Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:06, лекция
Создание принципиально новой системы управления в России, адекватны рыночным отношениям. Это неотъемлемая составляющая построение нового общества.
Отличительные особенности менеджмента заключается в следующем:
- что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка,
- на постоянное повышение и эффективность производства,
- получение оптимальных результатов с получением реальных затрат,
- на разработку стратегических направлений, на программы.
3) Коммерческое
4) Финансовое
5) Учетное (инвентаризация, балансовый метод, статистика)
6) Охранное
7) Администратирование
Он рассматривал управление, как особый вид деятельности чего до него никто не делал. Он разделил все функции управления на общие и специфические, относящиеся непосредственно к предприятию, конкретной организации.
Распорядительство, его цель наибольшая польза и выгода из подчиненных руководителю работнику в интересах предприятию в целом. По Фойэлю руководитель, исполняющий функции распорядителя должен придерживаться особых правил:
1) Знать
2) Понять неспособных работников
3) Хорошо знать условия, связывающие предприятия и случаи
4) Подавать положительный пример
5) Проводить совещание с целью согласования единства направлений и усилий
6) Стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовала активность и преданность
Правление – он понимал движение предприятия к поставленной цели, на основе наилучшего его использования.
Разделение труда связано со специализацией предприятия. Полномочия, ответственность.
Ответственность – обязательство выполнять задания и обеспечивать их управленческое решение.
Власть – право отдавать приказы, распоряжения. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. го его использования.частями предприятиямиений и усилийерживаться особых правил. интересах предприятию в целом. ствпвп ЦК вязейчволчваиолюриатроблвыапа
Тема №4
«Основа школы психологии и человеческих отношений». стр. 68
Представители школы научного управления и классической школы понимали значение человеческого факторы, но отводили ему второстепенную роль, ограничиваясь рассмотрением экономического регулирования, справедливой оплаты труда. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то что они до конца не осознали роли человеческого фактора, которая в конечном счете является основным элементом эффективности организации, поэтому школа психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой
В 20 -30 годах зародилась школа человеческих отношений в центре которой находится человек. Связано с именем Меон, Ротлисгерон, которые известны своими исследованиями в области социологии, человеческих отношений. На первом этапе создании школы психологии человеческих отношений, большое внимание уделялось исследованиям, проведению экспериментов. Наиболее яркими представителями школы, являются ученые экономисты, психологи, социологи. Маслоу, Герцберг.
Основные положения доктрины человеческих отношений:
1) Система взаимной связи и информации, которая должна контролировать человека, о деятельности организации, а с другой стороны предоставлять руководству информацию о требовании рабочих;
2) Беседы психологических работников, советников (система исповедей); Н ОО днимаиасртитвас ВВмиоасасмм м
пмиииВВВщмейо
ОО
3) Эта организация предприятия именуемых участием рабочих;
4) Наличие в организации неформальных групп (общение, заинтересованность, чувство принадлежности);
Неформальные организации – спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Для неформальных групп часто характерно сопротивление и изменение. Внедрение новых технологий.
Представители школы человеческих отношений, рекомендовали уделять серьезное влияние неформальной структуры при перестройке организации, это не простая задача, а социальное искусство.
Проблема кооперации человеческой деятельности
Барнар1886 – 1961 год. Его работа «Функции администратора» 1938 и посвящена проблемам кооперации. Он доказывал, что предприятие должно только обеспечивать не только экономическую, но и человеческую эффективность. Барнар сконструировал теоретическую модель кооперативной системы, в центре которой индивид. Индивиды вступают в отношения друг с другом, т.е. в кооперацию, в рамках самостоятельного выбора кооперации.
Под результативностью он понимал, достижение цели кооперации, по своей природе он считал ее социальной. Система, по его мнению, является результативной, если достигнута цель кооперации. В отличии от результативности эффективность является, по своему характеру, личностной и связана с удовлетворением индивидуальных мотивов работника. В случае достижения цели с минимальными затратами и достаточно высокой степенью удовлетворенности система считается эффективной.
Барнар различал два типа организации: формальную и неформальную.
Формальная организация возникает при наличии:
1) Людей, стремящихся к общению друг с другом
2) Сознательному желанию друг с другом трудиться
3) Общие цели
Под неформальной организацией Барнар подразумевал совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциированные группы людей. Такая организация не имеет единой цели, но она может оказаться достаточно устойчивой, т.к. создается на основе общих интересов и симпатии.
В целом психология человеческих отношений. рассматривала предприятия как замкнутую социальную систему и игнорировала производственные технологические факторы. Поэтому основные ее положения подвергались усиленной критике современников, которые отличали зависимость между руководством и качеством труда работников.
Процессуальные теории мотивации
Они не отрицают существования потребностей, но считают, что поведение человека, во многом определяется его восприятием и ожиданием конкретной ситуации. А также теми действиями, которые он выбирает для желаемого, для себя результата. Современной управленческой мысли наибольшую известность получили теории мотивации:
1) Теория ожидания
2) Теория постановки цели
3) Теория равенства (справедливости)
4) Модель Портера Лоулера
Теория ожидания уходит в 1930 –е- годы. Она изучает и описывает результат: усилие, исполнение и результат.
Теория ожидания рассматривается в отношении затрат труда к результату, ожидание в отношении результатов вознаграждений. валентность, приоритеты для человека, она выражается в удовлетворении или неудовлетворении полученного вознаграждения.
