Эффективность менеджмента организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность – это характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение. Эффективность может быть экономической, социальной, технологической, экологической – в общем, любой, если требуется сопоставить затраты и результаты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Сущность и понятие эффективности менеджмента………………. …….. 4
Система показателей эффективности управляющей системы…… …….. 6
Экономические, политические, социально-псих-
ологические, организационные и технические факторы,
влияющие на эффективность менеджмента………………………. 8
Социальная ответственность организации………………………………. 12
Организационная культура и эффективность менеджмента организации………………………………………………………………… 14
Выводы и предложения по совершенствованию системы
управления в организации………………………………................. 16
Иллюстративный материал: расчет экономической эффективности организации………………………………………………………….. 17
Перечень используемой литературы………………………………. 20

Файлы: 1 файл

готова.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

    Экономические, политические, социально-психологические, организационные  и технические  факторы, влияющие на эффективность менеджмента.

    Эффективность бизнеса  определяется множеством факторов и условий, как внутри, так и вне пределов организации. Соответственно, и эффективность менеджмента зависит от того, насколько детально будут проанализированы и учтены эти факторы при разработке тактики и стратегии развития бизнеса.

    Анализ внешней  среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры, разрабатывая стратегию развития организации, контролируют внешние по отношению к ней факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Такой анализ позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Такой анализ известен в менеджменте под названием SWOT – анализа (strength - сила, weakness - слабость, opportunities - возможности  и threats – угрозы) [1, с. 41].

    С точки зрения интенсивности взаимодействия деловой организации и её окружения исследователи выделяют во внешней среде три группы:

    Локальная среда (среда прямого воздействия) – это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы [4]. Авторы [2] предлагают в составе локальной среды рассматривать интересы и мнения клиентов, интересы и нормативы регулирующих органов, интересы и проблемы рынков (на которых действует организация) и, наконец, проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил.

    Глобальная среда (среда косвенного воздействия) – наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса. Здесь выделяются факторы экономические, политические, социокультурные и социо-психологические, организационные, технологические, экологические [2; 3; 4].

    Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) – когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки. Эти факторы приобретают особое значение для отечественного менеджмента в связи с переходом страны к открытой экономики и вхождением ее в мировой рынок.

    При анализе экономических  факторов рассматривается динамика макроэкономических показателей страны, инфляции и процентной ставки, валютных курсов, уровня доходов и структуры расходов населения, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, уровень занятости населения, изменение показателей платежного баланса страны, объемов золотовалютных резервов.

    Политические факторы  связаны с общей внешней и  внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями. Их анализ позволяет учесть соглашения по тарифам и торговле между странами; уровень открытости экономики страны или протекционистский характер таможенной политики; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.

    Рыночные факторы  включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией, и его емкость.

    При анализе социально-психологических  и социокультурных факторов учитываются национальные особенности, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

    Контроль за технологической  внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, использование информационных технологий и инновационных достижений при проектировании новых товаров и услуг, в управлении, технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

    Иногда, в качестве существенной силы косвенной среды  бизнеса рассматривают местные сообщества, мнение которых компания обязательно должна учитывать в проведении собственной политики. В зависимости от установившихся отношений, сообщества могут быть как серьёзной преградой, так и значительной поддержкой бизнеса. В любом случае, местным населением нельзя пренебрегать.

    Методика анализа  действующих в глобальной среде  бизнеса сил получила название СТЭП или ПЭСТ – по первым буквам названия сил. Действие каждой силы раскладывается на отдельные факторы, после чего дается оценка каждому из них по следующим пунктам: сила воздействия, тенденция роста, качество влияния, использование возможностей и компенсация угроз (рис.1).

Факторы Сила 

воздействия

Тенденция

роста

Качество влияния Использование

возможностей

Компенсация угроз
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
Численность целевой аудитории Значительно Быстрое

падение

Отрицательное Выход на новый  рынок с растущей численностью аудитории Более глубокие исследования, максимальное приближение продукта к потребителю.

Рис. 1. Фрагмент таблицы ПЭСТ-анализа 

    Социальная  ответственность  организации.

    Социальная ответственность  является одним из важных факторов социальной эффективности управления.

    Для того чтобы предприятие  эффективно функционировало на рынке, оно должно интегрировать свои экономические  интересы (экономическое поведение) с интересами общества на основе высокой  социальной ответственности.

    Социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.

    Само определение  предприятия как открытой, динамичной, сложной, частично автономной, целеустремленной производственной социальной системы содержит важный элемент общественной ориентации.

    В обществе, у руководителей  предприятия складываются различные  отношения к социальной ответственности:

    Аргументы «за»:

    - благоприятные для  предприятия долгосрочные перспективы,

    - изменение потребностей и ожиданий широкой общественности,

    - наличие ресурсов  для оказания помощи в решении  социальных проблем,

    - нормальное обязательство  вести себя социально ответственно.

    Позиция «против»:

    - нарушения принципа  максимизации прибыли,

    - расходы (издержки) на социальную ответственность,

    - недостаточный уровень  (и желание) отчетности перед  общественностью,

    - недостаток умения  разрешать социальные проблемы.

    Для предприятий  с высокой общественной значимостью важная  интегрирующая роль принадлежит социальной ответственности предприятия перед человеком, коллективом, обществом.

    Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные  интересы предприятия, коллектива, акционеров собственников – это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии в современных условиях является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внутрифирменной политики. На предприятиях сформировались элементы реализации социально-ответственного менеджмента:

    - виды деятельности: постоянно вести поиск новых  видов деятельности (не в ущерб,  а в дополнение к основной), обеспечивающей стабильность, надежность  функционирования предприятия;

    - сотрудничество: с  уважением относится к деловым  партнерам, активно работать с  ними, расширять сферы деловых  взаимоотношений;

    - персонал: быть внимательным  и чутким к его запросам  и нуждам, способствовать повышению  отдачи труда;

    - внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

    Общественная ориентация предприятия – формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества.

    Ориентация на эти  принципы позволяет предприятию  реализовать деловую стратегию  по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, определенную диверсификацию деятельности, реализацию различного рода нововведений.  

    Организационная культура и эффективность  менеджмента организации.

    Важным фактором в достижении эффективности организации  является ее культура. Культура организации  – это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации.

    Под культурой организации  также понимают атмосферу или  социальный климат в организации.

    Общая культура конкретной организации может характеризоваться  одним из следующих видов культуры:

    - техническая

    - административная

    - маркетинговая 

    -финансовая

    -потребительская

    - ориентированная  на климат и др.

    В современных организациях проявляется тенденция к интеграции различных типов культуры в синтетическую  фирменную культуру. Различные характеристики культуры отражаются на имидже, интерьере помещений, образовании и социальном статусе принимаемых на работу людей, их отношением к карьере и т.д.

    На культуру организации  влияют ее происхождение, тип собственности, технология, яркие события в жизни  организации.

Информация о работе Эффективность менеджмента организации