Изучение конфликтов и их разрешение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивался с конфликтами разного рода. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное и нежелательное. Конфликты рассматривались как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Оглавление

Введение
1. Природа конфликта
2. Типы конфликтов
3. Причины конфликтов
4. Способы регулирования конфликтов
5. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

конфл.docx

— 31.33 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Природа конфликта

2. Типы конфликтов

3. Причины конфликтов

4. Способы регулирования конфликтов

5. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивался  с конфликтами разного рода. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное и нежелательное. Конфликты рассматривались как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Противоположность конфликта - это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто и удобно. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего не приносят, они портят отношения между людьми. Вызывают нервное напряжение и стрессы. Конфликты большинству людей представляются неизбежным злом. Идет постоянная «борьба» с конфликтами, а они все нарастают. Конфликты встречались во всех сферах деятельности людей и часто относились к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Но в наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Конфликты - как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд - необходимый и важный элемент жизни.

Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область  знания - конфликтология. Есть все основания говорить о самостоятельной науке - конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения. Вполне понятно, что конфликтология, как и всякая дисциплина, тесно связана со смежными науками, многое черпает из них и, в свою очередь, их обогащает. Это, прежде всего, социология и социальная психология, с которыми конфликтология имеет много общего, так как исследует, подобно названным наукам, отношения между людьми.

Целью данной работы являлось изучение конфликтов и их разрешение. В связи с поставленной целью  решаются следующие задачи:

1)Изучить природу и  типы конфликтов;

2)Рассмотреть причины  возникновения конфликтов;

3)Проанализировать поведения  людей и способы разрешения  конфликтов.

1. Природа конфликта

Слово “конфликт” латинского происхождения и в буквальном переводе означает “столкновение”. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие  противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь идет о  взаимодействии людей. Конфликты могут  быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт, как  отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Схематически конфликт можно  обозначить следующим образом:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

- конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые  содержат существенную причину  конфликта.

- инцидент - это совокупность  обстоятельств, которые служат  основанием для конфликта.

- конфликт - это открытое  противостояние как следствие  взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешение конфликта - заключительный его этап.

Однако, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

 

 

 

 

 

2. Типы конфликтов

Итак, конфликт - это ситуация, в которой цели и интересы одних  людей противоречат целям и интересам других людей. Конфликт возникает при столкновении несовместимых действий. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Участниками такого конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности: потребности, мотивы, чувства. Подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение). Такой конфликт может принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

Межличностные конфликты. Это  один из самых распространенных типов  конфликта. Он возникает из - за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей. Во многих случаях причиной межличностного конфликта является сам человек, личностные особенности, формы его поведения, т.е ситуационные предпосылки развития конфликта, таких, как физическое утомление, плохое настроение, так и характерологических предпосылках, таких, как устойчивые качества личности, ее характера, которые располагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии, противодействия.

Конфликт между личностью  и группой. Это столкновение между  частями или всеми членами  группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения  присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся  в противоречии с ожиданиями отдельной  личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится  в противоречии с позицией группы.

Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп. Он возникает  в организациях, состоящих из множества  формальных и неформальных групп. Поскольку  у различных групп существуют свои, отличные от других цели, неизбежны  конфликты даже в самых эффективных  организациях, которые могут иметь различную основу.

3. Причины конфликтов

У всех конфликтов есть несколько  причин. Очень важно определить причины  конфликта, так как, зная причины  легче предпринять какие-то конкретные меры для их устранения, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и  его участников (субъектов конфликта). Объектом конфликта, способствующею возникновению  и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава  и т.д.

Для того чтобы конфликт произошел, нужно соответствующее  действие со стороны оппонентов (столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом. Следовательно, конфликт может  возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную  ситуацию. Инцидент может произойти  как по инициативе оппонентов, так  и независимо от их воли и желания  вследствие каких-либо объективных  обстоятельств. Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди  них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей.

Причины конфликтов группируются следующим образом:

Объективные причины, как  правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины  начинают действовать тогда, когда  предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

К числу наиболее частных  объективных причин можно отнести  следующие:

- естественное столкновение  материальных и духовных интересов  людей в процессе жизнедеятельности;

- слабая разработанность  правовых норм, регулирующих неконфликтное  решение проблем;

- недостаток значимых  для нормальной жизнедеятельности  людей материальных и духовных  благ.

Вторая группа объективных  причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма  присущ в несколько большей степени  по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины  конфликтов связаны с созданием  и функционированием организаций, коллективов, групп.

Третья группа причин имеет  социально-психологический характер.

Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации. Человек  в принципе не может передать без  искажения в процессе общения  информацию. Второй типичной социально-психологической  причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое  взаимодействие двух людей. Одной из типичных социально-психологических  причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при  обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может  быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Типичной социально-психологической  причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных  способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой  оценки лежит сравнение. Существует пять возможных способов оценки: сравнение  с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они  обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими  людьми и окружающей средой.

Также к числу причин конфликтов можно отнести следующее:

Различия в представлениях и ценностях.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространённая причина конфликта.

Различия в манере поведения  и жизненном опыте.

Эти различия также могут  увеличить возможность возникновения  конфликта. Нередко встречаются  люди, которые постоянно проявляют  агрессивность и враждебность и  которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают  вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину  возникновения конфликта от его  повода. Поводом конфликта служит явление. Которое способствует его  возникновению, но не определяет появление  конфликта с необходимостью. В  отличие от причины повод возникает  случайно. Причина же отражает закономерную связь вещей. Таким образом, то или  иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает  для его субъектов как потребность. Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. Но наличие потребности хотя и  является необходимым, но еще недостаточным  условием возникновения конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и  чувства других людей, то конфликта  не происходит. Конфликт возникает  тогда, когда наблюдается дефицит чего-либо. Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Таким образом, конечная причина всякого конфликта - это противоречие интересов между субъектами: индивидами, социальными группами или обществами. Любой конфликт есть форма выражения противоречия интересов. При этом сами интересы могут быть самыми разнообразными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы регулирования конфликтов

Далеко не все конфликты  можно предупредить. Поэтому очень  важно уметь конструктивно выходить из конфликта. В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных  факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонентов, уровень  нанесенного ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонентов, возможные последствия, серьезность  решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

Информация о работе Изучение конфликтов и их разрешение