Инструменты контроллинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Инструменты контроллинга…………………………………………….5
2.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга……………15
2.2. Сущность контроллинга и его цели………………………………….18
2.3. Информационная поддержка контроллинга………………………...19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ - инструменты контроллинга.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в системе бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсистема, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.

В связи с  быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения  будущего происходит усиление роли стратегического  управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.

По мере развития контроллинга происходит его научное  обоснование. Выходят статьи, книги о контроллинге. В США в 1931 г. был учрежден Институт Контроллеров Америки.

Слово «контроллинг» произошло от английского «to control» - управлять, контролировать. Однако термин «контроллинг» в Россию пришел из Германии, поскольку именно в Германии употребляют данное слово, а в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

- ?прогрессирующая  нестабильность внешней среды,  выдвигающая дополнительные требования к системе управления предприятием;

- смещение акцента  с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение  скорости реакции на изменения  внешней среды, повышение гибкости  предприятия;

- необходимость  в непрерывном отслеживании изменений,  происходящих во внешней и  внутренней средах предприятия;

- необходимость  продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

- усложнение  систем управления предприятием, требующее механизма координации внутри системы управления;

- информационный  бум при недостатке релевантной  (существенной, значимой) информации, вызывающий потребность в построении специальной системы информационного обеспечения управления;

- общекультурное  стремление к синтезу, интеграции  различных областей знания и  человеческой деятельности. 
 

Сущность  контроллинга и его цели

Интерес к контроллингу, как к одному из новых направлений информационно-экономического развития предприятия, обусловливается в связи с появлением многочисленной переводной литературы по вопросам финансов, учета, ценообразования и др.

При этом существует неоднозначность трактовок, характеризующих внутреннее содержание этого понятия, например: «управленческий учет», «контроллинг», «внутрихозяйственный учет». Одни авторы и переводчики считают приведенные понятия и стоящие за ними объективные явления хозяйственной практики западных предприятий равнозначными по содержанию, другие - наоборот.

Контроллинг - это  комплексная система, объединяющая управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, поддержку принятия оптимальных управленческих решений.

Контроллинг представляет собой целостную концепцию экономического управления предприятием, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка.

Результаты изучения направлений эволюции отечественной  учетно-экономической мысли указывают  на отсутствие четких представлений  о системе контроллинга. Однако следует подчеркнуть, что и в странах, где имеются давние рыночные традиции, это понятие еще далеко от логической завершенности и окончательного осмысления как вида комплексно сформированной сферы знаний в экономической теории и практике. Специалисты по учету и управлению излагают субъективные, в определенной степени, взгляды на сущность, содержание и функции контроллинга. Сравнивая и анализируя содержание определений, со всей очевидностью можно утверждать, что контроллинг является важнейшим средством успешного функционирования предприятия, так как:

- обеспечивает  необходимой информацией для  принятия управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обработки, подготовки, анализа, интерпретации информации;

- предоставляет  информацию для управления трудовыми  и финансовыми ресурсами;

- обеспечивает  выживаемость предприятия на  уровнях стратегического и тактического управления;

- ?способствует  оптимизации зависимости «выручка - затраты - прибыль».

Следовательно, контроллинг, являясь учетно-аналитической  подсистемой в информационно-аналитической системе управления предприятием, служит основой для его работы. При этом контроллинг можно представить систематическим - развивающим используемые им традиционные бухгалтерские, аналитические и другие приемы и способы, и проблемным - позволяющим выработать действенные управленческие решения как оперативного, так и стратегического характера. Обе эти части тесно связаны между собой.

Причины, обусловившие появление новой концепции информации и управления, состоят в необходимости гарантированного существования предприятия и приспособлении его к развитию рынков и внешней среды. Решение этих проблем связано со своевременным получением информации, которая сигнализирует об изменениях и развитии.

Система контроллинга - это принципиально новая концепция  информации и управления, которую  можно определить как учетно-аналитическую систему, реализующую синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, обеспечивающую как оперативное, так и стратегическое управление процессом достижения целей и результатов деятельности предприятия.

