Элементы,типы и модели коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся элементов, этапов, типов и моделей коммуникаций, самого понятия коммуникаций и видов коммуникационных сетей. Вся эта информация необходима для понятия сущности коммуникативных структур организации.

Оглавление

Введение 2
Элементы коммуникаций 3
Модели коммуникаций 6
Типы коммуникаций 7
Коммуникационная сеть 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Элементы,типы и модели коммуникаций.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

     Неформальные  коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения  слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа "только между нами".

     Вертикальные  коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень  в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п.

     Помимо  обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.

       Некоторые из многочисленных  разновидностей обмена информацией  между руководителем и подчиненным  связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждением с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

     В дополнение к обмену информацией  между руководителем и подчиненным  имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.

                Горизонтальные коммуникации - это  коммуникации между различными  отделами организации. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации. [1, c.176-177] 

     Коммуникационная  сеть. 

     Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.

     Коммуникационная  сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи осуществляются сверху вниз от руководителя к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням работниками или частями организации. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и подчиненными. Взаимосвязь этих сетей создает коммуникативную структуру организации.

     Структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на функционирование группы, на чувство  удовлетворенности ее членов. Она  является важным компонентом в типах взаимодействия внутри организаций, в способности группы направлять общие усилия на выполнение определенных задач.

     Возможности развития коммуникационной сети ограничивают, как правило, размеры подразделений в организации. Увеличение размера группы приводит к возрастанию   количества   возможных   коммуникационных отношений. Поэтому от того, как построена коммуникационная сеть, зависит ее влияние как на сокращение, так и на увеличение разрыва между посланным и полученным значением и соответственно деятельность персонала может отличаться большей или меньшей эффективностью.

     Особенно  важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, сложный круг (или всеканальная)

     Централизованность  информационных контактов связана  со степенью свободы субъектов - участников коммуникации. Как это и следовало  ожидать, свобода субъектов существенно  выше в конфигурациях без центра.

              Формальная, централизованная иерархия  власти, при которой подчиненные  общаются друг с другом только  через своего начальника, представлена  в сетях типа «колесо». Одно  лицо занимает центральное место  в коллективе и большинство членов этой группы при определении своей позиции сориентированы на центр. Это связано с лидерскими функциями лица находящего в центре «колеса», его возможностями оказывать больше социального влияния на других членов группы. Оно также связано с ответственностью за передачу информации и принятие окончательных решений.

     Если  члены группы соединены между  собой, как звенья одной цепи, в  которой каждый поддерживает контакт  с кем-то одним, то мы имеем сеть типа «цепочка». Последняя отражает последовательно  сеть горизонтальных связей.

     В сетях типа «круг» члены группы могут  коммуницировать только с тем, кто  расположен рядом с ними.

     Примером  полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети, которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.

         Характер взаимозависимости работ  и людей в группе или организации  будет определять тип более  эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость (хоккей) требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу. [5, c.131-132] 

     Заключение. 

     Согласно  исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом.

     Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.

     Это означает, что для успеха индивидов  и организаций необходимы эффективные коммуникации.

     Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что  делают руководители, чтобы облегчить  организации достижение ее целей, требует  эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

     Коммуникативная структура в той степени, в  какой она развита, повышает гибкость и саморегуляционные возможности  организации. Она является основным средством обучения и совершенствования менеджеров среднего звена

управления. Развитие коммуникативных структур в организациях стимулируется техническим  прогрессом и использованием передовых  технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1.Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи,1995.

2.Жарковская Е.П. Антикризисное управление.- М.: Омега-Л, 2004

3.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Москва: Издательство "Дело", 1997 - http://www.tourlib.columb.net.ua/Lib/meskon06.htm

4.Мильнер Б. З. Теория Организации – М.: ИНФРА-М, 1999.

5.Роджерс Э. Р. Коммуникации  в организациях/ Перевод с анг. - М.: “Экономика”, 1980. 

Информация о работе Элементы,типы и модели коммуникаций