История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:06, лекция

Краткое описание

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватны рыночным отношениям. Это неотъемлемая составляющая построение нового общества.
Отличительные особенности менеджмента заключается в следующем:
- что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка,
- на постоянное повышение и эффективность производства,
- получение оптимальных результатов с получением реальных затрат,
- на разработку стратегических направлений, на программы.

Файлы: 1 файл

т менджта.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Разгосударствлении – процесс, по сокращению включая поведение предприятий из под прямого административного управления.

Приватизация означает – приобретение гражданами и акционерным обществом у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность ценных бумаг и прочее. Процесс приватизации можно разделить на чековую (ваучерная) – 1991-1994; денежная с1 июля 1994 по настояшее время. Приватизации осуществляется в сообветствии с законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий».

 

Тема №6

«Особенности американской модели»


При создании собственной модели необходимо учитывать следующие факторы:
- тип собственности
- форма государственного устройства

- зрелость сложившихся денежных отношений

Известный интерес представляет изучение американской модели. Американский менеджмент занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США, впервые формулировалась наука. Начало развития теории индустриального менеджмента относится к 1886 году. Когда Генри указал на то, что специальность менеджера по своей практической значимости = инженерному труду. А менеджмент является самостоятельной наукой. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы. Гьюлик работал над усовершенствование школу управления и классическая школа в последствии  оказала значительное влияние на формирование других направлений американской теории управления. Гьюлик, Никулин обращали внимание на развитие. в сфере их интересов находились такие вопросы, как структура управления и необходимость  ее постоянного совершенствования соблюдения принципа единоличия и единоначалия. Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 1960 годы.
Американский социолог Майлз в одной из своих работ противопоставил модель человеческие отношения модели человеческие ресурсы. Модель человеческие ресурсы рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Ориентировано на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда. знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь организация должна поощрять личную инициативу своих рабочих с помощью материального стимулирования.
Концепция человеческих ресурсов допускает в управлении. А менеджмент человеческих ресурсов требует кадровой политики в государстве.

Современный американский менеджмент и стратегическое управление он базируется на трех исторических предпосылках.
1) Наличие рынка

2) Индустриальном способе организации производства

3) Корпорации, как основной формой предпринимательства

Современная американская модель ориентирована на такую организационно – правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество, возникшее еще в 19 веке)

 

1)      Командный подход – подразумевает распределение ресурсов через приказы.

2)      Традиционный подход – имеет в виду распределение экономических ресурсов общества

3)      Рыночный подход – без какого либо вмешательства государства

 

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-90 годов, а в 80 годы охватило практически все.

Слово «стратегия». В общем виде стратегия – это деятельность на достижение поставленных целей.

Содержание стратегического управления заключается:
1) Отработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе

2) В осуществлении управлении в реальном масштабе времени.

Ряд американских ученый отрицает вообще это.

Многие теоретики пришли к утверждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей, быстро меняющих социальной среды.

Некоторые американские …, называют привлечение к управлению – непрофессионалы, третьей революции в управлении.

1 революция – связана с отделением производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности

2 революция – характеризует появление менеджеров, т.е. людей особенной профессии.
Автором идеи производственной демократии считать Джека Коула и Герца, которое предлагали управление корпорациями редуцировать по средствам производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию этих рабочих (советов) они научились контролировать весь процесс производства сначала в рамках 1-ой корпорации и в целом по промышленности.

 

Японские модели менеджмента.
Ориентация на социального человека сущность японского менеджмента осуществляется в управлении людьми, при этом японцы рассматривали одного человека (личность, а не группы людей).
В Японии сложилась традиция – подчинение старшему, позиция которого одобряется группой.

Японцы преклоняются перед трудом и их часто в мире называют работоголиками. Японцы испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы, поэтому они терпят жесткую дисциплину.

Социальный человек имеет специфическую систему стимулов и мотивов.

К стимулам относится: условия труда, з/п, стиль руководства, отношения между работниками.

Мотивами к труду являются: трудовые успехи работника: служебный рост, профессиональное совершенство.

Человек в управленческом процессе – это изучение нюансов.

