Экономические категории качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель управления качеством — это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.
Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

Оглавление

1.Цель управления качеством……………………………………………………………….с. 3-6
2.Затраты на качество и их классификация…………………………………………..с. 7-9
3.Элементы затрат на качество……………………………………………………………..с. 10-15
4.Затраты на контроль…………………………………………………………………….……..с. 15
5.Внутренние потери……………………………………………………………………………..с. 16
6.Снижение общих затрат……………………………………………………………………...с. 17
7.Литература…………………………………………………………………………………………..с. 18

Файлы: 1 файл

упрвление качеством.docx

— 83.72 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Вятский гуманитарно-технологический  институт»

 

 

                                                        Регистрационный номер________________

                                                        Дата регистрации «   »_____________2012г.

 

Контрольная работа

по  дисциплине управление качеством на тему «Экономические категории качества»

 

                                                                       Студентка 5 курса группы ТЭЗ-51

                                                                       Специальность: «Товароведение                     

                                                                       и экспертиза всех видов товаров»

                                                                       Клековкиной Алёны

                                                                       Владимировны

                                                                       Преподаватель:________________

                                                                       Оценка:_____________

                                                                       Подпись преподавателя:________

                                                                       Дата проверки:

                                                                       «__» ___________2012

 

Киров 2012

План

1.Цель управления  качеством……………………………………………………………….с. 3-6

2.Затраты  на качество и их классификация…………………………………………..с. 7-9

3.Элементы  затрат на качество……………………………………………………………..с. 10-15

4.Затраты  на контроль…………………………………………………………………….……..с. 15

5.Внутренние  потери……………………………………………………………………………..с. 16

6.Снижение  общих затрат……………………………………………………………………...с. 17

7.Литература…………………………………………………………………………………………..с. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цель управления качеством.

Основными задачами управления качеством являются: 
- изучение рынка сбыта; 
- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; 
- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; 
- сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций: 
- разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции; 
- сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество; 
- выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект; 
- выдача управленческих решений; 
- анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями. 
Управление качеством опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип кри¬териев, методы, средства и т. д. 
Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. 
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. 
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. 
Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель. 
Субъект управления — управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.  
Цель управления качеством — это обеспечение выпуска продукции,  отвечающей заданным требованиям конкуренции на  рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.  
Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству. 
Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и   принципа «товар — рынок». 
Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную  деятельность, которая определяется на краткосрочный период.   Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.  
Политика в области качества является  начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия. 
Политика в области качества — это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.    
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются:  
- ситуация на рынке сбыта;  
- конкурентоспособность продукции;  
- научно-технический прогресс и борьба с конкурентами;      
- состояние дел внутри предприятия;  
- вложение инвестиций в развитие предприятия.  
Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству».  
Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции. 
Функции прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлены на: 
- выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;  
- выявление научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя; 
- определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих. 
Функция планирования повышения качества продукции предполагает: 
- разработку новых видов продукции (номенклатура, ее основные показатели, этапы и сроки разработки); 
- освоение новых видов продукции; 
- повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции; 
- разработку задания по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий; 
- повышение качества изготовленной продукции и качества работы. 
Нормативы и требования к качеству продукции предусматривают: 
- изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции; 
- выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации; 
- оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование; 
- установление в нормативно-технической документации правил организации и проведения испытаний. 
Аттестация продукции включает комплекс организационно-технических и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации. 
Функция разработки и налаживания производства продукции  направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов  новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их. 
Функция технологического обеспечения качества продукции  призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с  заданными показателями. 
Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме  мероприятий по достижению единства и требуемой точности  измерений параметров изделий, характеристик оборудования и  инструмента.  
Функция материально-технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др.  
Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам  разработки, изготовления и использования продукции.  
Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками  сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой.  
Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно-технической документацией.  
Функция стимулирования повышения качества продукции  направлена на расширение выпуска изделий высокого качества  и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий.  
Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам. 
Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Затраты на  качество и их классификация

