Экономические прогнозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Предуказание, в отличие от предсказания, связано с решением проблемы. Здесь обязательно присутствует волевое решение человека (группы людей) по достижению намеченной цели. Предуказание может быть в форме планирования, программирования или проектирования. В экономической жизни чаще применяются первые две формы. Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная категория. Отметим три особенности прогноза и плана:

Оглавление

Введение 2
НАЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 4
1.1. Понятие и классификация экономических прогнозов 4
1.2. Функции и принципы экономического регионального прогнозирования 7
1.3. Методология экономического прогнозирования 10
1.4. Организация прогнозирования 13
2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2013-2015 ГОДЫ 18
2.1. Основные экономические показатели 18
2.2. Уровень жизни 19
2. 3. Демографическая ситуация 20
2.4. Занятость населения 21
2.5. Образование 23
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

курсачок.docx

— 63.92 Кб (Скачать)

     -   выбор    методов    прогнозирования    (основного   и вспомогательных), разработка алгоритма и рабочих программ.

     3-й этап – проспекция, т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе:    1)   расчёт   прогнозируемых   параметров    на     заданный     период упреждения; 2) синтез отдельных составляющих прогноза.

     4-й этап оценка прогноза, в том числе его верификация, т.е. определение степени достоверности, точности и обоснованности.

В ходе проспекции и оценки на основании предыдущих этапов решаются задачи прогноза и его оценка.

     Указанная этапность является примерной и зависит от основного метода прогнозирования.    Так,  в     случае    применения экспертного метода состав этапов может меняться.

     Каждый этап прогнозирования отличается своими задачами, методами и результатами.    Деление   на    этапы    связано    со     спецификой   описания объекта,    сбором    данных    прогнозного    фона,    построением   поисковой и    нормативной     модели,    верификацией прогноза. Особое место занимает предпрогнозная     ориентация,     которая     служит    задачам целеполагания, программирования    планирования,    проектирования,     т.   е.      управления полученными прогнозными данными.

     Результаты     прогноза    оформляются в виде справки, доклада или иного материала и предоставляется заказчику.

     При прогнозировании может использоваться следующая информация:

     -   фактографическая, т.е содержащая фактические данные;

     -    экспертная, т.е.   содержащая экспертные  оценки для достижения задач  прогноза;

     -   научно-техническая;

     -   по    переменной    объекта    прогнозирования,   т. е.   содержащаяся     в значениях переменной.

     Информация прогнозного фона должна учитывать происходящие сдвиги в окружающей среде,  в том  числе:  социально-экономические,  технические, технологические,   политические,  а также факторы, оказывающие влияние на развитие объекта.

     Необходимо   учитывать   тенденции  развития науки и техники, вводить информацию о её возможных достижениях.  Это   позволяет  уменьшить риск устаревания прогноза.

     В настоящее    время в России сложилась определённая организационная структура     прогнозирования    и    планирования   государства, включающая различные    учреждения    и   организации, из которых основными являются:

        1) Министерство    экономического    развития  и   торговли   Российской Федерации;

        2) Министерство  финансов Российской Федерации;

        3) Центральный  банк Российской Федерации;

        4) Росстатагенство,   которое  занимается статистическим мониторингом итогов   социально-экономического   развития страны, что позволяет оценить качество  прогнозов   состоявшимися  событиями и создать информационный массив для следующих прогнозов.

     В организационную структуру прогнозирования и планирования государства входят также научно-исследовательские учреждения и организации, в том числе:

        -   Информационно-аналитическое     управление     Аппарата        Совета Федерации Федеративного  Собрания РФ;

        -   Институт   макроэкономических    исследований    при   Министерстве экономики РФ;

        -   Институт   экономики     РАН, в т. ч. центр  социально-экономических  проблем федерализма ИЭ РАН;

        -   Институт     международных     экономических     и          политических исследований  РАН;

        -   Совет   по    размещению    производительных   сил и экономическому сотрудничеству и др..

     Указанные учреждения и организации работают в условиях формирования и финансирования заказов на научное исследование. В таком заказе выбор исполнителей определяется, как правило, на конкурсной основе независимо от ведомственной подчинённости.       

