Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия: «нововведения», «инновации»
2. Классификация инноваций и их сущность
3. Основные этапы инновационного процесса
4. Сущность инновационного процесса
5. Формирование и реализация инновационной политики в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент. сущность, специфика функционирования и развития инновационного менеджмента.docx

— 46.04 Кб (Скачать)

Инновационный менеджмент –  это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных , трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной  деятельности и в зависимости  от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его  функции входят:

Постоянная корректировка  инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

Ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности фирмы;

Использование современной  информационной базы для многовариантных  расчетов при принятии управленческих решений;

Изменение функций стратегического  управления и планирования – от текущего к перспективному;

Упор на все основные факторы  изменения и улучшения инновационной  деятельности фирмы;

Оценка управления работы в целом только на основе реально  достигнутых конечных результатов;

Привлечение всего научно-технического и производственного потенциала фирмы к ее управлению;

Осуществление управления на основе предвидения изменений и  развития гибких решений;

Обеспечение инноваций, нововведений в каждом сегменте работы фирмы, принятие нестандартных решений;

Проведение глубокого  экономического анализа каждого  экономического решения.

Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

Определение целей стратегического  управления и развития фирмы;

Выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;

Управление изменениями  на фирме;

Разработка стратегии  развития фирмы – системы хозяйственных  задач и путей их решения;

Подготовка системы мероприятий  по разработке и освоению новых видов  продукции (в рамках жизненного цикла  продукции);

Оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;

Обеспечение жесткого контроля за выполнение поставленных задач в  сфере инновационной деятельности;

Прогнозирование как предвидение  результатов развития фирмы, происходящего  под воздействием существующих факторов;

Обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей  конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;

Достижение максимальной прибыли в конкретных условиях хозяйствования;

Постоянное совершенствование  всей работы фирмы на основе применения наиболее современных методов управления;

Заблаговременная подготовка необходимых нововведений;

Улучшение в соответствии с изменяющимися требованиями организационной  структуры предприятия;

Обеспечение эффективной  работы каждого работника в отдельности  и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;

Систематическая разработка и внедрение в практику предприятия  более совершенных форм бизнеса, проникновение в новые сферы  предпринимательства;

Определение и достижение на практике целей, соответствующих  интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;

Умение в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным минимизировать воздействие  рисковых ситуаций на финансовое положение  фирмы.

Инновационный менеджмент располагает  своим собственным экономическим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности всей фирмы получают оценку на рынке.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» обычно рассматривают  как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии  научного управления стал анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль, П. Друккер, М.Х. Хенсон, Х. Вольфган и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:

Важность применения научного анализа для определения наилучших  способов достижения целей;

Целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного  обучения и переобучения;

Необходимость снабжения  работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Специфика инновации как  объекта предполагает особый характер труда инновационного менеджера. Кроме  общих требований (творческий характер, аналитические способности), он должен быть профессионалом: знать производственную область инноваций; состояние рынка  новшества, инноваций и инвестиций; организации инновационной деятельности по разработке и освоению новых видов  продукции, оказания услуг и выполнения работ; финансово-экономический анализ инновационно-производственной и инвестиционной деятельности; основы трудовых отношений и мотивации труда персонала; правовое регулирование и виды государственной поддержки инновационной деятельности и др. особое внимание должно уделяться подготовке и принятию решения в целом и на каждом этапе его прохождения. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в повышении эффективности использования ресурсов и обеспечения функционирования субъектов инновации.

 

5.Формирование и реализация инновационной политики в России

Развитие инновационной  деятельности в России. Положение России на мировой арене в XXI в. напрямую связано с созданием новой экономики, способной гарантировать ее гражданам материальное благополучие и политические свободы, основывающейся на развитии инновационного потенциала страны. К сожалению, необходимо отметить, что инновационная активность предприятий в России в настоящее время характеризуется достаточно низкими показателями; в частности, инновационно активными можно считать около 6% промышленных предприятий и 10% фирм малого бизнеса, работающих в сфере науки и научного обслуживания.

В стране снижается инновационный  потенциал промышленности, то есть освоение новой продукции, новых  типов машин, оборудования, средств  автоматизации. Доля инновационно активных предприятий сократилась в 13-14 раз (с 65г. 70% в конце 80-х годов до 5% в начале 1999 г.). Также неуклонно сокращается количество предприятий, осуществляющих технологические инновации. Только за 1995-1998 гг. спад составил: по промышленности — 10,7%, по машиностроению — 8,2%. Сокращаются затраты на технологические инновации, а также уменьшается число предприятий, приобретающих новые технологии (технические достижения). Низкие инновационные возможности, наряду с сокращением и старением кадрового потенциала, препятствуют техническому перевооружению промышленности. Значительная часть молодых талантливых ученых и выпускников российских вузов эмигрировала за границу. По расчетам С.П. Капицы, только из Физико-технического института в США уехали более 1,5 тыс. выпускников; подготовка одного такого специалиста в США стоит от 1 до 2 млн. долл.; следовательно, только один российский вуз дотировал США, как минимум, на 1,5 млрд. долл.

