Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:06, лекция
Создание принципиально новой системы управления в России, адекватны рыночным отношениям. Это неотъемлемая составляющая построение нового общества.
Отличительные особенности менеджмента заключается в следующем:
- что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка,
- на постоянное повышение и эффективность производства,
- получение оптимальных результатов с получением реальных затрат,
- на разработку стратегических направлений, на программы.
Разгосударствлении – процесс, по сокращению включая поведение предприятий из под прямого административного управления.
Приватизация означает – приобретение гражданами и акционерным обществом у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность ценных бумаг и прочее. Процесс приватизации можно разделить на чековую (ваучерная) – 1991-1994; денежная с1 июля 1994 по настояшее время. Приватизации осуществляется в сообветствии с законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий».
Тема №6
«Особенности американской модели»
При создании собственной модели необходимо учитывать следующие факторы:
- тип собственности
- форма государственного устройства
- зрелость сложившихся денежных отношений
Известный интерес представляет изучение американской модели. Американский менеджмент занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США, впервые формулировалась наука. Начало развития теории индустриального менеджмента относится к 1886 году. Когда Генри указал на то, что специальность менеджера по своей практической значимости = инженерному труду. А менеджмент является самостоятельной наукой. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы. Гьюлик работал над усовершенствование школу управления и классическая школа в последствии оказала значительное влияние на формирование других направлений американской теории управления. Гьюлик, Никулин обращали внимание на развитие. в сфере их интересов находились такие вопросы, как структура управления и необходимость ее постоянного совершенствования соблюдения принципа единоличия и единоначалия. Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 1960 годы.
Американский социолог Майлз в одной из своих работ противопоставил модель человеческие отношения модели человеческие ресурсы. Модель человеческие ресурсы рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Ориентировано на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда. знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь организация должна поощрять личную инициативу своих рабочих с помощью материального стимулирования.
Концепция человеческих ресурсов допускает в управлении. А менеджмент человеческих ресурсов требует кадровой политики в государстве.
Современный американский менеджмент и стратегическое управление он базируется на трех исторических предпосылках.
1) Наличие рынка
2) Индустриальном способе организации производства
3) Корпорации, как основной формой предпринимательства
Современная американская модель ориентирована на такую организационно – правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество, возникшее еще в 19 веке)
1) Командный подход – подразумевает распределение ресурсов через приказы.
2) Традиционный подход – имеет в виду распределение экономических ресурсов общества
3) Рыночный подход – без какого либо вмешательства государства
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-90 годов, а в 80 годы охватило практически все.
Слово «стратегия». В общем виде стратегия – это деятельность на достижение поставленных целей.
Содержание стратегического управления заключается:
1) Отработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе
2) В осуществлении управлении в реальном масштабе времени.
Ряд американских ученый отрицает вообще это.
Многие теоретики пришли к утверждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей, быстро меняющих социальной среды.
Некоторые американские …, называют привлечение к управлению – непрофессионалы, третьей революции в управлении.
1 революция – связана с отделением производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности
2 революция – характеризует появление менеджеров, т.е. людей особенной профессии.
Автором идеи производственной демократии считать Джека Коула и Герца, которое предлагали управление корпорациями редуцировать по средствам производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию этих рабочих (советов) они научились контролировать весь процесс производства сначала в рамках 1-ой корпорации и в целом по промышленности.
Японские модели менеджмента.
Ориентация на социального человека сущность японского менеджмента осуществляется в управлении людьми, при этом японцы рассматривали одного человека (личность, а не группы людей).
В Японии сложилась традиция – подчинение старшему, позиция которого одобряется группой.
Японцы преклоняются перед трудом и их часто в мире называют работоголиками. Японцы испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы, поэтому они терпят жесткую дисциплину.
Социальный человек имеет специфическую систему стимулов и мотивов.
К стимулам относится: условия труда, з/п, стиль руководства, отношения между работниками.
Мотивами к труду являются: трудовые успехи работника: служебный рост, профессиональное совершенство.
Человек в управленческом процессе – это изучение нюансов.