Затраты на качество — это  затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность  потребителя продукцией (услугами). Существует несколько классификаций  затрат на качество. Самый известный  из них — подход Джурана—Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты  подразделяются на четыре категории[1]:             

- затраты на предупредительные  мероприятия — затраты на предотвращение  самой возможности возникновения  дефектов, т.е. затраты, направленные  на снижение или полное предотвращение  возможности появления дефектов  или потерь;             

- затраты на контроль  — затраты на определение и  подтверждение достигнутого уровня  качества;             

- внутренние потери (затраты  на внутренние дефекты) — затраты,  понесенные внутри организации  (т. е. до того, как продукт  был продан потребителю), когда  запланированный уровень качества  не достигнут;             

- внешние потери (затраты  на внешние дефекты) — затраты,  понесенные вне организации (т.е.  после того, как продукт был  продан потребителю), когда запланированный  уровень качества не достигнут.              

Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество[2]. Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф.Кросби (рисунок 1.1), предложивший разделить затраты  на качество на две категории:             

- затраты на соответствие  — все затраты, которые необходимо  по-нести, чтобы сделать все  правильно с первого раза;             

- затраты на несоответствие  — все затраты, которые приходится  нести из-за того, что не все  делается правильно с первого  раза[3].             

Не углубляясь в подробности, можно принять, что первые две  группы затрат, вычисленные по методу Джурана—Фейгенбаума,— «Затраты на предупредительные мероприятия» и  «Затраты на контроль» соответствуют  категории «Затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных  мероприятий — означает пустить  качество на самотек.

Рисунок 1.1- Составляющие затрат на качество            

«Внешние потери» и  «Внутренние потери» соответствуют  «Затратам на несоответствие», так  как брак, обнаруженный внутри фирмы  или потребителем — это в любом  случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и  нужно сделать как можно меньше, а в идеале — довести до нуля.             

Оценка эффективности  системы качества с точки зрения экономических последствий осуществляется на этапе планирования качества продукции.             

В соответствии с требованиями ISO 9004 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные[4].             

Производственные затраты  на качество - затраты предприятия  с целью достижения и обеспечения  требуемого уровня качества. Они включают:             

- расходы на предупредительные  мероприятия и оценку (затраты  на соответствие),             

- расходы на устранение  дефектов (затраты на несоответствие). Расходы производителя на предупредительные  -мероприятия и оценку в свою  очередь подразделяются на:             

- расходы на действия, предупреждающие появление несоответствий  и дефектов. Сюда можно отнести  и затраты на разработку, внедрение  и поддержание системы качества, так как функционирование системы  качества способствует снижению  риска потребителя получить продукцию,  не соответствующие его требованиям;              

- расходы на обнаружение  несоответствий и дефектности,  возникающих в процессе проектирования  и производства продукции, с  целью их устра-нения до момента  ее реализации потребителю (расходы  на инспекцию). Сюда будут относиться: расходы на проведение контроля проектирования; входного контроля материалов и комплектующих изделий; контрольно- измерительного и испытательного оборудования; расходы на приемно-сдаточные испытания готовой продукции; расходы на внедрение системы контроля.             

Расходы производителя на устранение дефектов включают[5]:             

- затраты на устранение  дефектов, выявленных до момента  передачи продукции потребителю  (расходы на внутренний брак) и  доведение се до надлежащего  качества[6]. Сюда будут относиться  расходы на выявление бракованной  продукции и последующую ее  переработку, доработку и проверку  проведенных исправлений; потери  от снижения цены недоброкачественную  продукцию.. Расходы на устранение  внутреннего брака тоже входят  в себестоимость продукции и,  соответственно, в цену товара, а  потом покрываются за счет  потребителя.             

- дополнительные затраты  на исправление дефектов, обнаруженных  уже после приобретения их  потребителем (расходы на внешний  брак). Сюда будут относиться расходы  по устранению брака, обнаруженного  у покупателя, в том числе расходы  на ремонт в течение гарантийного  срока эксплуатации; замену изделий,  вышедших из строя в течении  гарантийных сроков эксплуатации; расходы на выяснение причин  неисправности и т.д[7].             

