Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:38, контрольная работа
Эффективность – это характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение. Эффективность может быть экономической, социальной, технологической, экологической – в общем, любой, если требуется сопоставить затраты и результаты.
Введение……………………………………………………………………. 3
Сущность и понятие эффективности менеджмента………………. …….. 4
Система показателей эффективности управляющей системы…… …….. 6
Экономические, политические, социально-псих-
ологические, организационные и технические факторы,
влияющие на эффективность менеджмента………………………. 8
Социальная ответственность организации………………………………. 12
Организационная культура и эффективность менеджмента организации………………………………………………………………… 14
Выводы и предложения по совершенствованию системы
управления в организации………………………………................. 16
Иллюстративный материал: расчет экономической эффективности организации………………………………………………………….. 17
Перечень используемой литературы………………………………. 20
Экономические, политические, социально-психологические, организационные и технические факторы, влияющие на эффективность менеджмента.
Эффективность бизнеса определяется множеством факторов и условий, как внутри, так и вне пределов организации. Соответственно, и эффективность менеджмента зависит от того, насколько детально будут проанализированы и учтены эти факторы при разработке тактики и стратегии развития бизнеса.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры, разрабатывая стратегию развития организации, контролируют внешние по отношению к ней факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Такой анализ позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Такой анализ известен в менеджменте под названием SWOT – анализа (strength - сила, weakness - слабость, opportunities - возможности и threats – угрозы) [1, с. 41].
С точки зрения интенсивности взаимодействия деловой организации и её окружения исследователи выделяют во внешней среде три группы:
Локальная среда (среда прямого воздействия) – это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы [4]. Авторы [2] предлагают в составе локальной среды рассматривать интересы и мнения клиентов, интересы и нормативы регулирующих органов, интересы и проблемы рынков (на которых действует организация) и, наконец, проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил.
Глобальная среда (среда косвенного воздействия) – наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса. Здесь выделяются факторы экономические, политические, социокультурные и социо-психологические, организационные, технологические, экологические [2; 3; 4].
Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) – когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки. Эти факторы приобретают особое значение для отечественного менеджмента в связи с переходом страны к открытой экономики и вхождением ее в мировой рынок.
При анализе экономических факторов рассматривается динамика макроэкономических показателей страны, инфляции и процентной ставки, валютных курсов, уровня доходов и структуры расходов населения, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, уровень занятости населения, изменение показателей платежного баланса страны, объемов золотовалютных резервов.
Политические факторы связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями. Их анализ позволяет учесть соглашения по тарифам и торговле между странами; уровень открытости экономики страны или протекционистский характер таможенной политики; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией, и его емкость.
При анализе социально-
психологических и социокультурных факторов учитываются национальные особенности, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, использование информационных технологий и инновационных достижений при проектировании новых товаров и услуг, в управлении, технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.
Иногда, в качестве существенной силы косвенной среды бизнеса рассматривают местные сообщества, мнение которых компания обязательно должна учитывать в проведении собственной политики. В зависимости от установившихся отношений, сообщества могут быть как серьёзной преградой, так и значительной поддержкой бизнеса. В любом случае, местным населением нельзя пренебрегать.
Методика анализа действующих в глобальной среде бизнеса сил получила название СТЭП или ПЭСТ – по первым буквам названия сил. Действие каждой силы раскладывается на отдельные факторы, после чего дается оценка каждому из них по следующим пунктам: сила воздействия, тенденция роста, качество влияния, использование возможностей и компенсация угроз (рис.1).
Факторы | Сила
воздействия |
Тенденция
роста |
Качество влияния | Использование
возможностей |
Компенсация угроз |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ | |||||
Численность целевой аудитории | Значительно | Быстрое
падение |
Отрицательное | Выход на новый рынок с растущей численностью аудитории | Более глубокие исследования, максимальное приближение продукта к потребителю. |
… | … | … | … | … | … |
Рис. 1. Фрагмент
таблицы ПЭСТ-анализа
Социальная ответственность организации.
Социальная
ответственность является одним из важных факторов социальной эффективности управления.
Для того чтобы предприятие эффективно функционировало на рынке, оно должно интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества на основе высокой социальной ответственности.
Социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
Само определение предприятия как открытой, динамичной, сложной, частично автономной, целеустремленной производственной социальной системы содержит важный элемент общественной ориентации.
В обществе, у руководителей предприятия складываются различные отношения к социальной ответственности:
Аргументы «за»:
- благоприятные для предприятия долгосрочные
перспективы,
- изменение потребностей и ожиданий широкой общественности,
- наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем,
- нормальное обязательство вести себя социально
ответственно.
Позиция «против»:
- нарушения принципа максимизации прибыли,
- расходы (издержки) на социальную ответственность,
- недостаточный уровень (и желание) отчетности перед общественностью,
- недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Для предприятий с высокой общественной значимостью важная интегрирующая роль принадлежит социальной ответственности предприятия перед человеком, коллективом, обществом.
Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные интересы предприятия, коллектива, акционеров собственников – это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии в современных условиях является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внутрифирменной политики. На предприятиях сформировались элементы реализации социально-ответственного менеджмента:
- виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (не в ущерб, а в дополнение к основной), обеспечивающей стабильность, надежность функционирования предприятия;
- сотрудничество: с уважением относится к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;
- персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;
- внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;
Общественная ориентация предприятия – формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества.
Ориентация на эти принципы позволяет предприятию реализовать деловую стратегию по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, определенную диверсификацию деятельности, реализацию различного рода нововведений.
Организационная культура и эффективность менеджмента организации.
Важным фактором в достижении эффективности организации является ее культура. Культура организации – это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации.
Под культурой организации также понимают атмосферу или социальный климат в организации.
Общая культура конкретной организации может
характеризоваться одним из следующих видов культуры:
- техническая
- административная
- маркетинговая
-финансовая
-потребительская
- ориентированная на климат и др.
В современных организациях проявляется тенденция к
интеграции различных типов культуры в синтетическую фирменную культуру. Различные характеристики культуры отражаются на имидже, интерьере помещений, образовании и социальном статусе принимаемых на работу людей, их отношением к карьере и т.д.
На культуру организации влияют ее происхождение, тип собственности, технология, яркие события в жизни организации.