Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:39, курсовая работа
Акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт», в дальнейшей именуемое «Порт», является открытым акционерным обществом. Организация является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Порт является правопреемником Хабаровского речного порта, имущество которого, равно как и контракты, условия, обязательства, поступают в распоряжение «Порта» на законном основании.
Фирменное наименование организации: открытое акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт».
Так, среди рядовых работников оценивают ситуацию как благоприятную 29 %, как неблагоприятную – 46 %. Среди руководителей эти цифры соответственно равны 36 % и 53 % (стаж менее 5 лет), 27 % и 60 % (стаж более 5 лет), 38 % и 48 % (стаж более 10 лет). Обращает на себя внимание, что несмотря на рост позитивных оценок, все же негативных существенно больше. И рядовые работники, и руководители все же оценивают сложившуюся ситуацию скорее как неблагоприятную.
Работникам ОАО был задан вопрос о мерах улучшения экономического положения предприятия. Самой главной мерой участники исследования считают сокращение управленческого персонала (32 %) и повышение профессиональной подготовки работников (28 %). Увеличить социальные льготы предлагают – 15 % работников, привлечь высококвалифицированных специалистов – 11 % опрошенных, усилить участие рядовых работников в управлении производством – 9 % респондентов.
В ОАО практически отсутствует проблема легитимности высшего руководства: только 2 % опрошенных считают, что нужно сменить директора предприятия.
Количество удовлетвоенных |
порт «Приамурский» |
Аппарат управления |
филиал «Портовик» |
«Плавмагазин-638» |
Условиями труда |
54 |
60 |
42 |
50 |
Содержанием труда |
57 |
64 |
44 |
60 |
Организацией труда |
51 |
50 |
38 |
37 |
Зарплатой |
14 |
22 |
5 |
17 |
Жилищными условиями |
47 |
48 |
40 |
55 |
Отношениями в коллективе |
80 |
76 |
67 |
77 |
Отношениями с руководством |
71 |
66 |
50 |
78 |
Занимаемой должностью |
71 |
60 |
61 |
68 |
1.7.3 Удовлетворенность работников различными сторонами жизни
Важно учитывать при формировании кадровой политики предприятия удовлетворенность трудом, которая является одной из важнейших характеристик самочувствия работника на своем рабочем месте. Она интегрирует в себе влияние самых различных факторов. Выступая социально-психологическим феноменом, тем не менее, она возникает под влиянием различных объективных условий и поэтому может выступать в качестве индикатора социально-экономических проблем труда.
Таблица 1.6
Удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности работников различных подразделений ОАО (в % по каждому подразделению)
Опрошенные работники проявили
различную степень
Условиями труда удовлетворен каждый второй опрошенный (50 %), не удовлетворены – 38 %. . Содержанием труда удовлетворены 54 % респондентов, не удовлетворены – 24 %.. организацией труда удовлетворены – 44 %,, не удовлетворены – 39 %. Зарплатой удовлетворены – 13 %, не удовлетворены – 75 %.
Высокая степень неудовлетворенности своим уровнем жизни проявляется в ответах на вопросы. Например, вариант «живу в полном достатке» не отметил ни один из опрошенных. Живу вполне сносно – только 14 % работников ОАО. Основная масса участников исследования (59 %) живет от зарплаты до зарплаты. Каждый пятый опрошенный (20 %) не сводит концы с концами, а 7 % заявили о том, что они живут в нищете.
Анализируя данные таблицы 1.6. следует обратить внимание на то, что зарплатой удовлетворены только 5% работников филиала «Портовик», учитывая, что данный фактор является одним из самых мощных в повышении качества работы. Вообще по данному показателю наблюдается очень низкая степень удовлетворенности, на что руководству следует обратить пристальное внимание.
Жилищными условиями удовлетворены 46 % респондентов, не удовлетворены – 44 %. Отношениями в коллективе удовлетворены 74 % участников исследования, не удовлетворены – 13 %. Отношениями с руководством удовлетворены 64 % опрошенных, не удовлетворены – 17 %. Занимаемой должностью удовлетворены – 65 %, не удовлетворены – 20 %.
Таким образом, самую
большую степень
1.7.5 Участие работников в жизни коллектива
Следует отметить, что активность работников в настоящее время на ОАО достаточно низкой. Так, всегда проявляют инициативу в работе всего 39 % участников исследования.
Среди рабочих низкой квалификации всегда проявляются инициативу 30 % работников, среди рабочих высокой квалификации – 51 %, среди служащих – 10 %, среди ИТР – 20 %, руководителей – 25 %. Однако в данном случае более важным выступает то, что неинициативным в настоящее время является каждый третий руководитель среднего звена (см. табл. 1.7).
Таблица 1.7
Проявление инициативы представителей различных профессиональных групп (в % по каждой группе)
Группа |
Проявляют инициативу всегда |
Иногда |
Никогда |
Рабочие низкой квалификации |
30 |
10 |
60 |
Рабочие высокой квалификации |
51 |
28 |
21 |
Служащие |
10 |
25 |
65 |
ИТР |
20 |
66 |
14 |
Руководители |
25 |
50 |
25 |
Следует обратить внимание, что наиболее инициативными являются среди рабочих рабочие высокой квалификаций, что говорит о необходимости повышения квалификации сотрудников вообще.
