Иновационый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации.

Оглавление

Введение
1.Понятие инновационного менеджмента 4
2.Основные процессы этапа инновации 7
3.Инновационная политика 10
4.Управление процессом инновации 13
5.Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве 16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 38.00 Кб (Скачать)

   2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае фирма не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять сливки, пока рынок не насыщен. Вместе с тем предприятие должно быть ориентировано на изыскание новых возможностей применяемых новинок.

   3. Ориентация производства на техническое  обновление выпускаемой продукции  предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения  изменений и усовершенствований  с целью модернизации продукции  и достижения технико-экономических  показателей продуктов-аналогов, выпускаемых  конкурирующими фирмами.

   Ориентация  производства на выпуск изделий с  улучшенными свойствами требует  определения целесообразности и  эффективности деятельности с учетом необходимости снижения издержек и  совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы  на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие  издержки производства благодаря использованию  стандартизированных частей и деталей  при выпуске модификации изделий.

   Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик  уже освоенной продукции и  реализовываться на основе составления  программ освоения новых изделий  и технологических процессов. Она  может предусматривать выпуск усовершенствованной  продукции, созданной на основе собственных  разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования  научно-технических достижений других фирм путем приобретения лицензий, «ноу-хау», а также выпуск продукции  на основе межфирменного кооперирования, получения компонентов и деталей  новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик.

   Ориентация  производства на выпуск изделий с  улучшенными свойствами, отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции, не требует крупных ассигнований на НИОКР, а предполагает непрерывное  совершенствование конструкторской  базы, работы дизайнеров и инженеров.

   Модификация изделий может происходить за счет внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения  в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь  аналогов (модификация применительно  к конкретным рынкам).

   4. Ориентация производства на выпуск  традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на  отдельных рынках, требует решения  вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного  производства продукции по традиционной  технологии или перехода на  новую технологию. При этом важное  значение имеет определение степени  морального старения конкретных  видов продукции, стадии жизненного  цикла одного и того же товара  на различных рынках.

   Правильная  инновационная политика имеет для  предприятия важное значение, поскольку  позволяет сконцентрировать ресурсы  на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование  и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения  ее в массовое производство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной политики осуществляется путем разработки программы  НИОКР, в которой формулируются  конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию  научно-технического потенциала фирмы  для последующих нововведений. 

     
 

4.Управление  процессом инновации

   Управление  процессом инновации представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных  вопросов. Оно охватывает не только производство, но и НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны  деятельности предприятия.

   Приведем  перечень наиболее актуальных проблем  и задач, которые Обычно рассматриваются  и решаются менеджментом продуктовых  инноваций при выходе на рынок  с новым продуктом.

   1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность  желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в  отношении качественных параметров  продукта, условий его поставки  и обслуживания во взаимосвязи  с ценой, дополняемость и заменяемость  нового продукта по отношению  к другим продуктам и услугам  и т. д.). Выбирают целевые сегменты  рынка для нового продукта  и его модификации, а также  стратегию продвижения продукта  к потребителям (методы ознакомления  покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с Клиентами).

   2. Прогнозирование длительности, характера  и стадий жизненного цикла  нового продукта. На основе прогноза  принимают решения о размере  и характере создаваемых производственных  мощностей, оптимальном объеме  капиталовложений, методах амортизации  специального технологического  оборудования, выборе между покупкой  и арендой оборудования, типах  и сроках трудовых контактов  с привлекаемыми работниками,  степени их переквалификации  и т. д.

   3. Определение способов продажи  нового продукта — выбор посредников  того или иного типа, организация  фирменной торговли, продажа через  оптовые торговые предприятия. 

   4. Исследование конъюнктуры рынков  ресурсов (материалов, комплектующих  изделий, полуфабрикатов), необходимых  для производства и продажи  нового продукта, с целью выяснения  их доступности, прогнозирования  стабильности выявленной конъюнктуры,  возможного ее ухудшения, удорожания  ресурсов.

   5. Подбор субподрядчиков на освоение  и поставку требующихся для  нового продукта комплектующих  изделий, оборудования, оснастки (при  необходимости — изыскание специфических  способов стимулирования таких  субподрядчиков: включение их в  долю, создание совместных предприятий,  вхождение с ними в партнерство  и т. д.).

