Коммуникационные барьеры в организации и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть проблемы коммуникационных барьеров и выявить причины их возникновения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические материалы по данной теме;
- рассмотреть различные виды коммуникационных барьеров;

Оглавление

Ведение
Глава 1. Коммуникационные барьеры – основные понятия
1.1. Понятие коммуникационных барьеров
1.2. Основные причины возникновения коммуникационных барьеров
1.3. Классификация коммуникационных барьеров
1.4.Коммуникационные проблемы в международном менеджменте.

Глава 2. Способы и средства преодоления барьеров в коммуникациях
2.1. Принципы построения эффективной коммуникации
2.2. Способы преодоления барьеров в коммуникациях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту Иванова А.А. итог.doc

— 200.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого  Президента

России Б.Н. Ельцина»

 

Высшая школа экономики и  менеджмента

 

Департамент промышленного бизнеса  и менеджмента

 

Кафедра экономики и управления строительством

и рынком недвижимости

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

на тему:

 

Коммуникационные барьеры в  организации и способы их преодоления

 

по дисциплине

«Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Солдатова Ю.В.

Курс, группа: 3 курс, ЭМ-390601

Студент: Иванов А.А.

 

 

 

 

Екатеринбург, 2011

 

Оглавление

Ведение

Глава 1. Коммуникационные барьеры  – основные понятия

1.1. Понятие коммуникационных барьеров

1.2. Основные причины возникновения  коммуникационных барьеров

1.3. Классификация коммуникационных барьеров

1.4.Коммуникационные проблемы в  международном менеджменте.

 

 

Глава 2. Способы и средства преодоления  барьеров в коммуникациях

2.1. Принципы построения эффективной коммуникации

2.2. Способы преодоления барьеров  в коммуникациях

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности любой организации, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях.

От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит  будущее не только предприятия, как  хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента.

Коммуникации – важнейший элемент  обеспечения эффективности управления. Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешность бизнеса в целом.

Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными и этическими принципами. Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий, а следственно, снижается эффективность работ.

Барьеры коммуникации – это препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации.

В современном мире в условиях человеческого  взаимодействия, в разных сферах деятельности возникают трудности, или коммуникационные барьеры. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Преодоление барьеров - это путь к эффективному общению, установлению взаимоотношений между людьми. Чтобы правильно преодолеть коммуникационные барьеры и не допустить возникновения барьеров, специалист-менеджер должен владеть знаниями и умениями в общении, владеть методами коммуникации и способами преодоления барьеров. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотреть проблемы коммуникационных барьеров и выявить причины их возникновения.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

-   изучить теоретические  материалы по данной теме;

-   рассмотреть различные  виды коммуникационных барьеров;

-   проанализировать причины  возникновения барьеров в коммуникациях;

-   изучить методы преодоления данных барьеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Коммуникационные барьеры – основные понятия

1.1. Понятие коммуникационных барьеров

Для начала рассмотрим составляющие понятия «коммуникационные барьеры». Оно состоит из понятия «барьер» и понятия «коммуникации». Приступим к анализу данных понятий.

Из чего складывается наша жизнь? Она состоит из процесса преодоления  непрерывной цепи барьеров. Их существует множество - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных, коммуникационных и т.д. - в целях удовлетворения наших потребностей. Понятие каждого из них соответственно разное. Первым глубоко осознал большой потенциал понятия «барьер» З. Фрейд - основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке. В России одним из первых созидательную роль барьеров вскрыли ученые в области научного творчества. Б.М. Кедров обнаружил, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера, и он назвал это «барьером».  Открытие совершается как процесс его преодоления.

Что такое барьер? Барьер - это универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник. Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения независимые от их природы. Трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность народов и государств, облекаясь в форму различных запретов, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать.

После того как мы узнали, что такое барьер, следует вернуться и определить значение слова коммуникации? Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации – это взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.1

Осуществление коммуникаций – это  связующий процесс, необходимый  для любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе. Большинство из них было создано в XX в. Но первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем.

Модель Аристотеля. Еще в «Риторике»2 древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» Таким образом, данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации: ОРАТОР - РЕЧЬ – СЛУШАТЕЛЬ.

Только с развитием массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение  и под влиянием потребности в  совершенствовании методов пропаганды классическая модель претерпела изменения.

Модель Ланссуэлла. В 1948 г. Американский ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации, которая раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: • кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла  стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации:

• анализ управления процессами

• анализ содержания передаваемых сообщений

• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации

• анализ аудитории

Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы  в установленные сроки и с  наименьшими издержками.

Модель  Шеннона—Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако она имеет и ряд ограничений:

• она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; 

• она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

• коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Модель  М. де Флера.

В модели де Флера учтен  основной недостаток линейной модели Шеннона—Уивера — отсутствие обратной связи. Он замыкает цепочку следования  информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей  весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума».

Циркулярная модель коммуникации. Была предложена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Они подчеркивают циклический характер коммуникации, когда ее участники   периодически меняются ролями. Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами).

Модель  двуступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфсльдом и Б. Берельсоном при исследовании массовых коммуникаций. Согласно этой модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — массмедиа. На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т.е. в межличностном общении.

Модель  «ИСКП» (SMCR) была предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г.

Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный  анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются  с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, социально-психологических установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связана.

Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация.

Данная модель является, пожалуй, наиболее простой и удобной  для знакомства с особенностями  конкретного коммуникационного  процесса, благодаря чему ее можно  считать базовой при рассмотрении отдельных элементов коммуникационного процесса.

В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или  барьеры. Определим понятие «коммуникационный барьер». Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищает от чужих слов, мыслей, переживаний, ставя преграды на пути общения.

Данная ситуация наглядно демонстрирует одну из ключевых проблем коммуникативности - проблему коммуникационных барьеров. Под коммуникационными барьерами обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Коммуникационный барьер – это препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. Барьеры коммуникации – это трудности, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации.

Это проблема очень важна, поскольку  неудачная коммуникация может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников по той простой причине, что переданная информация была принята не полностью, в искаженном виде или не принята вовсе.

 

1.2. Основные причины  возникновения коммуникационных 

барьеров

В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия или желание слышать только то, что хочется услышать. Некоторые менеджеры придерживаются той точки зрения, что сотрудникам нижнего и среднего уровня вовсе не обязаны знать о положении дел в целом. Они уверены, что тем, кто находится ниже, надлежит выполнять, что им говорят, и не задавать лишних вопросов. Однако исследования показывают, что осведомленность об общем состоянии дел сотрудники организации считают одним из важнейших факторов, сказывающихся на их работе. В то же время, когда руководители распределяют по степени важности факторы, определяющие моральное состояние их подчиненных, они, как правило, ставят на последнее место осведомленность сотрудников о состоянии дел в организации. Для того чтобы преодолеть этот барьер на пути делового общения, необходимо быстро передавать необходимую информацию тем, кто находится ниже.    

Информация о работе Коммуникационные барьеры в организации и способы их преодоления