Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:30, доклад

Краткое описание

В работе освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

интеллектуальная собственность.docx

— 260.20 Кб (Скачать)

Практика коллективного управления авторскими правами в различных  странах различна и зависит от особенностей правовой системы конкретного  государства и существующих в  данной области традиций. В то же время можно выделить несколько  общих принципов, не зависящих от национальных особенностей, на которых  строится работа по управлению авторскими правами на коллективной основе.    

Во-первых, организации по коллективному  управлению действуют на основании  полномочий, предоставленных на договорной основе самими обладателями авторских  прав, а также зарубежными авторско-правовыми  организациями. 

Во-вторых, наиболее распространенной является форма негосударственной  некоммерческой организации, создаваемой  самими авторами, подконтрольной и  подотчетной им. Это позволяет  не только избежать вмешательства государства  в частную сферу, но и позволяет  авторам непосредственно влиять на работу организации, управляющей  их правами.

В-третьих, общим правилом является недопущение конкуренции этих организаций  в целях предотвращения возможного ущерба интересам авторов. Существование  нескольких организаций, управляющих  правами одной категории авторов, может привести к тому, что один пользователь должен будет выплачивать  вознаграждение нескольким организациям, что, в свою очередь, не только создаст  сложности для определения размера  вознаграждения, выплачиваемого каждой из организаций, но и условия для  того, что вынужденно конкурирующие  организации по коллективному управлению будут снижать ставки авторского вознаграждения.

В-четвертых, деятельность организаций  по коллективному управлению подлежит специальному регулированию со стороны  государства – законодательство определяет особый порядок создания таких организаций, а также предусматривает  меры контроля за их деятельностью. Помимо контроля государство может также  выполнять функции арбитра, разрешая споры между организациями по коллективному управлению и ассоциациями пользователей о тарифах, по которым  должно выплачиваться авторское  вознаграждение.  

В результате организация, управляющая  авторскими правами на коллективной основе, представляет собой субъект права со специальной правоспособностью, основными функциями которой являются заключение договоров с авторами и иными правообладателями на управление их правами, согласование с пользователями размеров авторского вознаграждения и заключение договоров на право использования находящихся в управлении произведений, сбор авторского вознаграждения, распределение его между авторами, оказание авторам юридической помощи, защита их интересов в суде и т.п. 

В Республике Беларусь вопросы  деятельности организаций, управляющих  авторскими и смежными правами, законодательно не урегулированы. Закон «Об авторском  праве и смежных правах» содержит отсылку на иное законодательство, которое должно определять порядок создания и деятельности таких организаций. Основным нормативным актом, который можно отнести к этому иному законодательству, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.05.1997 г. № 452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства». Согласно п.1 постановления осуществление и охрана имущественных авторских и смежных прав на коллективной основе отнесены к исключительной компетенции Государственного комитета по науке и технологиям.

С 2002 г. по 2006 г. функции по управлению имущественными авторскими правами осуществляло республиканское унитарное предприятие «РУПИС», переименованное в 2005 г. в РУП «БелАТ». В декабре 2006 г. принято решение о присоединении этого предприятия к Национальному центру интеллектуальной собственности и возложении обязанностей по осуществлению коллективного управления непосредственно на этот центр.

  

 

Вопросы для повторения

 

1. Какой  орган осуществляет государственную  политику в области права интеллектуальной  собственности?

2. Какие  функции выполняет Национальный  центр интеллектуальной собственности?

3. На  каких принципах строится деятельность  организации по управлению имущественными  авторскими и смежными правами?

 

Литература

 

Нормативный материал

Положение о Национальном центре интеллектуальной собственности: утв постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 31 мая 2004 г. № 641 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 89. – 5/14319.

 

Основная 

1. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. Пособие / В.Г.Зинов. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

2. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с. 

2. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.

 

Электронные ресурсы

Государственный комитет Республики Беларусь по науке и технологиям: http://

www.gknt.org.by

Национальный  центр интеллектуальной собственности: http://

www.belgospatent.org.by

Республиканское унитарное предприятие «Белорусское авторское общество»: http://www.avtor.by/

 

 

Тема 8. Международная охрана прав интеллектуальной собственности

 

1. Роль Всемирной организации интеллектуальной  собственности в осуществлении  международного сотрудничества  государств в сфере охраны  интеллектуальной собственности. 

 

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является специализированным учреждением  системы ООН. Конвенция, учреждающая  ВОИС, была подписана в Стокгольме в 1967 году. В настоящее время участниками  этой конвенции и соответственно членами ВОИС являются 183 государства.

При учреждении ВОИС были определены следующие основные цели:

содействовать охране интеллектуальной собственности  во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих  случаях во взаимодействии с любой  другой международной организацией;

обеспечивать  административное руководство международными соглашениями, призванными содействовать  охране интеллектуальной собственности.

Деятельность  ВОИС осуществляется по трем основным направлениям:

- регистрационная  деятельность;

- обеспечение  международного сотрудничества  в области интеллектуальной собственности;

- программная  деятельность.

