Экономическая и социальная эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

В последние три-четыре года происходит деление анализа хозяйственной деятельности на финансовый и управленческий анализ. Основой для такого деления послужило подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Но раньше существовал анализ хозяйственной деятельности, и как специальная область научных знаний, так же как и экономика РФ, и прочие виды наук, подвержена изменениям.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………....... 3
Глава I «Теоретические основы изучения
экономической и социальной
эффективности деятельности производства
1.1 Эффект и эффективность деятельности………………………………………. 5
1.2 Критерии экономии и социальной эффективности…………………………..6
Глава II «Анализ экономической и социальной эффективности деятельности
Общие сведения о Группе «Северсталь-авто»……………………………………….8
Экономическая эффективность
2.1 Оценка рыночной и финансовой устойчивости предприятия……………14
2.2Анализ активов и рентабельности предприятия…………………………...20
2.3 Оценка деловой активности и запаса финансовой устойчивости
(зоны безопасности) предприятия……………………………………………………24
Социальная эффективность производства
Перспективы развития общества…………………………………………………...29
Глава III «Основные пути повышения эффективности
деятельности предприятия»…………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………....33
Список Использованной Литературы………………………………………….........35
Рисунки…………………………………………………………………………………...36
Приложения……………………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Готовая Курсовая Экономическая и социальная эффективность.doc

— 638.50 Кб (Скачать)

Банки и другие инвесторы  при изучении состояния имущества  предприятия обращают большое внимание на состав основных фондов с точки зрения их технического уровня, производительности, экономической и социальной эффективности, физического и морального износа . Рост денег на счете в банке свидетельствует об укреплении ФСП: сумма денег должна быть

 

такой, чтобы ее хватало для погашения  всех первоочередных платежей. Наличие  больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования  оборотного капитала. Их нужно быстрее  пустить в оборот с целью получения прибыли, расширения производства, вложения в акции других предприятий.

Если предприятие расширяет  свою деятельность, то растет и число  покупателей, следовательно, дебиторская  задолженность. С другой стороны, предприятие  может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся. Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Необходимо отличать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, т. к. предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и прочего. Замораживание средств приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения платежей. Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты и т. д. Но если предприятие работает давно, то в составе дебиторской задолженности могут быть просроченные счета. В связи с этим в процессе анализа нужно изучить динамику, состояние, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Для

анализа дебиторской  задолженности кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.

К основным показателям  рентабельности относятся: рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Их экономическая интерпретация заключается в следующем: сколько рублей прибыли приходится на 1 руб. авансированного (собственного) капитала. При расчете можно использовать прибыль отчетного периода или чистую прибыль.

 

 

Анализирую рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принять во внимание три  особенности этих показателей:

- первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Так, коэффициент рентабельности продукции определяется результативностью работы отчетного периода; а вероятностный и плановый эффект - не отражает. Когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значение показателей рентабельности может временно снизиться. Но если стратегические перестройки выбраны верно - понесенные затраты окупаются, т. е. снижение рентабельности нельзя рассматривать только как негативную тенденцию;

- вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с проблемой “хорошо кушать или спокойно спать?”. Если выбирают первое - то решения направлены на получения высокой прибыли, хотя бы и ценой риска. При втором варианте - наоборот. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рискованное, с позиции акционеров и кредиторов, является предприятие;

- третья особенность связана с проблемой оценки, т. е. числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупной способности. Числитель динамичен, отражает сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель - складывается в течении ряда лет, он выражается в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки.

Результативность и  экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряется абсолютными  и относительными показателями, расчет которых будет осуществляться по чистой прибыли (“Отчет о прибылях и убытках”) и данным “Бухгалтерского баланса”:

Рентабельность продаж (реализации) (R1) показывает, сколько  прибыли приходится на единицу реализованной  продукции. Данный показатель рассчитывается либо по валовой при-были от реализации либо по чистой

 

прибыли. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования  и способность предприятия контролировать себестоимость реализации продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. В ходе анализа этого коэффициента следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывает применяемый метод учета запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.

Рентабельность  собственного капитала (R3) позволяет  определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия. Показатель показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия

 

Повышение операционной рентабельности деятельности Группы  Северсталь (см. приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка деловой активности и запаса финансовой устойчивости предприятия.

 

Традиционно экономический  анализ занимается сопоставлением фактических  данных о результатах производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с плановыми  показателями, выявлением и оценкой  отклонений факта от плана. Затем общая сумма отклонений раскладывалась на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов. В рыночной экономике самым главным мерилом эффективности работы является результативность. Наиболее общей характеристикой результативности принято считать прибыль. Рассмотрение сущности результативности позволяет определить основные задачи ее анализа, которые заключаются в том, чтобы:

- определить достаточность достигнутых результатов для рыночной финансовой устойчивости предприятия, сокращение конкурентоспособности;

- изучить источники возникновения и особенности воздействия на результативность различных факторов;

- рассмотреть основные направления дальнейшего развития анализируемого объекта.

Набор экономических  показателей, характеризующих деятельность предприятия, зависит от глубины исследования. По данным внешней отчетности можно проанализировать следующие показатели: показатели деловой активности, экономический эффект (прибыль), показатели экономической и социальной эффективности (рентабельности). Одно из направлений результативности является оценка деловой активности, которая проявляется в динамичном развитии предприятия, достижении им поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов - показателей оборачиваемости, причем:

от скорости оборота  средств зависит размер годового оборота;

 

с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью, связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на один оборот приходится этих расходов;

ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств зависит от того, как быстро совершается оборот на других стадиях.