Непроизводственные затраты  на обеспечения качества это расходы, связанные с подтверждением качества продукции и предъявлением потребителю  объективных доказательств этого  качества .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Элементы затрат  на качество            

Для учета затрат на качество необходимо решить ряд задач. Первая задача- определить перечень элементов  затрат, которые относятся к деятельности предприятия, и сгруппировать их. Вторая задача— назвать эти элементы таким образом, чтобы их смысл  был ясен персоналу предприятия. Третья задача— назначить кодовые  символы для каждого элемента. Это может быть, например, цифра, буква или их комбинация.             

Выше был приведен пример перечня элементов затрат, сгруппированных  согласно этим рекомендациям. Общий  смысл сбора данных по затратам на качество — обеспечить руководство  инструментом управления. Особенно важно, чтобы элементы затрат были определимы в том виде, как они названы  и распределены для различных  категорий, в том числе:             

- для подразделения;             

- для какого-либо участка;              

- для типа продукта;             

- для какого-либо рабочего  места;             

- для какого-либо типа  дефекта.             

Требования должны быть установлены  самой организацией для собственного (внутреннего) пользования. Однако при  этом не следует забывать, что собранной  информации должно быть достаточно для  проведения других видов анализа.             

Система учета и анализа  затрат на качество, которая не согласована  с существующими внутри организации  особенностями, имеет слишком мало шансов на успех. Эта система должна быть встроена в организацию, как бы «сшита по мерке». Ее нельзя «взять с вешалки», т.е. уже готовую.             

После того как установлена  система классификации и кодирования  различных элементов затрат на качество, необходимо выявить источники данных о затратах. Некоторая часть информации уже может существовать; определенную часть можно достаточно легко  получить. Другие данные определить будет  значительно труднее, а некоторые  — пока еще могут быть недоступны.             

Основной объем затрат на контроль составляет оплата труда  пер-сонала, занятого контролем и  испытаниями. Это может составить  более чем 90% от всех затрат на контроль. Кроме того, эти затраты могут  быть определены весьма точно.             

Оставшиеся затраты связаны  в основном со стоимостью используемых материалов, закупками и стоимостью технического обслуживания. Они могут  быть определены напрямую.             

Итак, мы видим, что можно  без особого труда получить точную картину по затратам на контроль.             

Определение элементов затрат на внутренние потери немного сложнее. Это прежде всего:             

- оплата труда, связанного  с возвратом товара;             

- стоимость материалов (напрасная  работа);             

- накладные расходы;             

- оплата труда, связанного  с исправлениями;             

- стоимость материалов (ошибки  в работе);             

- накладные расходы;             

- оплата труда, связанного  с повторными испытаниями и  контролем;             

- стоимость материалов;             

- накладные расходы;             

- оплата сверхурочных  работ для Наверстывания потерянного  времени;             

- недополученная прибыль,  связанная со снижением класса (сорта) продукции.             

Картину приведенных выше затрат можно получить с достаточной  степенью точности.             

Более трудно будет выявить  объемы заработной платы и накладных  расходов, связанных с:             

- анализом причин возникновения  дефектов;             

- работой над возвращенным  продуктом;             

- подготовкой производства  к исправлениям. Эта деятельность  связана со:             

- штатом производственного  контроля;             

- штатом отдела поставок;             

- штатом контролеров;              

- штатом отдела обеспечения  качества.             

Поскольку каждый вовлеченный  сотрудник вряд ли в течение всего  рабочего дня решает проблемы, связанные  только лишь с внутренними потерями, оценка потерь должна производиться  с учетом реально затраченного на эту деятельность времени и по результирующим показателям. Таким  образом, мы опять видим, что основные виды затрат в этой категории могут  быть определены с достаточной степенью точности.             

Часть внешних потерь связана  с тем, что продукт был возвращен  потребителем либо сразу, либо в течение  гарантийного периода. Если продукт  был возвращен, то затраты, связанные  с неисправимым браком или переделками  и ремонтом, определяются таким же образом, как и при внутренних потерях. Однако существуют и другие затраты, которые не так просто определить. В их числе следующие:             

Информация о работе Экономические категории качества