового государственного менеджмента и соответствующие ей реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению.
1. Введение……………………………………………………….3
2. Соотношение политики и государственного менеджмента..3
3. Понятие «руководство» в новом государственном менедж-менте………………………………………………………………………..7
4. Рынок и государственный менеджмент……………………9
5. Новый подход к организации……………………………….11
6. Оценка деятельности государственного управления: эффек-тивность………………………………………………………………..….14
7. Заключение………………………………………………….15
8. Список использованной литературы……………………..17
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Кафедра гуманитарных наук, философии и права
Реферат на тему: Концепция нового государственного менеджмента
Выполнил
студент 1 курса,
группы
1211111, ФБД
Проверил
ПИНСК 2013
Содержание
Введение
Новый
государственный менеджмент как концепция
и модель государственного управления
оформился в 80-е годы. Он явился ответом
на кризисные явления в государственном
управлении, построенном на принципах
бюрократии, иерархической организации,
централизации, стабильности организации
и государственной службы, единства управления,
администрирования. Во многом концепция
нового государственного менеджмента
и соответствующие ей реформы были стимулированы
критикой затратного характера политики
государства всеобщего благосостояния
и резким падением доверия населения к
государственному управлению. Выход из
кризиса государственно-
Рыночный тип государственного управления выразился достаточно очевидно в административных реформах 80–90-х годов в ряде стран мира. Этот процесс получил выражение в терминах перехода от государственного администрирования к государственному менеджменту.
Характеризуя концепцию нового государственного менеджмента, обратим внимание на следующие основные проблемы:
1.Соотношение политики и государственного менеджмента.
2.Понятие «руководство» в новом государственном менеджменте.
3.Рынок и государственный менеджмент.
4.Новый подход к организации.
5.Оценка деятельности государственного управления: эффективность.
1. Соотношение политики и государственного менеджмента
Процесс перехода от государственного администрирования к государственному менеджменту применительно к теории организации характеризуется двумя основными моментами: 1) повышением самостоятельности нижних этажей иерархических государственных организаций и 2) перемещением акцентов с собственно построения организации на ее взаимоотношения со средой. Особенности перехода к государственному менеджменту находят выражение в приверженности действию и изменению, а не устойчивости, в принципе субсидарности современной организации управления, которая должна быть ближе к клиенту, в новых критериях эффективности деятельности системы государственного управления, ориентированного на качество услуг и рентабельность [10, c.43].
Хорошо известна книга Д.Осборна и Т.Гэблера «Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор» (1992). Ее содержание организовано вокруг десяти принципов, на которых основывается новая модель: 1) скорее руководство другими, чем выполнение их функций; 2) скорее предоставление возможности выбора потребителям, чем обслуживание их; 3) включение конкуренции в предоставление услуг; 4) организация посредством, скорее задач, чем правил; 5) вкладывание капиталов в результаты, а не в намерения; 6) интенсивная ориентация на потребителя; 7) поощрение скорее предпринимательского зарабатывания, чем бюрократической траты; 8) внимание скорее профилактике, чем лечению; 9) децентрализация организаций и усиление совместной работы; 10) достижение перемен посредством рыночно-ориентированных намерений [7, c.68].
Новый государственный менеджмент имеет много общего со старым государственным менеджментом, но он имеет и существенные отличия от последнего. Во-первых, новый государственный менеджмент ставит акцент на сдельной работе, поручениях и процессах, в то время как старый подчеркивал значение функций, исполнения и задач. Строительными блоками старого государственного менеджмента были бюрократия и иерархия. Основным строительным блоком для нового государственного менеджмента является мультипрофессиональная команда, члены которой работают вместе с начала и до выполнения определенного задания. Во-вторых, в новом государственном менеджменте полномочия принимать решения делегируются команде, которая выполняет организационную работу и осуществляет контроль в соответствии с реализуемым проектом [5, c.24].
Следует отметить, что толчком к распространению термина «менеджмент», который вошел и в язык бизнесменов, и в язык государственных чиновников, послужила публикация в 1982 году книги, ставшей своего рода библией для курсов государственных администраторов. Эта книга называлась «В поисках эффективного управления». Ее авторы – Т. Питерс и Р. Уотермен – исследовали работу некоторых корпораций (Боинг, IBM, Макдональдс), работа которых была определена ими как «верх совершенства», и выявили, что у них имеется ряд общих характерных черт, которые могли бы приобрести и государственные учреждения [8, c. 52]:
1. Приверженность действию. Эффективная
организация сразу приступает
к делу, в то время как чиновник
государственного учреждения
2. Быть ближе к клиенту. Эффективные
организации чутко
3. Самостоятельность и
4. Эффективность через людей. Каждый
работник корпорации
5. Выполнять работу, несмотря на
изменения в системе ценностей.
