История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:06, лекция

Краткое описание

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватны рыночным отношениям. Это неотъемлемая составляющая построение нового общества.
Отличительные особенности менеджмента заключается в следующем:
- что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка,
- на постоянное повышение и эффективность производства,
- получение оптимальных результатов с получением реальных затрат,
- на разработку стратегических направлений, на программы.

Файлы: 1 файл

т менджта.doc

— 125.50 Кб (Скачать)


 

История менеджмента

 

Введение.

«Природа управления и исторические тенденции его развития».

 

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватны рыночным отношениям. Это неотъемлемая составляющая построение нового общества.

Отличительные особенности менеджмента заключается в следующем:

- что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка,

- на постоянное повышение и эффективность производства,

- получение оптимальных результатов с получением реальных затрат,

- на разработку стратегических направлений, на программы.

 

Менеджмент – англ. «управление».

В России после советского пространства было 2 категории: ТРЕСТ и совхозы, государственные предприятия и управляющий отделением.

Термин менеджмент применим к любым типам организации. Но если речь идет о государственных любого органа, то более правильно использовать термин государственное управление (органы Законодательной, исполнительной власти, министерств, правительств).

 

Управление зародилось 7000 лет назад, но только в 20 веке менеджмент выбился в самостоятельную область знаний и науки. Изучение уроков истории, это позволяет избежать противоречий и возможных ошибок.

Наука управления мало отличается от других наук, как и любая другая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Знание истории прошлого необходимо по следующим причинам:

1)      Всегда интересно и нужно;

2)      Позволяет вспомнить объем своих знаний;

3)      Дает возможность проанализировать основные вехи развития науки и систематизировать их;

4)      Позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторить ошибок будущего.

 

Знание и осмысления прошлого, способствует лучшему пониманию современного состояния, а также пониманию и формированию новых идей. Как показывает предыдущий опыт развития многих стран мира, обращение к истории происходило в критические периоды жизни общества. Периоды поиска путей, выхода из ситуаций. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР 1960 годы. И в то время появились первые работы наших советских и российских ученых (Белоусова, Гейенко, Крука). В развитие менеджмента внесли и другие науки.

История менеджмента имеет свой предмет исследования, теорию и практику управления. Изучение истории менеджмента является необходимым условием формирование современного менеджера, профессионала. В условиях командно – административной системы управления в СССР превалировал взгляд на мир, как на буржуазную науку. Проблемы управления в нашей стране рассматривались, изолировано, от какой  бы то не было буржуазной теории.

Знание истории менеджмента будет способствовать получению квалифицированного образования при подготовке не только менеджеров профессионалов, но и экономистов широкого профиля, а также формированию ими собственных взглядов для эффективного решения, как сегодняшних, так и будущих проблем.

 

 

 

 

Тема №1

«Школа научного управления». стр. 24-33

 

Фредерик Тейлор.

Он является отцом научного управления производством. Важной заслугой его школы было положение о том, что управлять можно научно, опираясь на экономические, технические и социальные эксперименты, а также на научный анализ явлений, а также управленческого процесса. 1856 – 1915. Созданного им, Тейлор называл по - разному: «сдельная система», «система управления рабочими на основе задач».

Термин научного управления впервые был предложен в 1910 году Брайдейсом.

Основные теоретические вложения концепции Тейлора изложены в его работах: «Сдельная система 1995г». «Управление фабрикой», «Принципы научного управления». Автобиографию найти.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части.

 

Процесс организации Тейлор разделил на:

1) Установление цели деятельности предприятия в целом, и каждого его работника в отдельности;

2) Выбор средств деятельности и их применение, на основе заранее составленного права;

3) Контроль за результатом деятельности.

 

Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшей затратой ресурсов (трудовых, денежных, материальных). По достижению этой цели рационализация всех элементов производства живого труда, средств труда, машин, огригатов и предметов труда.

Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда. Он считал,  что повышение производительности труда принесет изобилие хозяевам и рабочим. Основным в положении концепции Тейлора является необходимость установления рабочему, обоснованному дневного задания и методов его выполнения. Главная цель разработанных методов состояла в том, чтобы любыми целями добиваться производительностями труда. Понимание заработной платы в личную заинтересованность работников, премии и тд. В системе Тейлора большое внимание уделялось учету и отчетности предприятия, эта работа поручалась специальному исполнителю, который вел повседневный учет, как по работникам, так и по предприятиям.

 

Основные принципы теории Тейлора:

1)      Разработки оптимальных методов, осуществления работы на базе научного изучения, затрат времени;

2)      Специализация функций в управлении и производстве, т.е. каждый работник должен знать за кого и какую функцию ответственности он несет;

3)      Планирование и подготовки работы;

4)      Разработки точных инструкций каждому работнику, в которой по каждой работе дается описание;

5)      Оплате по результатам труда, дополнительная оплата за перевыполнение норм, личная заинтересованность, она является самым сильным стимулом у работника.

 

Научный менеджмент Тейлор выступает в специальном комитете. 25 января 1995году. Он назвал научный менеджмент интеллектуальной революцией. Не только относительно научного подхода, использования труда рабочих и относительно совместной деятельности администрации на основе общности и взаимных интересов. Он рассматривает процесс слияния материальных ресурсов производства, технологии и человеческих ресурсов, для достижения эффективности производства и цели предприятия.

Научный менеджмент способствует развитию отношению товарищей: взаимовыручке и взаимопомощи между администрацией и рабочими. Это уже не прежние отношение между хозяевами и рабочими, которые характерны для разных систем.

 

Две основные задачи:

1)      Обеспечение наибольшего процветания предпринимателя

2)      Улучшение благосостояния каждого рабочего.

