Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:29, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Инструменты контроллинга…………………………………………….5
2.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга……………15
2.2. Сущность контроллинга и его цели………………………………….18
2.3. Информационная поддержка контроллинга………………………...19
Заключение
Список литературы
Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в системе бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсистема, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.
В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление роли стратегического управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.
По мере развития контроллинга происходит его научное обоснование. Выходят статьи, книги о контроллинге. В США в 1931 г. был учрежден Институт Контроллеров Америки.
Слово «контроллинг» произошло от английского «to control» - управлять, контролировать. Однако термин «контроллинг» в Россию пришел из Германии, поскольку именно в Германии употребляют данное слово, а в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
- ?прогрессирующая нестабильность внешней среды, выдвигающая дополнительные требования к системе управления предприятием;
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение
скорости реакции на изменения
внешней среды, повышение
- необходимость
в непрерывном отслеживании
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
- усложнение
систем управления
- информационный
бум при недостатке
- общекультурное
стремление к синтезу,
Сущность контроллинга и его цели
Интерес к контроллингу, как к одному из новых направлений информационно-экономического развития предприятия, обусловливается в связи с появлением многочисленной переводной литературы по вопросам финансов, учета, ценообразования и др.
При этом существует неоднозначность трактовок, характеризующих внутреннее содержание этого понятия, например: «управленческий учет», «контроллинг», «внутрихозяйственный учет». Одни авторы и переводчики считают приведенные понятия и стоящие за ними объективные явления хозяйственной практики западных предприятий равнозначными по содержанию, другие - наоборот.
Контроллинг - это комплексная система, объединяющая управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, поддержку принятия оптимальных управленческих решений.
Контроллинг представляет
собой целостную концепцию
Результаты изучения
направлений эволюции отечественной
учетно-экономической мысли
- обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обработки, подготовки, анализа, интерпретации информации;
- предоставляет
информацию для управления
- обеспечивает выживаемость предприятия на уровнях стратегического и тактического управления;
- ?способствует
оптимизации зависимости «
Следовательно,
контроллинг, являясь учетно-аналитической
подсистемой в информационно-
Причины, обусловившие
появление новой концепции
Система контроллинга
- это принципиально новая
Основная задача
(конечная цель) любой организации -
получение максимальной прибыли от реализации
продукции (работ, услуг). Можно сказать,
что это глобальная цель. Известно, что
любая цель имеет подцели, которые мы можем
назвать локальными. Для того чтобы достичь
глобальной цели, надо реализовать локальные.
В зависимости от целей руководство принимает
различные управленческие решения, которые
касаются не только процесса управления
подчиненными, но и производства, реализации
продукции (работ, услуг). Поэтому необходим
такой инструмент, который включал бы
в себя элементы управленческого учета,
информационного обеспечения, анализа
и координации всей работы предприятия.
Таким инструментом является контроллинг.
Информационная поддержка контроллинга
Обоснование необходимости применения современных информационных технологий.
Информация - главный ресурс роста производительности предприятия. Требования, предъявляемые к информации:
- своевременность;
- достоверность;
- информация должна быть релевантна;
- полнота информации;
- полезность;
- понятность;
- регулярность поступления.
Информация позволяет:
- установить
стратегические цели
- установить
стратегические задачи
- принимать обоснованные управленческие решения;
- координировать
действия разрозненных
Контроллинг как система управления будущим. Система поддержки принятия решений. Цель разработки и внедрения системы поддержки принятия решений. Основа системы поддержки принятия решений:
- доставка данных и информации из внутренних и из внешних источников;
- управление данными и информацией;
- представление информации в виде диаграмм, графиков и т.д.;
- анализ и
синтез финансовой и
Целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статического анализа, прогноза финансовых и экономических показателей.
Источники информации. Четыре потока информации: два внутренних потока и два внешних.
Внешняя деловая среда (макросреда) - совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.
Внешние потоки информации:
- экономические потоки информации;
- политические потоки информации;
- конкурентные потоки информации;
- международные потоки информации;
- технологические потоки информации;
- рыночные потоки информации;
- социальные потоки информации.
Внутренняя деловая среда - это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.
Внутренние источники информации:
- система внутрифирменного документооборота;
- документы из электронных хранилищ;
- документы на бумажных носителях;
- транзакционные системы.
Три информационные роли руководителя:
- приемник информации;
- распространитель информации;
- представитель во внешнем мире.
В условиях рыночной экономики, быстро изменяющегося состояния на рынке и жесткой конкуренции от руководства предприятия требуется постоянный контроль за деятельностью своей организации и всех процессов, которые в ней протекают (производство, управление, учет и т.д.). И чем лучше будет его осведомленность, тем более эффективным будет процесс управления, поскольку руководство будет иметь возможность принимать оперативные и стратегические управленческие решения. Поэтому возникает необходимость в создании информационной базы.
Бумажные носители информации в настоящее время не популярны и служат некой преградой на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для подготовки управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Информационные потоки обеспечивают нормальную работу предприятия. Создание системы информационной поддержки предприятия для службы контроллинга является первостепенной задачей, поскольку именно на ее основе она сможет помочь руководству в процессе принятия управленческого решения.
Под системой информационных потоков понимают совокупность информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.
Основой такой системы являются:
- доставка данных
и информации аналитического
и сводного характера как из
внутренних, так и из внешних
источников для проведения
- формирование
во взаимодействии с
При этом необходимо обеспечить:
- доступ к данным внутренних и внешних источников информации, использующих серийно выпускаемые базы данных;
- управление
данными и информацией в
- хранение данных
и информации в
- анализ и синтез финансовой и экономической информации, моделирование состояний, процессов и условий;
- представление
информации в виде диаграмм, графиков
и географических карт в форме,
Таким образом, целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статистического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей. Это подразумевает использование на постоянной основе методов прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, а также сведений о состоянии рынков и условиях конкуренции.