Значительные препятствия  для прогрессивного изменения структуры  экономики и развития новых, высокотехнологичных и наукоемких производств создает лоббирование интересов неконкурентоспособных отраслей, таких, например, как металлургическая, где потребность в реформировании сопровождается значительным обострением социальной ситуации. Тем не менее, в России сохраняется значительный интеллектуальный потенциал, который может быть использован для создания новых товаров и формирования особой «рыночной ниши» на мировом рынке.

В настоящее время важнейший  вопрос — сохранение ослабленного за последние годы и продолжающегося сокращаться научно-технического потенциала. По-прежнему снижается инновационная активность предприятий. Лишь около 5% из них занимаются технологическими инновациями - ведут исследования, разработки, испытания и подготовку нового производства, закупают новое оборудование. Среди этих предприятий всего около 40% машиностроительных. Уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12% общего производства даже инновационно активных предприятий. Только каждое двадцатое предприятие может выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка.

Тенденции развития мировой  экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом. Вместе с тем инновационная деятельность России пока еще не является основным фактором экономического роста. В России, несмотря на многочисленные лозунги, заявления и декларации о необходимости разработки и осуществления инновационной политики как остроактуальной для реформирования российской экономики, концептуального подхода в этой области до сих пор не существует.

Создание российской национальной инновационной системы. Мировой  опыт показывает возможность решения проблем повышения конкурентоспособности предприятий на мировых рынках через формирование национальных инновационных систем (НИС), обеспечивающих эффективное взаимодействие в треугольнике «наука — бизнес — государство», интегрирующих научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений. Сейчас стало особенно очевидно, что главный итог развития науки и высокотехнологичных отраслей в XX в. — это не только массовые научные открытия и создание новых, перспективных рынков товаров и услуг (например, информационных). Важнее другое — формирование в экономике системы производства инноваций как нового механизма саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные нововведения. Эффективное функционирование таких систем требует не только наличия сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий.

Довольно часто в прессе при анализе развития научного потенциала национальная инновационная система однозначно трактуется как «государственная» инновационная система, что не совсем верно, поскольку государство и частный бизнес имеют в этой области совместные, но различные интересы. Задача государства — создать общую инфраструктуру и стимулировать в промышленности поток нововведений, а промышленные фирмы заинтересованы как в разработке нововведений, так и в их практической коммерческой реализации.

Сравнительный анализ инновационных  процессов, тесно увязанный с экономическим контекстом и его результатами, на примере разных стран позволяет выявить и общие тенденции, и принципиальные факторы различий в моделях НИС, продемонстрированных мировой практикой. Так, в 80-90-е годы динамичный рост, основанный на развитии науки, образования и передовых наукоемких отраслей, был продемонстрирован новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии. Для них были характерны благоприятный инвестиционный климат, высокие темпы развития науки, а также быстрый рост всех видов образования при широком доступе населения к высшему техническому образованию. Это позволило обеспечить потребности развития экспортно-ориентированных отраслей, производящих технически сложные товары (электронику и автомобили). С другой стороны, в этот же период инфляционный, мало заметный рост был характерен для государств Латинской Америки, не создавших благоприятного инновационного и инвестиционного климата, допустивших деградацию науки и образования.

Учитывая сложившееся  неблагоприятное положение с инновациями в стране, основной задачей России является создание национальной инновационной системы, которая позволит реализовать значительный научный и технологический потенциал, но в механизме функционирования которой будет заложена гибкая реакция на долговременные изменения рыночной ситуации (как внутри страны, так и за ее пределами) и способность национальных частных компаний адекватно на них реагировать, изменяя свою собственную политику в области исследований и разработок. Основная цель создания российской инновационной системы может быть определена как обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Для эффективной реализации национальной инновационной системы  необходима разработка соответствующего законодательства, а также создание соответствующей инфраструктуры. И только в этом случае можно ожидать настоящего инновационного прорыва в российской экономике, который в силу масштабов страны не может не оказать позитивное влияние и на развитие всей мировой экономики.

Информация о работе Инновационный менеджмент