Люди, работающие в корпорации, разделяют
общую систему ценностей и
имеют в качестве мотивации
цели корпорации. Мы знаем, что
ценности, которых придерживаются
политики, меняются с течением
времени. Так что же, если государственные
чиновники разделяют идеи
6. Выбор сферы деятельности. Корпорация
должна уметь найти тот род
деятельности, для которого она
более всего пригодна, и заняться
им. Что касается учреждений
7.
Простота структуры, не раздутые
штаты. Эффективная организация
имеет простую структуру с
небольшим количеством
8. Сочетание «жесткости» и «
Традиционно
государственное управление строилось
на предпосылке разделения между политикой
и управлением. Считалось, что определение
основных целей и задач государства, его
политической стратегии относится к функциям
политических органов государства, к которым
прежде всего относились представительные
органы и глава государства (впрочем, значимость
политических функций главы государства
зависит от формы государственного правления).
Исполнение этих задач должно было осуществляться
органами государственного управления.
Хотя в действительности всегда существовала
проблема ограничения государственного
управления собственно исполнительскими
функциями, так как органы государственного
управления, бюрократия активно влияли
на формирование политики, тем не менее
основная задача формирования и функционирования
органов государства строилась исходя
из принципа разделения политики и управления.
Новый государственный менеджмент в этом
отношении отличается от теории государственно-
Во-первых, теоретически новый государственный менеджмент стремится избегать дихотомии политика / управление. Хотя в 80–90-е годы центр в изучении и преподавании государственного управления перемещается от кафедр политической науки к кафедрам и школам менеджмента, тем не менее значение политического акцента даже возрастает. В наиболее радикальном виде концепция нового государственного менеджмента затрагивает всю политическую систему как систему управления публичными делами. Ее фундаментальной предпосылкой выступает суждение о неэффективности всей современной политической системы. Как пишут Эндрю Грэй и Билл Дженкинс, «теория государственного менеджмента не является, следовательно, ни последовательной, ни нейтральной; скорее, она предоставляет другую политическую перспективу не только для структуры и функций публичных организаций, но и для политического базиса самого государственного сектора». Следует, однако, признать, что проблемы политики и управления в новом государственном менеджменте ставятся в соответствии со спецификой содержания этой отрасли знания [4, c.86].
Во-вторых, новый государственный менеджмент интересует скорее инициативное осуществление публичной / государственной политики (public policy–making), чем просто нормативная организация исполнения ее целей. «Аспектом рыночного видения государства, -подчеркивает Гай Питере, – является концептуализация способа, которым публичная политика осуществляется; в особенности, проблема подходящей роли карьерных государственных служащих в осуществлении политики». В этом отношении государственная администрация в целом, чиновничество рассматриваются не как простой исполнитель внешне выработанных решений, а как участник принятия решений и поиска эффективных моделей их осуществления. Отмеченная политизация государственной службы ставит, конечно, проблему ответственности чиновничества и репрезентативности общественного интереса в его функционировании, но и политическая нейтральность бюрократически организованного управления не снимает эти проблемы [9, c.23].
В-третьих, наиболее популярным термином-концептом нового государственного менеджмента, с помощью которого, по мнению его разработчиков, снимается проблема дихотомии политики / управления, является понятие «руководство». Оно заменяет часто такие термины, как администрирование, управление/правительство. Именно руководство является понятием, с помощью которого пытаются выразить особенность государственного менеджмента. Осборн и Гэблер в своей известной книге подчеркивают, что она «о руководстве, а не о политике». Это понятие лежит в основе понимания специфики предпринимательской модели государственного управления, но оно же как раз и отражает его политический характер [7, c.247].
В-четвертых, политический аспект в концепции нового государственного менеджмента выражается и в том, что преимущественное внимание обращается на политическую роль высших административных чиновников. Они привлекают внимание даже большее, чем бюрократия или бюрократическая организация в целом. Традиционно государственное управление подобно его эквиваленту в частном секторе было посвящено, писал Дональд Кеттл, «организации как единице анализа; как она структурирована, какие процессы осуществляют администраторы и какие проблемы они решают; как в целом процесс может осуществляться более действенно». Но «недавнее движение за государственный менеджмент, по контрасту, основано на роли высших административных лидеров, обычно таких политических назначенцев, как министры или руководители агентств, и их стратегиях». Как свидетельствует Фредериксон, в движении за переосмысление управления государством «избираемые руководители исполнительной власти и уполномоченные государственные служащие вовлечены в "руление", в постановку "миссионерских целей" и в получение "результатов". Здесь все метафоры политической власти свидетельствуют о ее переходе в руки избираемых руководителей исполнительной власти» [3, c.267].
Информация о работе Концепция нового государственного менеджмента