Инструменты контроллинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Инструменты контроллинга…………………………………………….5
2.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга……………15
2.2. Сущность контроллинга и его цели………………………………….18
2.3. Информационная поддержка контроллинга………………………...19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ - инструменты контроллинга.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетно-образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Забайкальский  государственный университет»

«ЗабГУ»

Факультет строительства и экологии

Кафедра строительства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Управление контроллингом» 

на тему «Инструменты контроллинга» 
 
 
 
 
 

Выполнила: 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2011 
 
 
 

Содержание 

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Инструменты контроллинга…………………………………………….5

2.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга……………15

2.2. Сущность контроллинга и его цели………………………………….18

2.3. Информационная поддержка контроллинга………………………...19

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

     Поэтому необходим некий инструмент, который  позволит:

- своевременно  выявлять неблагоприятные ситуации  внутри предприятия;

- верно  определять и ставить цели перед руководством предприятия;

- выявлять  причины, вызвавшие неблагоприятную  ситуацию;

- обеспечивать  информационную поддержку управления  бизнес-процессами на предприятии;

- прогнозировать  изменение состояния дел на  предприятии под воздействием тех или иных управленческих воздействий, или тех или иных факторов внешней или внутренней среды.

     Для решения вышеописанных задач  современные условия функционирования предприятий предлагают использование такого инструмента, как контроллинг.

     Контроллинг - это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. Контроллинг - инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.

В западных странах контроллинг успешно  работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что в последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Инструменты контроллинга

     В настоящее время в экономической  литературе выделяют две основные концепции в системе контроллинга: американскую и немецкую.

     По  немецкой концепции центральные  задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах: документальной; плановой и контрольной.

     В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще  и задачи внешнего учета, анализа  и оценки.

     Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.

По мнению Д. Хана , современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.

Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга

1. Пользовательские  задачи:

• планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты

• планирование и контроль целей;

• стратегические планирование и контроль;

• оперативные  планирование и контроль;

• координация  всех частных планов;

• учет и отчетность;

• информация:

• формирование внутренней отчетности для различных  групп заинтересованных пользователей;

2. Организационные  задачи:

• принятие решений;

• участие в  принятии решений.

     С учетом последних достижений в науке  для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

1. Генеральное  целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней среды;

• выработка  альтернативных локальных целей  и стратегий;

• многовариантное  планирование;

• система показателей  системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное  планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое  планирование:

• портфельные  матрицы;

инвестиционные  планы и проекты;

• инновационные  планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и  корректировка локальных и в  некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый  и управленческий учет:

• анализ эффективности  производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного  результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный  анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

6. Ревизия и  другие штабные функции (планирование  по местам возникновения затрат)

На основе вышеописанного можно сделать следующий важный вывод: под системой контроллинга следует понимать совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга

   Задачи  контроллинга могут выполняться  при помощи специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в з Задача контроллинга — ориентировать процесс управления предприятием на достижение всех поставленных его владельцами целей. Как правило, цели предприятия образуют последовательный ряд, при котором самая масштабная задача разбивается на множество мелких:

  • миссия бизнеса;
  • стратегические цели;
  • тактические цели;
  • конкретные задачи для реализации.

   Контроллинг — система глобальная, она решает задачи стратегические и задачи тактические. Поэтому контроллинг как целостная система состоит из двух важных частей:

  • стратегический контроллинг;
  • оперативный контроллинг.

   Каждый  из этих видов контроллинга имеет  свои цели, а также методы, средства и инструменты для их достижения.

Так как контроллинг  является по своей сути управлением  управления, то все подчиненные ему  элементы такого управления, а именно: производственный учет, финансовый учет, маркетинг, менеджмент и прочее, предоставляют свои специфические инструменты достижения экономических целей в его распоряжение. Стратегический контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами. Основными направлениями анализа стратегического контроллинга являются:

  • анализ внешней и внутренней среды;
  • анализ конкуренции;
  • анализ ключевых факторов успеха;
  • анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности;
  • анализ затратообразующих факторов.

   На  основе проведенного анализа формируется  портфель стратегий фирмы, из которого ее руководство должно сделать свой выбор дальнейшего развития бизнеса. Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы.

Объектами контроля, следовательно, и контролируемыми величинами являются такие показатели, как цели, стратегии, сильные и слабые стороны фирмы, шансы и риски в ее бизнесе.

     Итак, разберемся с инструментами стратегического управления, которые использует стратегический контроллинг.

1. «Собственное производство  — поставки со  стороны». Это объемная задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство. Надо учесть производственные затраты, использование мощностей, складские расходы, качество изготовления, логистику, экономию времени, экологические факторы и многое другое.

2. Анализ конкуренции. Это постоянное сопоставление различных характеристик собственного предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Такое сопоставление позволяет выявить как слабые места, так и преимущества фирмы. Одним из способов проведения такого анализа является анонимное анкетирование собственных руководителей. Между прочим, как считают многие специалисты, этот метод — один из важнейших методов выживания в конкурентной борьбе.

3. Логистика. Это даже не метод, а скорее целая наука рационализации перемещения сырья, материалов, товаров и прочих товарно-материальных ценностей в соответствии с принципом «точно в срок». Предприятия, использующие логистику, в состоянии значительно снизить свои затраты на перевозки и хранение товарно-материальных ценностей. (Хорошие специалисты-логистики ценятся на вес золота.)

Информация о работе Инструменты контроллинга