ДОМА К СЕМИНАРУ:

1.Возникновение менеджмента как науки

2.Трактовки и понятия менеджмента

3.Причины бурного развития менеджмента в США

4.Деятельность Тейлора

5.Концепция новой администрации и ее особенности

6.Взгляд Тейлора на проблему отношения с работниками

 

Принципы научного управления Тейлора нашли широкое применение не только в промышленности, но и во всех сферах человеческой деятельности.

В ранние времена рабочие были практически безграмотны. Поэтому его разработки способствовали получению специализации. Принципы труда Тейлора были положены в основы массового поточного производства.

 

Тема №2

«Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей».стр.33 - 44

 

Генри Гантт - стимулирование труда и производственное планирование. Им было разработано методика премиальной системы, составлена карта схемы, для удобства планирования. «Труд, з/п. и доход», «Промышленное руководство», «Организация труда». Грант считал, что время принуждения рабочих к труду ушло в прошлое, а основное внимание нужно уделять обучению рабочих новым навыков, с целью сокращения непроизводительных затрат времени. На основе этих рассуждений Грант сделал вывод о том, что система бизнеса, должно воспринять  ответственность и посветить себя служению общества. В противном случае общество предпримет попытку, сокрушить ее, чтобы свободно действовать со своими собственными интересами.

 

Фрэнк и Лилиан Гильбреты - рационализация труда. Лопата. Современная концепция большое внимание уделяется нормированию труда. Об этом свидетельствует популярность правило «Паркинсона». И он  сделал вывод, что работа расширяется до предела времени отведенного для ее выполнения.

 

Эммерсон – 12 принципов производительности труда.

Наличие четко поставленных целей или идеалов, предпосылка фиктивной работы

1)      Присутствие здравого смысла во всякой работе, без этого невозможно осуществлении творческой работы в организации

2)      Возможность получение квалифицированного совета, консультации

3)      Соблюдение строгой дисциплины на основе стандартных инструкций полного и точного учета систем награждения

4)      Справедливое отношение к персоналу (через справедливую оплату труда), этот принцип основывается на тщательном отборе работников

5)      Наличие учета (совр., постоянный, точный)

6)      Регулирование производства

7)      Планирование расписания работ

8)      Нормирование операций

9)      Нормализация условий работы (необходимая предпосылка роста работы)

10)  Наличие разработанных инструкций и стандартов в письменном виде

11)  Наличие рациональной системы оплаты труда за повышение производительности труда

12)  Наличие четко поставленных целей или идеалов как главная предпосылка эффективной работы

 

Идеалом  двенадцати принципов производительности, - писал Эмерсон, - является устранение потерь, и именно для этой цели они формулируются. В каком именно деле устранять потери – это принципиального значения не имеет.

Большое внимание ученый уделял исследованию штабного принципа в управлении. Он поддерживал идею Тейлора о том, что линейный принцип построения организации должен дополняться штабным принципом, который приобретает особенно большое значение в крупных фирмах.

 

Им сформулировано положение о том, что каждая ступень управления создается для улучшения обслуживания нижестоящей ступени, а не для облегчения положения вышестоящих звеньев управления.

 

Генри Форд - основные принципы организации производства. Он продолжил идеи Тейлора в организации производства. «Моя жизнь мои достижения», «Сегодня и завтра». Почитать его биографию.

Принципы организации:

1) не следует бояться возможных неудач, такт как «неудачи дают только повод начать снова и более умно»;

2) не следует бояться конкуренции;

3) не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей

4) «производить – не значит покупать и дорого продавать»

 

Основные принципы организации труда:

1. Максимальное разделение труда, специализация.

2. Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.

3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4.Регламентированный ритм производства продукции.

5. Механизация транспортных операций.

 

 

14.09.10

Тема №3

«Административная школа»

 

«Основные положения концепции Анри Фойель». стр. 48

Классическая или административная школа управления развивалась в период с 1920 по 1950 год. Родоначальник школы считался Анри Фойель.

Отличие от  школы научного управления, которое занималось вопросами рационального организации труда. То представители классической школы, занялись разработкой подходов, подготовкой к совершенствованию, управлению в целом. Создатели школы научного управления, основное внимание уделяли положению эффективности производства, т.к. представители классической школы главным считали совершенствования управления организации в целом. Фойель и др. представители относились к администрации организации, поэтому часто классическую школу, часто и называли административной.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Главное внимание он непосредственно уделял самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администратирование, для оказания помощи персоналу. Основным трудом является его работа «Как общее и промышленное управление» 1916г. В основе концепции, лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется 2 организма: материальное и социальное. Первый вкл. – труд, средства труда и предметы труда в их совокупности. Под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся  распоряжении ресурсов.

Администрирование составляет часть управления, включает шесть групп. Техническую и технологическую (производство. изготовления,  переработка). Для каждой функции он  сформулировал правила для их осуществления. Разработка программы деятельности предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям. Например, на 5, 10 лет и на текущий период: год, месяц, неделя, сутки. Предвидеть – означает исчислять будущее.

Основное место отводится разработке программ действия, под которой он понимал конечную цель,  руководящую линию (поведения), этапы проходящего пути и средства.

 

Для разработки программы действия необходимы знания:

1)      Ресурсы предприятия (деньги, недвижимость, оборудование, материалы, сырье, трудовые ресурсы)

2)      Ведущих направлений развития предприятия

3)      Возможно изменение внешних условий

4)      Сроки нельзя определить заранее

5)      Составление необходимых программ (искусство управлять, известного нравственного мужества, большой активности, достаточной устойчивости, известной компетенции производственной области, наличие достаточного опыта в делах)

 

Организация работы предприятия, он понимал, обеспечение его всем необходимым для работы.

 

Управление людьми включает следующие обязанности:
     1) Установление программ действия, определение задач, целей и       потребности предприятия

Информация о работе История менеджмента