Регистрационная деятельность ВОИС включает в себя прием о обработку международных заявок, подаваемых для патентования изобретений в соответствии с Договором о патентной кооперации, на международную регистрацию товарных знаков и промышленных образцов.

Обеспечение международного сотрудничества состоит, в первую очередь, в осуществлении административных функций в отношении многосторонних международных договоров в области интеллектуальной собственности. ВОИС осуществляет административные функции в отношении 26 международных договоров, в том числе  в отношении Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и др.

Программная деятельность ВОИС в настоящее время включает следующие стратегические цели:

- содействие  развитию культуры интеллектуальной  собственности; 

- включение  интеллектуальной собственности  в политику и программы национального  развития государств – членов  ВОИС;

- разработка  международных законов и норм  в области интеллектуальной собственности.

Основными органами ВОИС являются Генеральная Ассамблея и Международное бюро. Генеральная ассамблея является высшим органом ВОИС, в котором представлены все государства – члены организации. Международное бюро выполняет функции секретариата ВОИС, выступает в качестве депозитария международных договоров, администрируемых ВОИС, а также выполняет регистрационные функции в отношении объектов интеллектуальной собственности.

 

 

2. Международные соглашения в области  охраны авторских и смежных  прав.

 

2.1. Бернская конвенция об охране  литературных и художественных  произведений.

 

Бернская  конвенция об охране литературных и  художественных произведений (1886 г.) является основным международным соглашением  в области авторского права.

Действие  конвенции распространяется на все  произведения в области науки, литературы и искусства. Конвенционная охрана предоставляется опубликованным или  неопубликованным произведениям граждан  государств- участников конвенции, а  также произведениям авторов, не являющихся гражданами государств-участников конвенции - в случае первого опубликования   произведения в каком-либо из государств, участвующих в конвенции.

В вопросе  определения объема прав авторов  охраняемых на её основании произведений Бернская конвенция строится на основе применения двух принципов –  национального режима охраны с обязательным соблюдением установленного конвенцией минимума прав, которые должны признаваться за автором во всех государствах Союза.

Принцип национального режима выражается в  том, что авторы в отношении произведений, охраняемых на основании конвенции, должны во всех государствах, участвующих  в конвенции, пользоваться правами, которые предоставляются в настоящий  момент или будут предоставлены  в последующем  соответствующими законами этих государств своим гражданам. При этом Бернская конвенция основывается на принципе автоматической охраны.

Специально  предоставляемые конвенцией права  включают исключительное право автора разрешать воспроизведение своих  произведений любым образом и  в любой форме, перевод произведений, публичное исполнение любыми средствами и способами (применительно к  драматическим и музыкальным  произведениям), публичное чтение (применительно  к литературным произведениям), передачу произведений в эфир, по кабелю, переработку  произведения, а также включает так  называемое «право следования», которое  означает право автора или его  наследника участвовать в доходах  от каждой последующей перепродажи  оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей. Минимальный срок охраны произведений, охраняемых на основании конвенции, составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти.

Помимо  имущественных прав, Бернская конвенция  предусматривает обязанность государств Союза обеспечивать охрану личных неимущественных  прав, таких как право авторства  и право противодействовать всякому  извращению, искажению или иному  изменению произведения, а также  любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести  и репутации автора.

Бернская  конвенция распространяет свое действие на все произведения, которые к  моменту вступления конвенции в  силу для определенного государства  еще не перешли в общественное достояние в стране их происхождения  в связи с истечением срока  охраны.

Республика  Беларусь присоединилась к Бернской конвенции в 1997 г.

 

3.2. Римская конвенция об охране  прав исполнителей, производителей  фонограмм и вещательных организаций.

 

Подписанная 26 октября 1961 г. в Риме Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций является старейшим международным договором, обеспечивающим охрану интересов этих трех категорий обладателей смежных прав.

Римская конвенция строится на основе сочетания принципа применения национального режима охраны и обязательного соблюдения прав, предусмотренных самой конвенцией.

Национальный  режим охраны предоставляется исполнителям в любом из следующих случаев: исполнение имеет место в другом государстве-участнике; исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании  конвенции; исполнение, не записанное на фонограмму, транслируется в передаче, охраняемой на основании конвенции.

Национальный  режим охраны предоставляется фонограммам  при соблюдении любого из условий: изготовитель фонограммы является гражданином другого  государства – участника конвенции; первая запись звука осуществлена в  государстве-участнике конвенции; фонограмма впервые опубликована в государстве-участнике  конвенции. Республика Беларусь воспользовалась  предоставляемой конвенцией возможностью и сделала оговорку о том, что  при определении круга охраняемых фонограмм не будет использовать критерий места записи фонограммы.

Национальный  режим охраны предоставляется вещательным  организациям при соблюдении любого из следующих условий: штаб-квартира вещательной организации расположена  на территории государства – участника; передачи осуществляются с передатчика, находящегося на территории государства-участника. Применительно к вещательным  организациям Республика Беларусь также  сделала допускаемую конвенцией оговорку, указав в качестве условия предоставления охраны нахождение штаб-квартиры и передатчиков в одном государстве. 

Информация о работе Интеллектуальная собственность