Классическая школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

Оглавление

Введение 2

1. Исторические предпосылки возникновения 4

2. Основные положения классической школы управления 5

3. Система управления Ф. Тейлора 6

4. Бюрократическая система М. Вебера 12

5. Схема управления организации по Г. Форду 13

6. Принципы и функции управления А. Файоля 14

7. Применимость и значение концепций в практике 15

современного управления

Заключение 16

Файлы: 1 файл

Классическая школа управления.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 

Сформулированные Тейлором принципы анализа трудовой деятельности, определения трудового задания как цели деятельности, отбора и профессиональной подготовки сотрудников, экономического стимулирования труда сохранили свою актуальность до настоящего времени. Они, по-прежнему, являются важными в таких разделах организационной психологии, как анализ механизмов мотивации трудовой деятельности и целенаправленного поведения, работы с персоналом организации.

 

Основной недостаток системы Тейлора  в том, что она была ориентирована  на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным, побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.

 

Сам Тейлор считал свою систему законченной  и единственно возможной. Однако реалии деловых отношений уже  к 30 годам ХХ столетия стали опровергать ее принципы. В истории организационной психологии новое направление, почувствовавшее дух времени, получило название "Школа человеческих отношений".

 

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан  самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

 

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить  воедино работу и человека, тогда  я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Бюрократическая система М. Вебера

 

Большую роль в становлении менеджмента сыграли труды немецкого социолога и философа М. Вебера, посвященные анализу бюрократических систем. Он построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и процедур, информированности руководителя.

 

Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним  из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

 

–                   Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование  функций, прав и обязанностей каждого  из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.

 

–                   Производственно-техническая система  строится на принципах иерархии.

 

–                   Деятельность производственно-хозяйственных  систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.

 

–                   Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.

 

–                   Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

Схема управления организации по Г. Форду

 

Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.

 

Он применил стандартизацию и унификацию – важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное  производство, что дало возможность  перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.

 

Свою теорию управления Форд назвал «Террор машины».

 

Принципы и функции управления Файоля

 

 

А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс  управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка  кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

 

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

 

Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

 

1.     Разделение труда. 

 

2.     Полномочия и ответственность. 

 

3.     Дисциплина.

 

4.     Единоначалие.

 

5.     Единство направлений. 

 

6.     Подчиненность личных  интересов общим.

 

7.     Вознаграждение персонала. 

 

8.     Централизация. 

 

9.     Скалярная цепь 

 

10. Порядок.

 

11.  Справедливость.

 

12.  Стабильность рабочего места  для персонала. 

 

13.  Инициатива.

 

14.  Корпоративный дух.

 

Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.

 

Применимость и значение концепций  в практике современного управления

 

На основе разработок Файоля и его  последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

 

–                   четкое функциональное разделение труда;

 

–                   передача команд и распоряжений сверху вниз;

 

–                   единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

 

–                   соблюдение «диапазона контроля» (осуществление  руководства ограниченным числом подчиненных).

 

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для  настоящего времени, несмотря на то, что  достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Заключение

 

Управление как исторический процесс  развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.

 

Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа  административного управления, школа  с позиции человеческих отношений  и психологии человека, школа с  позиции поведения человека в производстве, количественный подход

 

"Школа научного управления" может рассматриваться как предтеча  к формированию организационной  психологии.

 

Сущность предложенной системы  основывается на следующих четырех  положениях:

 

1.                 Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.

 

2.                 Отбор и обучение работников.

 

3.                 Сочетание знания о трудовой  деятельности с возросшими трудовыми  возможностями отобранных работников.

 

4.                 Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.

 

На основе разработок Файоля и его  последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

 

–                   четкое функциональное разделение труда;

 

–                   передача команд и распоряжений сверху вниз;

 

–                   единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

 

–                   соблюдение «диапазона контроля» (осуществление  руководства ограниченным числом подчиненных).

Список  литературы

 

1.      Менеджмент. П. А. Кохно. – М.: Финансы и статистика, 2001.

 

2.      Менеджмент. Учебное пособие. Вершигора  Е.Е, 2001

 

3.      Менеджмент: Учебник для вузов.  М.М. Максимов,  А.В.Игнатьева,  М.А.Комаров и др.;, 2004.

 

4.      Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 2005.

 

5.      http://www.sre.mnogosmenka.ru/sre0391/sre0391.htm


Информация о работе Классическая школа управления