Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:06, контрольная работа
Жизнь общества связана с непрерывным производством материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Основой производства является трудовая деятельность людей, осуществляемая орудиями труда. Чем лучше орудия труда, тем больше материальных благ можно произвести и тем выше качество продукции. Поэтому люди заинтересованы в непрерывном усовершенствовании орудий труда, что составляет основу научно-технического прогресса (НТП). Т.о. НТП – это результат деятельности людей по непрерывному развитию и совершенствованию производительных сил и МТБ общества.
~ строгое ограничение известного от неизвестного. Чтобы поставить проблему, необходимо хорошо знать новейшие достижения науки и техники в данной области, чтобы не ошибиться в оценке новизны обнаруженного противоречия и не поставить проблему, которая уже ранее была решена;
~ локализация (ограничение) неизвестного. Следует четко ограничить область неизвестного реально возможными пределами, выделить предмет конкретного исследования, так как область неизвестного бесконечна и невозможно ее охватить одним или серией исследований;
~ определение возможных условий для решения. это означает, что следует уточнить тип проблемы (научно-теоретический или практический, специальный или комплексный, универсальный или частный), определить общую методику исследования (что в значительной мере зависит от типа проблемы) и задать масштабы точности измерений и оценок;
~ наличие неопределенности или вариантности. Это «правило» предусматривает возможность замены в ходе развертывания и решения проблемы ранее выбранных методов, способов, приемов новыми, более совершенными или неудовлетворительных формулировок новыми, а также замены ранее выбранных частных отношений, определенных как необходимые для исследования, новыми, более отвечающими задачам исследования.
Насколько строго должна ограничиваться и локализоваться область неизвестного при постановке проблемы (первые два «правила», настолько же много должно быть заложено в проблеме неопределенности, потому что разрешение любой проблемы есть вторжение в область, полную неожиданностей, для которых может не оказаться известных уже способов исследований и оценок.
3. Развертывание проблемы. Решение научной или научно-технической проблемы нельзя рассматривать как однократный акт. Решение проблемы зачастую совпадает с ее развертыванием, т.е. с возникновением и формулировкой дополнительных вопросов, которые группируются вокруг центрального вопроса, являющегося узловым пунктом любой проблемы.
Решение дополнительных вопросов дает в руки исследователя данные, факты, необходимые для поиска ответа на центральный вопрос проблемы. Дополнительные вопросы можно в известной мере отожествить с понятием «аспект проблемы», т.е. с изучением объекта исследования в новой связи, с новыми объектами, или приравнять к рассматриванию старого, изученного отношения объекта в новых условиях.
Центральный вопрос научной проблемы – своеобразный узел, к которому привязаны различные аспекты проблемы. Они могут в некоторых случаях рассматриваться как отдельные темы исследований, отдельные подпроблемы, а иногда и как самостоятельные проблемы.
Для уяснения совокупности изложенных вопросов остановимся на постановке и развертывании проблемы диагностирования двигателя автомобильного типа. Эта проблема появилась не вдруг, а выросла постепенно из более крупной научно-технической проблемы эксплуатационной надежности автомобиля. Одним из аспектов этой фундаментальной проблемы была подпроблема технического обслуживания автомобиля, в состав которой входил вопрос о контроле технического состояния автомобиля в целом и наиболее сложного его агрегата – двигателя.
Почему вопрос о контроле перерос в целую проблему диагностирования? Ответ на этот вопрос не представляет затруднений. Постепенно возникло противоречие между потребностью быстрого, точного и, главное, не требующего разборки машины или её частей определения технического состояния и объема необходимого восстановительного вмешательства (регулировки, замены деталей, очистки и т.п.) и наличием методов и средств контроля. Все это требовало высокой квалификации обслуживающего персонала.
В условиях быстрого роста автомобильного парка выяснение причин неисправности путем полной или частичной разборки узла или агрегата дорого, малопроизводительно, вызвало постоянную нехватку специалистов.