Показатели деловой  активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и аналогичных по сфере приложения капитала предприятий. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия и др. Количественная оценка делается по двум направлениям: степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение темпов их роста и уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Акционерный капитал

 

Стоимость акционерного капитала, размещенного и полностью  оплаченного, распределяется в (приложении 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль на акцию

 

Прибыль на акцию рассчитывается путем деления чистой прибыли, приходящейся на участвующих в прибыли акционеров, на средневзвешенное количество акций, находящихся в обращении, в течение отчетного периода.

      Прим     2006г.      2005г.      2006    2005г

Средневзвешенное  количество акций, находившихся в обращении  в течение отчетного периода (тысячи)

33

34,270

31,290

34,270

31,290

Прибыль на акцию (в руб. и долл. США) – базовая  и

полностью разводненна

33

53.31

48,80

2.0

1.7


 

При анализе ФСП необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью  предварительно все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема производства и реализации продукции: переменные и постоянные.

Переменные затраты  увеличиваются или уменьшаются  пропорционально объему производства продукции. Это расход сырья, материалов, энергии, топлива, зарплаты работников по сдельной форме оплате труда, отчисления и налоги от заработной платы и выручки и т. д. Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплаченных процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление и организацию производства, заплата персонала предприятия по повременной оплате и др.

Постоянные затраты  с прибылью составляют маржинальный доход предприятия. деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, т. е. сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет. Рентабельность при такой выручке будет равен нулю.

 

Динамика цены  акции Северсталь-авто см. приложение 5

 

В приложении 2  представлены данные о структуре операционных расходов ОАО «Северсталь-авто» за 2005—2006 гг., в млн. руб.:

В 2006 г. операционные расходы ОАО «Северсталь-авто» выросли на 27% в сравнении с уровнем 2005 г. Темп роста затрат сопоставим с темпом роста выручки (26%). Структура операционных затрат за год практически не изменилась. Производственная себестоимость составляет порядка 85% от общего объема затрат, в т.ч. расходы на материалы и комплектующие – 68%. Общее увеличение себестоимости за год составило 26%, при этом себестоимость в

автомобильном сегменте возросла на 35%, в двигательном сегменте - на 13%. Опережающий рост себестоимости в автомобильном сегменте связан с:

• полной консолидацией  ОАО «ЗМА» (в 2005 г. результаты деятельности завода

консолидировались с  момента приобретения в июне 2005 г.);

• увеличением доли затрат на материалы и комплектующие  в связи с началом сборки более дорогих моделей UAZ Patriot с двигателем, соответствующим стандартам ЕВРО-2, а также началом сборки автомобилей на ЗМА;

• увеличением тарифов  на электроэнергию и топливо;

• ростом затрат на заработную плату в связи с реструктуризацией  ЗМА и УАЗе, в т.ч. в связи с сокращением персонала (на ЗМА – на 1 тыс. человек, на УАЗ – на 3 тыс. человек). Поставщиками «Северсталь-авто» являются крупные российские металлургические и автомобилестроительные предприятия. Далее указываются непосредственно производители, ОАО «Северсталь-авто» фактическая поставка может осуществляться торговым домом производителя и другими обществами.

Основным поставщиком  заготовок на ЗМЗ является ОАО  «ГАЗ», осуществляющее поставки сырья и материалов (металл, металлургическое сырье, комплектующие). На долю ОАО «ГАЗ» приходится около 10% поставок сырья на ЗМЗ. Стальной прокат поставляется с ОАО «Северсталь» и ОАО «ММК».

 

Условия оплаты с поставщиками предусматривают отсрочку платежа от 20 до 45 дней. Поставки машкомплектов на ЗМА осуществляются SsangYong и Tofas (для автомобилей FIAT). Технические материалы (лакокрасочные материалы, горюче-

 

смазочные материалы, химикаты) поставляются ЗАО ГК «Лаки и краски», ЗАО «Шелл-нефть_______», ООО «Экохим» и др. Расчеты предусматривают аккредитивную форму оплаты, а также отсрочку платежа 30-60 дней. Поставки стального проката на УАЗ осуществляются крупнейшими российскими

металлургическими предприятиями  – ОАО «Северсталь», ОАО «НЛМК», ОАО «ММК» и др. Лакокрасочные материалы поставляются ООО «Лакокраска» и ООО «Хелмос». Коробки передач поставляет фирма Dymos (Юж. Корея) и ОАО «Автодеталь-Сервис», которое поставляет также тормоза и цилиндры.

Основными поставщиками двигателей на УАЗ являются ОАО «ЗМЗ»  и ОАО «Волжские моторы». Преимущественно расчеты осуществляются с отсрочкой платежа 15-30 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  эффективность производства

 

Перспективы развития общества.

 

Основное стратегическое направление развития Группы компаний «Северсталь-авто»: создание клиент-ориентированной компании путем предложения полного пакета услуг, связанного с автомобилем: от создания модификации автомобиля под потребности клиента до обеспечения наиболее комфортной формы владения автомобилем. Стратегия компании реализуется через развитие собственной дилерской сети и предоставление различных видов услуг клиентам, а так же через партнерства с зарубежными OEM в наиболее перспективных сегментах российского автомобильного рынка, среди которых - коммерческие автомобили,

Информация о работе Экономическая и социальная эффективность