 

 

Сравнительный анализ

 

Японская

Американская

1. Философия фирмы

Со сменой руководства философия фирмы не меняется (не изменяется, кадры остаются, т.к. действует пожизненная система найма)

1. Философия фирмы

Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих

2. Цели фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы            

2. Цели фирмы

Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков

 

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб штаб квартир    

3. Организационная структура управления

Корпорация состоит из автономных отделений

 

 

4. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется низовому звену производства (цех. животноводческая бригада, ферма) работа групп, кружков, качества и осуществление жесткого контроля на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы.

 

4. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется на производстве, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций (ставки з/п строго определены в соответствии с должностями, выполняемые работы и квалификации)

5. Кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ, переподготовки и обучению внутри фирм, без отрыва от  производства, продвижение по службе с учетом выслуги лет.            

 

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом благополучии премии выплачиваются 2 раза в год по 3 месячных оклада.     

5. Кадровая политика

Нацеленность на индивидуальную личную карьеру. При поступлении человека на работу объявляются конкурсы, проводит инд. оценка и аттестация работников и устанавливается его должностной оклад.

6. Стимулирование работников

Значительно ниже, чем в Японии

 

 

 

 

Особенности Западно – Европейской модели менеджмента.

Надо отметить, что Западно-Европейские ученые и практики внесли значительный вклад всех четырех школ управления. Эти ученые занимались разработкой принципов управления организацией. Так английский исследователь Фелк сформулировал  семь принципов управления, которые содержат в себе ряд положений разработанной классической школой и известных, как диапазон контроля.

Разработкой принципов управления занимался и другой английский исследователь Л. Урвик им был сформулирован один из основополагающий принципов управления. А назывался он принцип соответствия людей в организации.

Английские исследователи внесли существенных вклад в разработку метода «Исследование операций». Во Франции вопросами научного управления занимались Анри, Луи, Лее, Шателье. (1850 – 1896)

Проблемами научного управления в Германии занимался Вальтер Ротенау. Он разработал идеальный тип.

В Бельгии проблемами научного управления производства занимался Эдмонд Ландауэр (1883 – 1934)
Особое внимание заслуживают работы по производству и  организации Король Адамецкий (1866 - 1933)

Западно – Европейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции социального человека

 

«Концепция социального рыночного хозяйства»

Эрхард – под его руководством была осуществленная полноценная экономическая реформа, позволяющая западной Германии, не только поднять с колен, но и занять  одно из ведущих  мест в мире по уровню благосостояния и развития.

Он отмечал, что Европа ищет новые формы и что европейское решение будет разработано под знаком свободы. Им была проведена эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению рабочих мест и подготовки кадров.

 

Социальное партнерство – представляет собой такой тип отношений между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами.

 

Россия ориентирует на опыт передовых стран с развитой экономикой, также ввела термин «социальное партнерство, в процессе регулирования социально - трудовых отношений». Указ президента РФ «О социальном партнерстве, в разрешении трудовых споров (конфликтов)», федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях»

Модель социально-рыночного  хозяйства превзошла все ожидания и была названа «немецкое чудо», оно было достигнуто благодаря правильному выбору социально – ориентированной модели развития общества. Немецкая экономическая политика позволяла непрерывно наращивать объем благ . предоставляемых населению.

 

Мюрдаля. В 90-е годы Швеция имела развитую промышленность в связи с ростом доходов населения особенно бурно развивалась обувная и текстильные отрасли. Однако движущей силой оставалась экономика промышленности.

В 1921 – 1922 г. эту шведскую модель потряс кризис.

В 1930 – 1931 года – Швеция пострадала от мирового кризиса, начавшегося в октябре 1929.

Безработица выросла до 5%. Предприятия практически все обанкротились.

1950 – 1960 г – Швеция достигла значительных успехов, а ее успех объясняется правильным выбором модели (общественного развития).

В течение 70 лет у власти в Швеции находились социал – демократы. Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния, как трудоспособного, так и не трудоспособного населения. И в те 50-е годы, когда в России и разговору не было, а Шведы уже говорили о:

1) Обеспечении вышепрожиточного минимума всему населению

2) Оказание материальной помощи малоимущим, за счет изъятия привилегий у богатых

В России в эти годы пенсия состояла от (4-8 руб.).

 

 



Информация о работе История менеджмента