Разработка методов и средств безразборной диагностики по косвенным симптомам немедленно породила множество вопросов, так как обнаружилось наше незнание как этих симптомов, так и характерных особенностей работы двигателя и его узлов при ухудшении технического состояния. Возник ряд аспектов проблемы диагностирования не только технического, но и организационного, экономического характера, например: двигатель как канал связи при виброакустических методах диагностирования, минимизация операций и приборного оснащения диагностирования, место диагностики в техническом обслуживании автомобиля и его двигателя и др.
На приведенном примере видно, как одна проблема перерастает в другую и как эти проблемы «обрастают» новыми вопросами, как множатся аспекты основной проблемы, в чем в значительной мере и заключается ее развертывание.
И, конечно, чтобы исследователю не изобретать велосипед и точно знать, что уже сделано и на каком уровне, ему следует изучить литературные и другие источники информации.
Ключевые слова:
Этапы постановки проблемы; структура научного исследования; поиск проблемы; постановка проблемы; развертывание проблемы; правила постановки проблемы; принцип поиска и отбора проблем.
Тема №5. Приемы и методы изучения общественного мнения (анкетирование, экспресс-опрос и экспертные оценки) институтами по изучению общественного мнения.
Эффективность производства обычно характеризуется множеством показателей. Действующая система показателей эффективности производства включает шесть групп: обобщающие показатели, показатели эффективности использования трудовых ресурсов, материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений и новой техники, показатели эффективности внешнеэкономических связей [12]. Всего в их составе насчитывается 43 показателя. Их количество и несовпадение частных динамик вызывают необходимость построения оценок изменений эффективности производства как таковой в целом. Термин «оценка» встречается очень часто, но при этом он имеет различные толкования. Рассмотрим некоторые из них:
~ оценка — выражение мнения какого-либо лица, организации по поводу содержания, количественных и качественных параметров процесса, явления, уровня и динамики показателя; например, ожидаемое выполнение плана первого года пятилетки по оценке группы экспертов плановой комиссии составит 102,3%;
~ оценка — характеристика уровня цен, применяемых для стоимостного выражения результата производства (валовая, товарная, реализованная продукция) и затрат; например, динамика национального дохода (валовой продукции, сопоставимой товарной продукции);
~ оценка — качественное суждение лица, группы лиц, общественной или хозяйственной организации по поводу уровня и динамики одного или совокупности показателей, выражающее степень достижения цели, задания, плана, желаемого (намеченного) состояния; например, оценка эффективности производства — это заключение о том, увеличивается или падает она, удовлетворительны или нет темпы ее роста;
~ оценка — количественная характеристика степени усвоения информации в учебном процессе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или в баллах — 5, 4, 3, 2);
~ оценка — аналитическая процедура выработки качественной характеристики поведения показателя, процесса, системы.
Предметом нашего рассмотрения будут третья и пятая трактовки понятия «оценка».
В работе встречается редкое для экономической литературы аналитического характера определение понятия «комплексная оценка хозяйственной деятельности»:
«Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития)». Авторы сформулировали назначение комплексной оценки, показали сложность ее при множестве критериев и показателей деятельности объекта. Определены основные этапы построения комплексных оценок и предложена соответствующая методика. Справедливости ради следует отметить, что все же над авторами довлела идея обеспечения комплексности оценки, получения единой количественной характеристики поведения объекта в пространстве многих измерений. Стремление достигнуть этого привело к тому, что ряд проблем оценок пока еще остался без разрешения. Они формулируются и частично решаются в настоящей работе.
Даже оценка поведения одного показателя может не совпадать с характеристикой его динамики. Например, фондоотдача падает из-за структурного сдвига в сторону более фондоемких производств при увеличении отдельных частных ее показателей по производствам. В этом случае характеристика динамики — отрицательная, а оценка эффективности может быть даже положительной из-за увеличения удельного веса объектов с растущей, но более низкой эффективностью. Сложность оценки увеличивается при возрастании числа показателей, что в свою очередь может приводить к росту количества подлежащих учету факторов.
Методология построения оценок эффективности включает в себя: а) определение сущности этой процедуры; б) формулировку основополагающих принципов; в) разработку алгоритма построения оценок.