Низкий уровень инициативности наблюдается у специалистов, ИТР и руководителей, что является тревожным симптомом для организации.
С ростом социально-профессионального
статуса увеличивается и
Таблица 1.8
Влияние на дела в коллективе представителей различных профессиональных групп (в % по каждой группе)
Группа |
Влияют на дела в коллективе | ||
Всегда |
Иногда |
Никогда | |
Рабочие низкой квалификации |
19 |
39 |
29 |
Рабочие высокой квалификации |
16 |
51 |
13 |
Служащие |
20 |
44 |
23 |
ИТР |
29 |
59 |
8 |
Руководители |
41 |
49 |
3 |
Участие в решении производственных проблем одним из важнейших путей развития коллектива, расширения самостоятельности и самодеятельности работников, формирования у них заинтересованности в результатах своего труда и т.п. Участвуют в решении производственных проблем только около трети опрошенных (31 %).
Как показывает анализ ответов представителей различных профессиональных групп, с ростом социально-профессионального статуса работника возрастает и его участие в управлении производством (см. табл. 1.10).
Однако больше обращает внимание на себя факт низкой управленческой активности самих руководителей.
Влияние на дела в коллективе представителей различных профессиональных групп (в % по каждой группе) Таблица 1.9
Группа |
Участие в решении проблем | ||
Всегда |
Иногда |
Никогда | |
Рабочие низкой квалификации |
16 |
29 |
41 |
Рабочие высокой квалификации |
21 |
38 |
22 |
Служащие |
23 |
42 |
24 |
ИТР |
41 |
46 |
8 |
Руководители |
46 |
29 |
5 |
Дальнейших анализ полученных данных показал, что: 1).имеющийся потенциал довольно высок во всех подразделениях ОАО; 2).общим моментом на предприятиях является то, что самыми серьезными проблемами выступают повышение зарплаты и внедрение новой техники и технологии; 3)проблема улучшения условий труда, в аппарате дирекции – улучшение - социально-бытовых проблем,
Таблица 1.10
Значительное повышение производительности труда при изменении различных условий работниками подразделений ОАО (в %)
Условия |
Респонденты | |
Повышение оплаты труда |
36 | |
Улучшение условий труда |
11 | |
Внедрение новой техники |
5 | |
Улучшение соц.-быто-вых проблем |
14 | |
Улучшение отношений в коллективе |
7 | |
Переобучение |
9 | |
Повышение в должности |
18 |
При повышении оплаты труда будут работать значительно лучше – 36 %, при условии внедрения новой техники и технологии – 5 %, при улучшении условий труда – 11%, при улучшении социально-бытовых проблем – 14 %, при условии переобучения – 9 %, при улучшении отношений с коллегами и руководством – 7 %, при повышении в должности – 18 %. Наиболее значимым фактором на фоне остальных является повышение заработной платы.
1.7.5 Мотивация и система
При рассмотрении «технологии» мотивации труда необходимо учитывать многообразие психологических механизмов, лежащих в основе сознательного отношения к труду. В этой связи обратим внимание на два психологических механизма побуждения к труду, определяющих весь процесс формирования и утверждения отношения людей к нему. В качестве таковых выступает механизм удовлетворения ведущих потребностей и интересов; механизм действия стимулов и мотивов.
Трудовая деятельность имеет сложнейшую поведенческую структуру. С одной стороны работник, включенный в систему общественного производства, подчиняет свои действия предписаниям и нормам профессиональной среды, с другой – он как активный и относительно автономный агент производства принимает личностно окрашенные решения, выбирает альтернативные линии поведения.
В этой связи можно говорить о том, что работник мотивирует свое поведение, пропуская внешние факторы через призму своего сознания. В конечном счете лишь через систему мотивации он включается в определенный контекст социальной действительности.
При оценке мотивации труда особый интерес представляют данные о причинах побуждающих персонал предприятия работать. Всем сотрудникам отделения было предложено ответить на вопрос «Что побуждает Вас работать сегодня». Данные ответов были помещены в таблицах и ранжированы в зависимости от социально-демографических факторов.
Причины побуждающие работать в зависимости от возраста
таблица 1.11
Причины, побуждающие к работе |
До 29 лет |
30-40лет |
40-50 лет |
Итого | ||||
% |
% |
% |
% | |||||
1.Занимаюсь любимым делом |
10 |
10 |
20 | |||||
2.Дорабатываю до пенсии |
||||||||
3.На др. предприятиях аналогичная ситуация |
20 |
20 | ||||||
4.Работая, мы сможем изменить ситуацию |
10 |
10 | ||||||
5.Пользуюсь социальными льготами |
||||||||
6.работаю пока не сократили |
||||||||
Работаю, но ищу лучший вариант |
50 |
50 | ||||||
ИТОГО |
60 |
20 |
20 |
100 |