Для семинара:
1) Концепция бюрократии Вебера
2) Концепция новой администрации, ее особенности
3) Типы власти концепции и их связь с теорией бюрократии
4) Изучение неформальных групп
5) Эксперименты Хоторнские
6) Планирование деятельности неформальных групп
К семинару №1
1-10 Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы развития и возникновения менеджмента.
10-20 Дискуссии о времени возникновения менеджмента как научной дисциплины.
20-30 Этапы и школы в условиях менеджмента.
30-40 Причины бурного развития менеджмента в США.
Тема №5
«Развитие теории и практики управления в СССР (1920-1930 года)» стр. 148
Всеобщая организационная наука А.А.Богданова.
По мнению Богданова любая управленческая задача, требующая разрешения состоит из целого ряда элементов. В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм заимствований. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний. В основу построения этой науки Богданов положил универсальные организационные принципы, которые были пригодны для всех сфер человеческой деятельности.
Основные принципы:
1) Рассмотрение части системы по отношению ко всей системе, к окружающему ее миру. В соответствии с этим происходит планомерное распределение средств для достижения равновесия общественного хозяйства.
2) Принцип цепной связи. На основе которого был сформулирован закон наименьших, согласно которому прочность цепи определяется слабым звеном.
Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского.
Ему принадлежит «Научная организация труда и управления». Он внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. «Научная организация труда»; «Теория и практика рационализации труда».
опираясь на народно-хозяйственных подход он выделил несколько ступеней его осуществления:
1) рационализация отдельного рабочего процесса
2) рационализация производственно процесса в рамках предприятия как единого целого
3) рационализация всей промышленности
4) рационализация всего народного хозяйства
5) рационализация всего мирового хозяйства
Основным его явлениям являются предприятия.
Чтобы рационально организовать работу нужно подобрать человека к профессии (специальности). Или же профессию (специальность) конкретному человеку.
Главным принципом является принцип оптимума, который он назвал стержнем проблемы рационализации. Принцип оптимума Ерманский раскрывает путем сопоставления проделанной работы затраченной работы. По энергией он понимал – не только живую энергию работающего человека, но и энергию, воплощенную во всех факторов производства. Принцип оптимума требует наилучшего применения всех видов энергии для достижения требуемого результата.
Теория всякой организационной деятельности Керженцева.
Основные работы: «Научная организация труда», «Принципы организации», «»Борьба за время». По его мнению, научная организация труда включает в себя:
1) Человек и его деятельности
2) Материальные средства (выбор организации, предприятия, подбор оборудования)
3) Использование рациональных организационных методов.
Для изучения трудовой деятельности человека необходимо исследования:
- рабочих движений человека с помощью фотографии рабочего дня, хронометража.
Интенсификация труда будет одним из средств. при помощи которого мы повысим производительность труда и тем самым сможем перейти к высшей хозяйственной ступени жизни.
Н.А. Аносов – инженер таганрогского института труда. Исследовал механизма управляющей и управляемой системы. Научная организация труда нужно понимать как процесс внесения существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований. НОТ необходимо осуществлять на предприятии в хозяйственных и государственных учреждениях. Разработка теоретических основ социалистического производства. В 30 годы была проделана большая работа, научная и практическая по организации производства труда и управления. Результатом, которой, был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В то же время было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним экономическим образованием для предприятий и органов управления. Новая специальность – инженер – экономист отраслевого профиля.
Совершенствования системы хозяйственного руководства в 40-60 годы. Основным принципом управления продолжал оставаться хоз. расчет..
Перестройка системы управления в 60-90 годы. Период времени начиная с 1965 года характеризуется в стране проведением трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народного хозяйства.
1)Реформы системы управления экономикой 1965 год
2) Реформы системы управления 1979 год.
3) Ускорение социально – экономического развития 1986 год
4) Переход к рыночным отношениям с 1991 года
Реформы системы управления экономики:
Начало положено мартовским ЦКПС по вопросам сельского хозяйства и сентябрьским пленумом 1965 года по вопросам промышленности. После принятя в 1965 году решения о проведении хозяйственной реформы, вопросы управления народным хозяйством были подняты по уровня первостепенных государственных задач. Период 1965-1966 годов состоялось более 30 отраслевых и региональных конференций.
Реформа системы управления 1979 года. В целях интенсификации экономики была предпринята вторая попытка. От 12 июня 1979 года. Это экономическая реформа была нацелена на достижение высоких народно- хозяйственных результатов. на повышение эффективности производства. качества работы. которые должны были создать условие для более полного удовлетворения общественных и личных потребностей. Несмотря на то что экономическая реформа 1979 года отвечала всем требованиям, предъявляемым системе управления в развитых западных странах она не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики и об этой реформе вскоре забыли. Ухудшение продолжалось.
Ускорение социального- экономического развития страны. На пленуме было принято решении о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции перестройки всех сторон общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства. Перестройка базы не успешна. Ее организации и методы были непонятны населению. Содержание реформы заключалось в переходе от административных к экономическим методам руководства.
Формирование рыночных отношений в стране. начиная с ноября 1991 года началось формирование. Основным мероприятием на создание рыночного механизма следует отнести:
1) Разгосударствлении
2) Создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности.
3) Создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране
4) Образование новых рыночных услуг
Был принят и введен в действие законом РСФСР о предприятии ..
В законе отмечалось что, предприятие самостоятельно занимается предпринимательской деятельностью, на получение прибыли. Предприятия были наделены широкой инициативой, но чтобы не противоречила предпринимательской деятельность.