 

     Таким образом, можно констатировать, что в стране сложилась некоторая начальная практика формирования прогнозных систем, адекватных рыночной экономике, задачей которой является скоординированное методологическое и аналитическое обеспечение многоаспектных и масштабных задач экономического развития страны.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогноз социально-экономического развития Хабаровского муниципального района на 2013-2015 годы

     Прогноз социально-экономического развития муниципального района на 2013 - 2015 годы разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», стратегией социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года, утвержденной решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 21.07.2009 № 33 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года», постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 28.09.2011 № 2129 «Об утверждении порядка разработки Прогноза социально-экономического развития Хабаровского муниципального района».

     Источниками  информации для анализа и прогноза  показателей, характеризующих ситуацию в экономике Хабаровского муниципального района (далее – район), явились данные статистической отчетности, данные предприятий и организаций района, данные структурных подразделений администрации муниципального района, данные оперативных наблюдений розничных цен и изменений тарифов.

 

2.1.Основные экономические показатели

     В целом  экономика района характеризуется  устойчивым развитием. В последние годы основной задачей стало преодоление последствий экономического кризиса, с чем району удается успешно справляться.

     Индикатором  развития экономики в районе  является рост инвестиционной  деятельности в различных отраслях. Согласно данным Территориального  органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям за 2011 год по району составил 3511 млн. рублей, что в 2,5 раза больше по сравнению с уровнем 2010 года.

   Инвестиционные расходы  по увеличению стоимости основных  средств в учреждениях, финансируемых  из бюджета муниципального района, в 2011 году составили 237,1 млн. рублей.

    На будущие  годы прогнозируется дальнейший  рост инвестиционной деятельности. Уже сейчас создано множество инвестиционных проектов в различных сферах, в том числе по строительству объектов коммунального хозяйства, объектов энергетики, развитию туристической инфраструктуры района, сельскохозяйственной отрасли и многие другие. В связи с этим, можно прогнозировать дальнейший рост инвестиций в основной капитал.

     Ведущей отраслью  экономики района является сельское  хозяйство. Основной продукцией сельскохозяйственного производства в районе являются зерновые, картофель, овощи, соя, яйца куриные, молоко, мясо.

     Удельный вес  сельскохозяйственной продукции, производимой  сельскохозяйственными организациями района, составляет от 30 до 80 процентов по видам от продукции, производимой в Хабаровском крае.

     На протяжении  последних лет в сельском хозяйстве  района имеется тенденция роста производства продукции, в предприятиях происходит техническое перевооружение, что позволяет прогнозировать рост сельскохозяйственного производства на 2013-2015 годы.

     Важным фактором  экономического развития района  также является состояние розничной торговли и объектов общественного питания.

     На сегодняшний  день на территории района  осуществляют деятельность 249 предприятий  торговли, 36 общественного питания  и 56 предприятий бытового обслуживания.

    На протяжении  последних трех лет в районе  наблюдается увеличение количества объектов розничной сети и объектов общественного питания. В связи с этим можно прогнозировать увеличение оборота розничной торговли и общественного питания в Хабаровском муниципальном районе на 2013-2015 годы.

 

2.2. Уровень жизни

     Уровень жизни  населения района с каждым  годом улучшается за счет развития социальной инфраструктуры района, в том числе за счет доступности услуг образования и здравоохранения, культуры.

     В районе  отмечается ежегодный рост заработной  платы. Согласно данным Территориального  органа Федеральной службы государственной  статистики по Хабаровскому краю в 2011 году среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась на 10,5 процента и составила за год 19396 рублей.

 

2.3. Демографическая ситуация

     На протяжении  многих лет численность постоянного  населения Хабаровского муниципального района имела тенденцию к увеличению. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, с 2007 по 2009 численность постоянного населения выросла на 2,6 процента и на начало 2009 года составила 93970 человек, однако согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения района на 01.01.2010 составила 85287 человек. Разница в численности населения была связана с естественным миграционным движением населения и расформированием воинских частей в районе. На 01.01.2011 численность постоянного населения района составила уже 85666 человек, что на 0,4 процента больше по сравнению с 2010 годом. На начало 2012 года численность постоянного населения возросла уже до 88305 человек.