Оценки не являются достижением последних лет, они существовали столько, сколько существуют управление, производство и необходимость принимать хозяйственные и социальные решения. Новой и современной является попытка перейти от субъективного и интуитивного к количественно определенным и логически выдержанным этапам оценки.
Исходная информация, необходимая для оценки эффективности, включает в себя плановые и отчетные данные, характеристики условий формирования плановых и отчетных показателей эффективности, формулировку критерия эффективности, нормативные значения ее показателей.
Оценка эффективности производства состоит из следующих этапов:
1) проверка достоверности анализируемых показателей;
2) «очистка» анализируемых показателей эффективности от влияния факторов, изменяющих их значения без изменения собственно эффективности;
3) то же, в отношении плановых показателей;
4) обеспечение сопоставимости анализируемых и плановых показателей эффективности производства;
5) формулировка цели оценки и выбор базы сравнения;
6) определение величины и знака отклонений анализируемых от плановых (нормативных) значений показателя эффективности;
7) сопоставление установленного на предыдущем этапе отклонения с критериальным требованием;
8) формулировка заключения.
Для выполнения оценки эффективности производства по указанным выше этапам необходимо соответствующее методическое обеспечение. Его элементами являются: методика контроля достоверности изучаемых показателей, методика факторного анализа эффективности производства, подробная классификация факторов эффективности с точки зрения управляемости, набор признаков сопоставимости и рекомендации по ее обеспечению.
Различие целей оценки эффективности производства приводит к использованию различных баз сравнения. В их составе могут выступать действующая норма, план, аналог (отечественный, зарубежный), достигнутый в прошлом уровень тех или иных показателей.
При оценке эффективности производства рассматриваются величина показателя, направление и темпы его изменения. Оценить эффективность — это значит установить, удовлетворяет требованиям общества или нет достигнутое значение показателя эффективности, соответствуют или нет темпы его изменения заданиям плана.
В соответствии
с оценкой эффективности
В тех случаях, когда речь идет об оценке эффективности деятельности хозяйственной системы любого масштаба, изучаются не только данные одного момента, но и динамические ряды. Это дает возможность обеспечить управление информацией о достигнутом состоянии (высокий или низкий уровень) эффективности производства и всей хозяйственной деятельности, о действенности предпринятых ранее мер по совершенствованию работы системы (снижается или растет эффективность, снижается или увеличивается ее прирост). Возможны различные сочетания такой информации (рис. 5).
Каждой из приведенных на рис. 5 управленческих ситуаций соответствуют свои стратегия и тактика управления, т. е. на основе оценки эффективности .и параметров ее изменения может быть сделана оценка управления как вида деятельности. Например, качество управления должно быть оценено как абсолютно неудовлетворительное в ситуациях 3, 6, 7; недостаточное — в ситуациях 2, 4, 8; удовлетворительное — в ситуациях 1, 5. Действительно, в ситуациях 3, 6, 7 эффективность производства либо снижается, причем растущими темпами, либо увеличивается, но снижающимися темпами. В ситуациях 2, 4, 7 эффективность производства увеличивается или уменьшается снижающимися темпами. Напротив, в ситуациях 1 и 5 эффективность производства увеличивается растущими темпами.
Из приведенного выше описания этапов следует, что для оценки эффективности производства требуются ее нормативы. Проблема нормирования эффективности в экономической литературе освещена недостаточно, хотя бы по причине множественности объектов расчета, а следовательно, и вариантов нормирования эффективности.
Рис. 6. Характеристика управленческих ситуаций по уровню и динамике эффективности производства .
Выше мы дали общее определение оценки как специфической аналитической процедуры. Аналитической потому, что вне сравнений оценки невозможны, а сравнение — это традиционный и испытанный аналитический прием. Уже одно это требует повышенного внимания к оценке, так как сравнивать можно, а следовательно, и давать оценку только сопоставимым объектам. Это вызывает необходимость сформулировать основные принципы построения оценок. К ним можно отнести: объективность, однозначность, своевременность, широкое использование вторых производных и др.