Основная задача (конечная цель) любой организации - получение максимальной прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Можно сказать, что это глобальная цель. Известно, что любая цель имеет подцели, которые мы можем назвать локальными. Для того чтобы достичь глобальной цели, надо реализовать локальные. В зависимости от целей руководство принимает различные управленческие решения, которые касаются не только процесса управления подчиненными, но и производства, реализации продукции (работ, услуг). Поэтому необходим такой инструмент, который включал бы в себя элементы управленческого учета, информационного обеспечения, анализа и координации всей работы предприятия. Таким инструментом является контроллинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информационная поддержка контроллинга

Обоснование необходимости  применения современных информационных технологий.

Информация - главный  ресурс роста производительности предприятия. Требования, предъявляемые к информации:

- своевременность;

- достоверность;

- информация  должна быть релевантна;

- полнота информации;

- полезность;

- понятность;

- регулярность  поступления.

Информация позволяет:

- установить  стратегические цели предприятия;

- установить  стратегические задачи предприятия;

- принимать обоснованные  управленческие решения;

- координировать  действия разрозненных подразделений.

Контроллинг как  система управления будущим. Система  поддержки принятия решений. Цель разработки и внедрения системы поддержки принятия решений. Основа системы поддержки принятия решений:

- доставка данных  и информации из внутренних  и из внешних источников;

- управление данными и информацией;

- представление  информации в виде диаграмм, графиков  и т.д.;

- анализ и  синтез финансовой и экономической  информации.

     Целью создания системы является обеспечение  методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статического анализа, прогноза финансовых и экономических показателей.

Источники информации. Четыре потока информации: два внутренних потока и два внешних.

     Внешняя деловая среда (макросреда) - совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.

     Внешние потоки информации:

- экономические  потоки информации;

- политические  потоки информации;

- конкурентные  потоки информации;

- международные  потоки информации;

- технологические  потоки информации;

- рыночные потоки  информации;

- социальные  потоки информации.

Внутренняя деловая среда - это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

Внутренние источники  информации:

- система внутрифирменного  документооборота;

- документы из  электронных хранилищ;

- документы на  бумажных носителях;

- транзакционные  системы.

Три информационные роли руководителя:

- приемник информации;

- распространитель  информации;

- представитель  во внешнем мире.

В условиях рыночной экономики, быстро изменяющегося состояния на рынке и жесткой конкуренции от руководства предприятия требуется постоянный контроль за деятельностью своей организации и всех процессов, которые в ней протекают (производство, управление, учет и т.д.). И чем лучше будет его осведомленность, тем более эффективным будет процесс управления, поскольку руководство будет иметь возможность принимать оперативные и стратегические управленческие решения. Поэтому возникает необходимость в создании информационной базы.

Бумажные носители информации в настоящее время не популярны и служат некой преградой на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для подготовки управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

Информационные  потоки обеспечивают нормальную работу предприятия. Создание системы информационной поддержки предприятия для службы контроллинга является первостепенной задачей, поскольку именно на ее основе она сможет помочь руководству в процессе принятия управленческого решения.

Под системой информационных потоков понимают совокупность информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.

Основой такой системы являются:

- доставка данных  и информации аналитического  и сводного характера как из  внутренних, так и из внешних  источников для проведения экономических  и финансовых оценок, сопоставления  планов, разработки моделей и  составления прогнозов в бизнесе;

- формирование  во взаимодействии с руководством  системы информационных, финансовых, математических и эвристических моделей экономических и управленческих процессов. Концептуально решение поставленной проблемы должно базироваться на обеспечении доступа к данным и информации и формировании адаптивной системы моделей бизнеса.

При этом необходимо обеспечить:

- доступ к  данным внутренних и внешних  источников информации, использующих серийно выпускаемые базы данных;

- управление  данными и информацией в разнородных (многоплатформенных) комплексах, что позволяет обеспечить их открытость;

- хранение данных  и информации в унифицированных  форматах, пригодных для дальнейшего анализа, синтеза и представления, включая модели «что..., если...»;

- анализ и  синтез финансовой и экономической информации, моделирование состояний, процессов и условий;

- представление  информации в виде диаграмм, графиков  и географических карт в форме,  интуитивно понятной и удобной  руководству для выработки решений.

     Таким образом, целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статистического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей. Это подразумевает использование на постоянной основе методов прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, а также сведений о состоянии рынков и условиях конкуренции.

Информация о работе Инструменты контроллинга