Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:30, доклад
В работе освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.
- взыскания с нарушителя штрафа в размере стоимости товара, на котором незаконно применен товарный знак, а также передачи себе такого товара.
Кроме того, для защиты права на товарный знак могут применяться и те способы защиты, которые предусмотрены в ГК.
Лицо, имеющее право пользования географическим указанием, вправе потребовать от того, кто незаконно использует это указание, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и иной документации незаконно используемого географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно, - изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки. Кроме того, Закон прямо говорит о возможности правообладателя потребовать возмещения убытков.
Использованием
географического указания согласно
ст. 13 Закона считается применение его
на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах,
счетах, а также иным образом в
связи с введением товара в
гражданский оборот. Таким образом,
нарушителем права на географическое
указание будет лицо, незаконно осуществляющее
вышеперечисленные действия. Кроме
того, не допускаются использование
зарегистрированного
Определенные особенности имеет защита нераскрытой информации. Согласно ст. 1011 ГК лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующую ее, обязано возместить тому, кто ею правомерно обладает, убытки, причиненные незаконным использованием. В данном случае убытки должны определяться в соответствии с правилами ст. 14 ГК: обладатель нераскрытой информации может либо обосновать размер своей упущенной выгоды либо требовать взыскать ее в размере, не меньшем чем полученный нарушителем доход.
Следует обратить внимание на то, что в отношении нераскрытой информации законодатель использует понятие «добросовестный приобретатель»; если приобретатель информации не знал и не должен был знать о том, что предоставившее информацию лицо не имело право ее распространять, правомерный обладатель нераскрытой информации вправе потребовать от приобретателя возмещения убытков только за использование информации, имевшее место после того, как пользователь узнал о незаконном характере ее использования.
4.
Административная и уголовная
ответственность за нарушения
прав интеллектуальной
Наряду с возможностью обладателей авторских и смежных прав, прав на объекты промышленной собственности использовать гражданско-правовые способы защиты, действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает меры административной и уголовной ответственности в отношении лиц, нарушающих права интеллектуальной собственности.
Статья
9.21. Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях
устанавливает ответственность
в виде штрафа на виновное лицо за незаконное
распространение или иное незаконное
использование объектов авторского
права, смежных прав или объектов
права промышленной собственности,
а также сорта растения или
топологии интегральной микросхемы.
При этом размеры штрафов
Статья
201 Уголовного кодекса Республики Беларусь
устанавливает ответственность
за нарушение авторских, смежных, изобретательских
и патентных прав. Данная статья
предусматривает несколько
Вопросы для повторения
1. Какой
орган осуществляет досудебное
рассмотрение споров, связанных
с выдачей патентов и
2. В чем
состоят особенности
3. В чем
состоят особенности
Литература
Нормативный материал
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.
2. Гражданский
процессуальный кодекс
3. Правила
подачи жалоб, возражений, заявлений
и их рассмотрения
Основная
1. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с.
2. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.
Дополнительная
1. Лосев, С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.С. Лосев. -Минск: издательство «Дикта», 2007. – 280 с.
2. Лосев, С. Защита прав интеллектуальной собственности: теория и практика / С.Лосев. // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс – Беларусь» [Электронный ресурс]. - Минск: ООО «ЮрСпектр».
3. Нарушение
авторских, смежных,
Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
1.
Система государственного
Действующую в Республике Беларусь систему государственного управления интеллектуальной собственностью можно представить следующей схемой:
Рис. 4. Система государственного управления интеллектуальной собственностью
в Республике Беларусь
Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь является постоянно действующим, координационным органом, обеспечивающим взаимодействие министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Комиссия действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 г. № 403. В соответствии с Положением основными задачами Комиссии являются разработка предложений по совершенствованию законодательства об интеллектуальной собственности, по развитию международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, а также разработка мер по противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности.
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.
Национальный центр интеллектуальной собственности является государственным учреждением, подчиненным Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь. Основной задачей Национального центра интеллектуальной собственности является выполнение функций патентного органа: выдача патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, регистрация топологий интегральных микросхем, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.
Кроме того, на центр возложены
задачи по обеспечению коллективного
управления имущественными авторскими
и смежными правами, осуществлению
информационной и издательской деятельности
в области охраны прав на объекты
интеллектуальной собственности, организация
подготовки (переподготовки) и повышения
квалификации специалистов в сфере
интеллектуальной собственности, а
также осуществлению
2. Патентные поверенные.
Патентным поверенным является гражданин Республики Беларусь, которому в соответствии с законодательством предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед патентным органом в вопросах получения правовой охраны объектам промышленной собственности.
Основной задачей патентного поверенного является оказание квалифицированной помощи лицам, желающим получить правовую охрану объектам промышленной собственности.
Патентный поверенные выполняет следующие функции:
- дает
консультации по вопросам
- выполняет
поручения доверителей и
- дает
консультации и представляет
доверителей при реализации
- представляет
доверителей в Национальном
- дает
консультации по вопросам
Аттестация
и регистрация патентных
3.
Коллективное управление
Коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.
Термин «управление на коллективной основе» заимствован из зарубежной практики. Система управления имущественными авторскими и смежными правами называется «коллективной», поскольку управление осуществляется одновременно правами большого количества правообладателей.
Необходимость создания специализированных
организаций, управляющих имущественными
авторскими и смежными правами, обусловлена
тем, что в ряде случаев автор
и лицо, использующее его произведение,
не могут заключать договор на
право использования
Решением проблемы является создание специализированных организаций, представляющих интересы авторов, исполнителей, иных обладателей авторского права и смежных прав в отношениях с лицами, использующими их произведения, исполнения и фонограммы. Деятельность по управлению авторскими и смежными правами базируется на общих принципах, поэтому сказанное в отношении управления правами авторов применимо также в отношении управления правами исполнителей и производителей фонограмм.
Деятельность организаций по коллективному управлению состоит в том, что они заключают с авторами или иными обладателями авторских прав договоры, по которым принимают на себя обязательства управлять их правами; от своего имени заключают договоры с лицами, использующими произведения авторов, правами которых они управляют; собирают и распределяют авторское вознаграждение; защищают права авторов в суде.