   6. Проработка возможных вариантов  кооперации с конкурентами по  поводу разработки и освоения  технически сложного и (или)  рискового продукта.

   7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж  нового продукта с целью планирования (краткосрочного и долгосрочного)  объемов выпуска, цен и контрольных  цифр по ценам закупки ресурсов  и операционным расходам.

   8. Оценка эффективности и планирование  инновации как инвестиционного  проекта с использованием критериев  ее ценности, нормы отдачи и  срока окупаемости капитальных  вложений.

   9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

   10. Выбор организационной формы  создания, освоения и размещения  на рынке нового продукта —  планирование, финансирование и  мониторинг инновационного проекта,  внутренний и внешний венчур.

   11. Исследование целесообразности  и планирование наиболее адекватных  форм передачи технологии в  процессе создания, освоения, размещения  на рынке и поддержания необходимого  объема продаж нового продукта  — лицензии, трансферты дочерним  фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее. 

   Если  новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управленческого процесса), менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и задачи с той лишь разницей, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более  производительных технологий в большей  мере насытить рынок существующего  продукта. Таким образом, основным в  менеджменте инноваций выступает  подход к инновациям с позицией перспективности  на рынке.

   В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку  именно нововведения определяют все  остальные направления развития фирмы. Это вызывает необходимость  освоения специфических инструментов управления нововведениями, стимулирования новаторских усилий, поддержания  коммуникаций, создания партнерства  в сфере нововведений, а также  в системе «наука — производство — сбыт — послепродажное обслуживание». На первый план выходит необходимость  кардинального изменения подходов к использованию кадров, что предусматривает  организационную культуру, построенную  на мотивации, поддержание и совершенствование  творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Сущность  и особенности инновационного  процесса в сельском хозяйстве

   Общество  регулирует ход инновационного процесса в целом и по отдельным отраслям путем разработки и проведения в  жизнь соответствующей инновационной  политики, целью которой является прежде всего доведение научно-технических  разработок до практического использования.

   Применительно к АПК в инновационном процессе участвуют сельскохозяйственные научные  и учебные учреждения, органы управления производством, обслуживающие и  внедренческие формирования различных  типов, непосредственно сами сельскохозяйственные товаропроизводители.

   Существуют  различные методы и направления  проникновения в производство научных  достижений и передового опыта. Базовыми направлениями являются подготовка кадров специалистов, руководителей  и работников массовых профессий  в вузах, техникумах, школах.

   Не  менее важные направления — деятельность органов управления на всех уровнях  с соответствующей системой информации, рекламы, пропаганды научных разработок, а также инициатива самих производителей научной продукции, то есть научно-исследовательских  организаций.

   Все эти направления очень важны, но они относятся к категории  пассивных.

   Активным  направлением развития инновационного процесса в современных условиях является организация внедрения  научных достижений в производство

   Внедренческая деятельность — ответственная часть  научно-технической деятельности в  любой отрасли, а в АПК особенно. Рыночные отношения настоятельно требуют  существенного развития внедренческой  сферы, которая представляет собой  связующее звено между наукой и производством. 

   В результате инновационной политики в АПК происходит существенная модернизация производства на основе научных достижений. Этот процесс объективный и постоянный. Он своими корнями уходит в те времена, когда сельское хозяйство было примитивным  и основывалось на природном факторе.

   Интенсификация  сельского хозяйства немыслима  без научно-технического прогресса. Примитивное ведение отрасли, основанное на ручном труде и живой тягловой силе, постепенно заменялось более  совершенными методами как технически, так и технологически. Работникам сельского хозяйства, родившимся в  начале века, суждено было видеть, как  постепенно, но принципиально меняется производство — от сохи к плугу, от лошади к трактору, от серпа к  комбайну, от канцелярских счетов к  компьютеру. Эти преобразования —  результат инновационного процесса.

   Объективный характер инновационного процесса проявляется  в том, что в нормальных условиях он не может быть остановлен и даже заторможен. При этом должна быть сформирована соответствующая инновационная  политика государства, заинтересованного  в интенсификации и индустриализации производства, повышении его экономической  эффективности.

Информация о работе Иновационый менеджмент