Этапы разработки и реализации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование этапов разработки и реализации решения. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
исследовать сущность технологии принятия решения;
- изучить принципы процесса принятия решения;
- проанализировать алгоритм процесса разработки управленческого решения;
- исследовать факторы влияющие на процесс разработки управленческого решения;
- проанализировать этапы принятия и реализации управленческих решений.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

    Методы, позволяющие выявить факторы, определяющие развитие ситуации, могут быть также использованы, как правило, и для установления их сравнительной важности, весомости при формировании динамики развития ситуации, а также характера их влияния.

    При наличии индексов либо переменных целесообразно также определение пороговых значений, превышение или приближение к которым должно вызывать соответствующие управленческие решения и действия со стороны лица принимающего решение.

    Полезен анализ и оценка устойчивости ситуации к изменению значений факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на ее развитие, либо тех факторов, на изменение значений которых будет направлено управленческое воздействие.

    Диагностика ситуации.

    При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.

    На основании проведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий, и возникающие в связи с этим проблемы. Решение этих проблем необходимо для предотвращения нежелательного развития ситуации.

    Достижение поставленных перед организацией целей (если только это не поддержание уровня уже достигнутых результатов), как правило, требует целенаправленных управленческих воздействий для обеспечения развития ситуации в желательном направлении.

    Это может быть увеличение прибыльности предприятия, завоевание новых рынков сбыта, ввод в действие новых технологических линий и т. д.

    Необходимо правильно оценить состояние ситуации принятия решения, характер ее изменения, с тем чтобы были приняты решения и предприняты действия, обеспечивающие достижение желательного состояния ситуации.

    Адекватному пониманию ситуации способствует определение:

  • основных возникающих проблем;
  • закономерностей, в соответствии с которыми происходит ее развитие;
  • механизмов, с помощью которых может быть оказано целенаправленное воздействие на ее развитие;
  • ресурсов, необходимых для приведения этих механизмов в действие;
  • активных составляющих ситуации, как внешних, так и внутренних, которые могут оказать существенное, а подчас и решающее воздействие на ее развитие.

    Адекватная диагностика ситуации во многом способствует принятию эффективных управленческих решений.

    Разработка прогноза развития ситуации.

    Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации предлагаемых альтернативных вариантов решений.

    Не прогнозируя ход развития событий, невозможно управлять. Поскольку при использовании экспертной информации большое значение имеют не только количественные, но и качественные оценки, традиционные методы расчетов прогнозов далеко не всегда могут быть применены.

    К тому же во многих сложных ситуациях далеко не всегда мы обладаем достаточно достоверной статистической информацией, необходимой для разработки прогноза.

    Перечисленные выше причины делают актуальной проблему применения методов экспертного прогнозирования, в большей степени ориентирующихся на работу как с количественными, так и с качественными экспертными оценками.

    Перспективными являются, в частности, возможности использования развивающегося метода экспертных кривых, с помощью которых может быть описана динамика прогнозируемого развития объекта экспертизы. 
 
 
 

2. 2 Формирование модели процесса принятия управленческого решения. 

    Термин "модель" различными авторами толкуется неодинаково.

    Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

    Но нам более удачным представляется определение понятия "модель", данное Медоузом и другими в монографии "Пределы роста", в которой анализируются различные возможные сценарии развития экономики и человечества.

    Согласно этому определению, модель — это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе.

    Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме.

    Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

    Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.

    Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.

    Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:

    • выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий;
    • соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;
    • анализ проблем и подготовку управленческих решений; определение механизма реализации решений; определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.

    Если же среди существующих структурных подразделений организации отсутствуют подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.

    Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.

    1. Модель "организация-машина". Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.

    Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления.

    К этой модели близка и "бюрократическая модель" организации.

   2. Модель "естественной " организации предполагает, что  
организации, возникающие естественным образом, развиваются 
по собственным законам. Они обладают способностью само- 
настраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. 
Отклонение от цели не считается отрицательным результатом,

    
поскольку естественная организация функционирует, как пра- 
вило, в условиях со значительным элементом неопределенно- 
сти.

    3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.

    4. Социотехническая модель. Согласно этой модели t особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

    5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

    6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

    7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.

    Основной задачей при управлении взаимодействием организации с внешней средой является максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.

    В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.

    Механистический тип:

  • консервативная, негибкая структура;
  • четко определенные, стандартизованные задачи;
  • сопротивление изменениям;
  • власть проистекает из иерархических уровней в организации; иерархическая система контроля; командный тип коммуникаций (сверху вниз); содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.

    Органический тип:

  • гибкая структура;
  • динамичные, не жестко определенные задачи; готовность к изменениям; власть базируется на знании и опыте; самоконтроль и контроль коллег;
  • многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные); содержание коммуникаций: информация и советы.

    Каждый из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.

    Непосредственное управление деятельностью организации — это процесс взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей.

    В этой связи целесообразно также вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом.

    В частности, органическая модель предполагает, что человеческое общество развивается по законам, близким к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру.

    Согласно этой модели, каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше они различаются, тем менее они являются взаимозаменимыми. Процессная модель общества предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества. Поэтому общество не является устойчивым и постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к изменениям внутренней и внешней среды.

    Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных функций различных частей общества в единое органическое целое.

    Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели.

    Согласно этим моделям, главным направлением деятельности организации является достижение целей, стоящих перед ней, и решение проблем, обеспечивающих, с одной стороны, достижение целей, а с другой — устойчивое развитие и выживание организации.

    Приведем наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений.

    Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем.

    Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

    Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития.

Информация о работе Этапы разработки и реализации управленческих решений