     С 2007 года показатель  рождаемости возрос на 8 процентов  и составил по итогам 2011 года 1207 человек. Однако, в расчете на 1000 человек населения, в 2011 году рождаемость  сократилась до 13,7 по сравнению  с показателем 2010 года (14,98). Численность  женщин в фертильном возрасте  составляет в районе всего 20,2 тыс. человек, а численность детского  населения - 13773 человека, включая 2397 человек подростков. Численность подростков, имеющих возможность образовать семьи с последующим рождением детей, достигла своего демографического минимума и составляет до пятисот человек обоего пола одного года рождения.

     В районе  самые низкие показатели смертности  среди районов Хабаровского края, такую же тенденцию планируется сохранить и в прогнозируемом периоде. В 2011 году смертность в расчете на 1000 человек населения составила всего 10,28.

     В целях  поддержания благоприятной демографической  ситуации в районе разработан  План мероприятий демографического  развития Хабаровского муниципального района на 2012-2015 годы, утвержденный постановлением администрации Хабаровского муниципального района от21.05.2012 № 1379. План включает в себя мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения района и снижение смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, формирование здорового образа жизни, повышение культуры населения, повышение доступности образования и качества условий осуществления образовательного процесса, а также обеспечение жильем молодых семей, создание дополнительных рабочих мест и совершенствование миграционной политики.

     В целом, не смотря на сложившуюся демографическую обстановку, на будущие годы можно прогнозировать незначительный рост населения района за счет миграции из северных регионов ДВФО и г. Хабаровска в связи со строительством в районе котеджных поселков, а также благодаря действию программы «Жилье для молодых семей на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 16.05.2011 № 942, и Плана мероприятий демографического развития Хабаровского муниципального района на 2012-2015 годы.

 

2.4. Занятость населения

     На рынке  труда в районе на протяжении  последних лет наблюдается положительная динамика. Ежегодно растет численность занятых в экономике, снижается уровень безработицы.

     В 2011 году произошло  снижение численности безработных  с 1368 человек (по состоянию на 01.01.2011) до 1095 человек (на 01.01.2012). Основными причинами снижения уровня безработицы в Хабаровском муниципальном районе являются:

- высокий уровень трудоустройства  безработных, он составил 57,6 процента;

- наличие вакансий, заявленных  в службу занятости (в том числе  и г. Хабаровска);

- уменьшение по сравнению  с 2010 годом на 26 процентов численности  высвобождаемых работников;

- выполнение мероприятий, направленных на улучшение ситуации  на рынке труда, предусмотренных  в рамках антикризисной программы.

    За 2011 год в  КГУ «Центр занятости населения  Хабаровского района» для получения  государственной услуги в поиске  подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников обратилось 2697 человек, что на 18,1 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, это характеризует улучшение состояния рынка труда в районе.

    Структура граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы  в 2011 году, не претерпела существенных  изменений по сравнению с 2010 годом. По-прежнему, в числе безработных высока доля женщин - 53,6 процента (в 2010 году - 54,7 процента), молодежи до 29 лет- 33,7 процента (в 2010 году – 36 процентов), инвалиды- 6,8 процента (в 2010 году - 5,7 процента), уволенные по собственному желанию - 51 процент (в 2010 году - 51,7 процента).

    В 2011 году трудоустроено  ищущих работу граждан 1526 человек, это 56,6 процента от всех обратившихся  за содействием в поиске подходящей  работы, в том числе трудоустроено  на постоянную работу 954 человека, что составляет 35,4 процента. Около 2 процентов (36 человек) от числа трудоустроенных граждан составили инвалиды.

    Уровень регистрируемой  безработицы на 01 января 2010 года  составлял 3,28 процента, на 01 января 2011 года 2,62 процента, а на 01 января 2012 года  данный показатель составил 2,07 процента. Таким образом, за 2011 год произошло снижение регистрируемой безработицы на 0,55 процента.

Информация о работе Экономические прогнозы