Исторические предпосылки менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:35, контрольная работа

Краткое описание

Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой «статусной группой», имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры. Социологический анализ бюрократии как социального явления наиболее основательно представлен в работах М. Вебера.

Оглавление

Введение 3

1. Исторические предпосылки менеджмента 4

2. Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ 13

3. Современные школы менеджмента и основные его направления развития в XX веке 24

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Основные школы и доктрины в менеджменте.docx

— 64.64 Кб (Скачать)

    В-третьих, количественно и качественно  станет более значительной социальная составляющая менеджмента, возрастет  его совместная с бизнесом социальная ответственность. Долгое время менеджмент отождествляли с бизнесом, с организованной коммерческой деятельностью по производству реального продукта. Эта деятельность существенно влияла на жизнь общества, но, как правило, все происходило  будто бы спонтанно, бессознательно, хотя процесс предопределен объективной  закономерностью общественного  воспроизводства. Именно выяснение  последней серьезно повлияло уже в конце XX в. на социальную ответственность бизнеса и его менеджмент. Бесспорно, эта тенденция сохранится и в XXI в. Наряду с этим заметное уменьшение занятости в бизнесе трудоспособного населения, что связано с постепенным вхождением стран мира в эпоху постиндустриального развития, приведет не только к окончательному признанию необходимости менеджмента в госсекторе, науке, образовании, медицине, но и к повышению его социальной ответственности в «некоммерческих» сферах деятельности.

    И наконец, четвертая тенденция связана  с глобализацией экономики, с  ускорением интернационализации производства и, соответственно, распределением, обменом, потреблением товаров и услуг. При  этом следует учитывать, что новый  этап интернационализации хозяйственной  жизни отмечен внедрением информационно-коммуникационных технологий. Как следствие, рациональный менеджмент начал уступать место  менеджменту на основе информатики. В информационном обществе прибыль  компаний возрастает не при помощи специализации функциональных навыков, присущей индустриальному обществу, а благодаря гибкости и интегрированности  бизнес-процесса, что достигается  более тесным общением между его  участниками. В отличие от традиционно  жесткой функциональной специализации, организационное устройство компаний в XXI в., возможно, получит форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не будет принято, если оно не предусмотрит интеграции и координации целого ряда функций. В результате значительно усилится демократизация компаний, а их структура будет характеризоваться разнообразием иерархий управления, гибкостью власти, слабым или умеренным соблюдением правил и процедур, децентрализацией принятия решений. Ориентировочно каждая компания будет иметь вдвое меньшее количество уровней менеджмента, чем сегодня.

    Названные тенденции вполне коррелируют с  изменениями, происходящими в экономической  теории. Это непосредственно касается методологического обновления исходных позиций анализа экономических процессов современной жизни, в частности, справедливого мнения профессора А. Гальчинского о реабилитации политической экономии. Существующая взаимосвязь институтов государственной власти и бизнеса существенно усложнилась с началом глобализации мирового рынка. Еще более усложнили эту взаимосвязь распад командно-административной социалистической системы хозяйствования, а затем трансформационные процессы в странах, ставших на путь независимого развития и построения рыночной экономики. В этих условиях политические решения не просто воздействуют на экономические системы и соответствующие идеологии, а находятся в эпицентре безостановочного развертывания процессов и отношений между бизнесом и властью. Менеджеры, особенно международные бизнес-менеджеры, должны научиться предвидеть возможные события и явления, решать задачи со многими неизвестными и не оказываться беспомощными в неожиданных обстоятельствах. В свою очередь, это требует от менеджеров качественно новых черт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Усложнение  функции управления производством  в ХХ веке порождает интенсивные  поиски методов и средств рационализации управления. Затрачиваются огромные средства на исследование проблем организации  и управления. Исследование бизнеса, его природы, целей, роли в обществе, практики управления предприятием занимает ведущее место. Из неприметной дисциплины, каким менеджмент был в начале века, он становится основным направлением социальной мысли, ведущим общественным и научным институтом США. Страна занимает лидирующие позиции в мире в исследовании проблем управления. Проблемам управления посвящаются  в США сотни объемистых книг, тысячи журнальных статей, в которых выдвигаются  все новые и новые концепции. Многообразие теорий управления, концепций  и различия в понятиях способствовали всестороннему исследованию процесса управления и постоянному совершенствованию  процесса развития знаний в этой области. И все же в этом многообразии американской теории управления очень трудно ориентироваться. Вот почему многими авторами предпринимаются  попытки выделить основные направления  и определить общие принципы трактовки  понятий и категорий.

    Наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа «научного менеджмента», основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа «человеческих отношений», возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпораций. — М.: Прогресс, 1985. — 328 с.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, Н.И. Наумов.- 3-е изд. -М.: Гардарика, 2008.-528с.
  4. Генкин Б.М. О показателях эффективности и принципиальных схемах мотивации эффективной работы/ Б.М.Генкин, М.И.Козлова // Вестник ИНЖЭКОНа (серия: экономика).- 2009.-№ 4(5).-С.3-9.
  5. Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с.
  6. Исследование систем управления: учеб. пособие/ под ред. Э.М.Короткова.- М.: ИНФРА-М, 2008.-176с.
  7. Карасев А.Б. Комплекс уникальности и эффективные стандарты российской системы корпоративного управления опережающим развитием предприятия/ А.Б. Карасев // Менеджмент в России и за рубежом.- 2010.- №6.- С.3-11.
  8. Киселев В.А. С чего начинается эффективное управление предприятием?/ В.А.Киселев // Управление персоналом.- 2008.- №5.- С.42-44.
  9. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: Учебное пособие/ Э.М.Коротков.- М.: Дека, 2009.- 896 с.
  10. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1974.- 280 с.
  11. Лапушинская Г.К. Планирование в условиях рынка: учеб. пособие/ Г.К.Лапушинская, А.Н. Петров.- М.: Дашков и К, 2008.- 635с.
  12. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ./ М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури.- М.: Дело, 2009.-702с.
  13. Чаплина А.Н. Менеджмент в торговле: учеб. пособие/ А.Н. Чаплина, И.В.Кошелева; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.- Красноярск: КГТЭИ, 2003.-254с.
  14. Чаплина А.Н. Менеджмент организации: учебное пособие/ А.Н.Чаплина; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.- Красноярск: КГТЭИ, 2000.-60с.

Информация о работе Исторические предпосылки менеджмента