Сравнительный анализ
Японская | Американская |
1. Философия фирмы Со сменой руководства философия фирмы не меняется (не изменяется, кадры остаются, т.к. действует пожизненная система найма) | 1. Философия фирмы Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих |
2. Цели фирмы | 2. Цели фирмы Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков
|
3. Организационная структура управления Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб штаб квартир | 3. Организационная структура управления Корпорация состоит из автономных отделений
|
4. Организация производства и труда Основное внимание уделяется низовому звену производства (цех. животноводческая бригада, ферма) работа групп, кружков, качества и осуществление жесткого контроля на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы.
| 4. Организация производства и труда Основное внимание уделяется на производстве, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций (ставки з/п строго определены в соответствии с должностями, выполняемые работы и квалификации) |
5. Кадровая политика Широко используется труд выпускников вузов и школ, переподготовки и обучению внутри фирм, без отрыва от производства, продвижение по службе с учетом выслуги лет.
6. Стимулирование работников При благоприятном финансовом благополучии премии выплачиваются 2 раза в год по 3 месячных оклада. | 5. Кадровая политика Нацеленность на индивидуальную личную карьеру. При поступлении человека на работу объявляются конкурсы, проводит инд. оценка и аттестация работников и устанавливается его должностной оклад. 6. Стимулирование работников Значительно ниже, чем в Японии
|
Особенности Западно – Европейской модели менеджмента.
Надо отметить, что Западно-Европейские ученые и практики внесли значительный вклад всех четырех школ управления. Эти ученые занимались разработкой принципов управления организацией. Так английский исследователь Фелк сформулировал семь принципов управления, которые содержат в себе ряд положений разработанной классической школой и известных, как диапазон контроля.
Разработкой принципов управления занимался и другой английский исследователь Л. Урвик им был сформулирован один из основополагающий принципов управления. А назывался он принцип соответствия людей в организации.
Английские исследователи внесли существенных вклад в разработку метода «Исследование операций». Во Франции вопросами научного управления занимались Анри, Луи, Лее, Шателье. (1850 – 1896)
Проблемами научного управления в Германии занимался Вальтер Ротенау. Он разработал идеальный тип.
В Бельгии проблемами научного управления производства занимался Эдмонд Ландауэр (1883 – 1934)
Особое внимание заслуживают работы по производству и организации Король Адамецкий (1866 - 1933)
Западно – Европейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции социального человека
«Концепция социального рыночного хозяйства»
Эрхард – под его руководством была осуществленная полноценная экономическая реформа, позволяющая западной Германии, не только поднять с колен, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню благосостояния и развития.
Он отмечал, что Европа ищет новые формы и что европейское решение будет разработано под знаком свободы. Им была проведена эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению рабочих мест и подготовки кадров.
Социальное партнерство – представляет собой такой тип отношений между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами.
Россия ориентирует на опыт передовых стран с развитой экономикой, также ввела термин «социальное партнерство, в процессе регулирования социально - трудовых отношений». Указ президента РФ «О социальном партнерстве, в разрешении трудовых споров (конфликтов)», федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях»
Модель социально-рыночного хозяйства превзошла все ожидания и была названа «немецкое чудо», оно было достигнуто благодаря правильному выбору социально – ориентированной модели развития общества. Немецкая экономическая политика позволяла непрерывно наращивать объем благ . предоставляемых населению.
Мюрдаля. В 90-е годы Швеция имела развитую промышленность в связи с ростом доходов населения особенно бурно развивалась обувная и текстильные отрасли. Однако движущей силой оставалась экономика промышленности.
В 1921 – 1922 г. эту шведскую модель потряс кризис.
В 1930 – 1931 года – Швеция пострадала от мирового кризиса, начавшегося в октябре 1929.
Безработица выросла до 5%. Предприятия практически все обанкротились.
1950 – 1960 г – Швеция достигла значительных успехов, а ее успех объясняется правильным выбором модели (общественного развития).
В течение 70 лет у власти в Швеции находились социал – демократы. Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния, как трудоспособного, так и не трудоспособного населения. И в те 50-е годы, когда в России и разговору не было, а Шведы уже говорили о:
1) Обеспечении вышепрожиточного минимума всему населению
2) Оказание материальной помощи малоимущим, за счет изъятия привилегий у богатых
В России в эти годы пенсия состояла от (4-8 руб.).