Эволюция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

Оглавление

Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Школа научного управления (1885-1920 гг.)
Классическая (административная) школа (1920-1950 гг.)
Школы человеческих отношений и поведенческих наук
Современный менеджмент
Управленческие концепции современного менеджмента
Процессный подход
Системные концепции. Системный подход в менеджменте
Ситуационный подход в менеджменте
Современные концепции менеджмента

Файлы: 1 файл

Кр Менеджмент.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

    1. Системные концепции. Системный подход в менеджменте

Теория систем разрабатывалась  и впервые применена в точных науках и технике. Однако ее использование в менеджменте в конце 50-х гг. прошлого столетия стало поворотным пунктом в развитии теоретического и практического менеджмента.

В теории систем система  определяется как некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Составляющие части (элементы) сложных систем сами могут являться системами (подсистемами). Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем и т.д. Примерами таких систем являются машины, компьютеры, телевизоры, биологические системы.

Все организации также  являются системами. Люди служат социальными компонентами организаций. Вместе с другими внутренними компонентами они составляют социотехнические подсистемы организации. Применение системного подхода в менеджменте основано на том, что организации являются открытыми системами, т.к. их функционирование и выживание зависит от внешней среды. Применение этого подхода позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход — это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей.

В основе системного подхода  лежит идея декомпозиции и интеграции системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятии управленческих решений.

Процесс управления организацией является целенаправленным и рациональным. В процессе функционирования этой системы осуществляется преобразование ее входов (поступающих на входы ресурсов) в выходы. При эффективном преобразовании ресурсов образуется добавочная стоимость выходов по отношению к входам, в результате чего формируются дополнительные результаты: увеличиваются продажи, формируется прибыль, растет доля рынка, реализуется социальная ответственность организации, удовлетворяются потребности сотрудников, обеспечивается развитие организации и т. д.

Декомпозиция системы, осуществляемая в рамках системного подхода, является основным способом, позволяющим понять сущность конкретного объекта и проблем управления, не нарушая комплексного подхода при формировании управленческих решений. Т.о., системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (т.е. организации) и конкретными факторами внешней среды.

 

2.4. Ситуационный подход в управлении.

 
          Ситуационный подход был разработан в конце 60-х г. ХХ в. и внес большой вклад в развитие теории организационного управления. Центральным моментом в этом подходе является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность ее деятельности в рассматриваемый момент. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях.

Суть данной теории состоит  в том, что результаты одних и  тех же управленческих действий в  различных ситуациях могут очень  сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. 
 
           Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. 

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. 

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал бы требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. 

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. 

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий управление — это в первую очередьискусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Так, в 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», как бы дополняя идею МакГрегора (теория «X» и «Y») после длительного изучения японского опыта управления. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции  Оучи является положение о том, что  человек — это основа любой  организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• замедленная оценка кадров и их постепенное продвижение;

• скрытый неформальный контроль четкими и формализованными методами;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о  работниках.

Таким образом, краткий  обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны действительности. 
 
2.5. Современный менеджмент и развитие маркетингового подхода 
 
          На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия организации с внешней средой, учета ее изменений и деятельности отдельных компаний, их ориентации и адаптации к сложившимся условиям. 

Рассмотрим несколько  концепций, которые в наибольшей степени отражают тенденции развития современного менеджмента.

Концепция адаптации. Суть концепции адаптации (или стратегии приспособления) состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды. Эти действия обеспечивают стратегии маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между конкретными предприятиями, в том числе расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны их размещения.

Концепция глобальной стратегии. Предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимости выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации (предприятия, корпорации), а не ее отдельных частей. В рамках глобальной стратегии существуют различные направления этой концепции, согласно которым глобальная концепция может быть направлена:

• на реализацию многих целей и  ориентирована на максимизацию прибыли в качестве главной цели организации. Это направление получило название теории множественности целей;

• на оптимизацию всей деятельности (всех видов деятельности) организации в целях максимизации ее прибыли;

• на оптимизацию деятельности организации путем лучшего приспособления ее структуры к условиям внешней среды и более эффективному использованию ее внутренних возможностей для получения организацией максимальной прибыли;

• на совершенствование основных функций управления с целью оптимизации (повышение эффективности) деятельности организации.

Концепция целевой ориентации. Ориентирует организацию на осуществление ее деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).

Приведенные и многие другие концепции современного менеджмента направлены на совершенствование стратегий отдельных организаций с целью достижения поставленных целей и получения намечаемых прибылей.


Информация о работе Эволюция менеджмента