Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа
В последние годы стало всеобщим мнением, что эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудования и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что одним из самых важных показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.
Введение…………………………………………………………………3
1.Социальный капитал и человеческий капитал………………………4
2. Конфликт массового и элитного образования………………………9
3. Кризис системы среднего образования……………………………..12
4. Кадровый навес из силовых структур………………………………15
Заключение………………………………………………………………16
Литература………………
В этой ситуации носители элитного
человеческого капитала избирали, как
правило, три стратегии. Часть из
них смогла использовать свой человеческий
капитал в новых условиях, создав
новый бизнес на базе своих разработок
или применив накопленные в смежных
областях знания (Д.Зимин и др.). Правда,
этот путь был характерен, скорее, для
первой половины 1990-х годов. Затем, с
завершением новой
Другие носители элитного человеческого капитала предпочли уехать работать в зарубежные научные и учебные центры; началась так называемая «утечка мозгов». Наконец, наиболее значительная часть работников науки, образования, культуры, оставшаяся в профессии, вынуждена была избрать стратегию адаптации, выражающуюся в совмещении труда на нескольких малооплачиваемых рабочих местах.
2. Конфликт массового и элитного образования.
И здесь в деле как поддержания и развития ранее накопленного человеческого капитала, так и, что особенно важно, развития человеческого капитала вновь вступающих в трудовую жизнь поколений сложилась крайне противоречивая ситуация. Помимо прочего она осложнена и тем, что в стране разворачиваются процессы и постсоциалистической трансформации, и перехода к принципиально новой экономике знаний, требующей работников с человеческим капиталом особого качества, причем в достаточно массовом масштабе.
С одной стороны, очевидна
потребность широких кругов молодежи,
равно как и представителей более
старших возрастов в получении
качественных знаний, соответствующих
новым постсоциалистическим реалиям
и особенностям новой экономики
знаний. Естественным откликом на эту
потребность стали как
Но одновременно, с другой стороны, растущий спрос молодежи на получение высшего образования недостаточно высокого качества, позволяющее с получением диплома об окончании вуза претендовать на более успешное трудоустройство, породил соответствующее предложение. Это стремление подкреплялось стратегией работодателей, которые, будучи неудовлетворенными качеством массового среднего образования, стали требовать от претендентов на рабочие места, предполагающие недостаточно высокую квалификацию работника, дипломов о высшем образовании, хотя объективно такое требование было излишним.
На возросший спрос было получено и соответствующее предложение, опирающееся в значительной части на упоминавшуюся выше стратегию адаптации работников науки и преподавателей высшей школы. Они стремились в рамках привычных по прошлому опыту экстенсивных методов развития построить свою стратегию выживания на совмещении занятости в ряде вузов с тем, чтобы суммарная заработная плата могла обеспечить их существование в условиях резкого падения уровня жизни в 1990-х годах. В результате мы получили резкий рост числа вузов, равно как и обучающихся в них студентов и на платной, и на бесплатной основе.
Начиная с 2000-х годов прием
в вузы стал стабильно превышать
число выпускников средних
Такой всплеск интереса к
высшему образованию –
Думается, проблема кроется не столько в количественных, сколько в качественных аспектах массового высшего образования, а также в мотивации получающих его студентов. Так, согласно исследованиям Е.Авраамовой (опрос проводился в 2007 г.), уже менее половины выпускников вузов (особенно 2000-х гг.) работают по выбранной специальности. Особенно впечатляющую картину дает разбивка респондентов по отраслям .
Е.Авраамова приходит к
выводу, что молодые люди вполне
усвоили сложившиеся в стране
правила игры, вытекающие из специфики
все более окостеневающей в 2000-х
годах конструкции «власти-
Не очень высоко оценивают качество выпускников вузов и работодатели. Правда, тут внушает некоторую надежду сравнительно высокий балл оценки уровня обучаемости выпускников вузов последних лет. Это позволяет надеяться, что многие из них непосредственно в ходе трудовой деятельности смогут нарастить свой человеческий капитал.
Разрастание сферы высшего образования порождает на рынке труда рост числа людей, обладающих статусом дипломированных специалистов, но не имеющих возможности применить полученные знания на практике. Причиной тут является не только низкое качество обучения в ряде вузов, но и неспособность экономики, переживающей структурный кризис, предложить молодежи рабочие места, соответствующие полученной в вузе специальности за достойную оплату. Наиболее благополучными в этом плане оказались фармакологи и медики, скорее всего потому, что в этих отраслях помимо формальных устойчивый характер обрели неформальные отношения, позволяющие компенсировать низкий уровень официальных доходов работников этих сфер деятельности. В то же время в таких важных для экономики будущего отраслях, как биология, электроника, математика и физика, автоматизация, машиностроение и т.п., по вузовской специальности остаются работать не более 35% выпускников. Но это значит, что накапливаемый ими в годы учебы человеческий капитал сразу начинает обесцениваться. Причем данный процесс имеет и негативный психологический эффект: невозможность применить на практике полученные знания рождает массовую неудовлетворенность трудом. Так, по данным проведенного в 2006 г. сравнительного европейского исследования, включающего 25 стран, Россия показала наименьший из всех стран индекс удовлетворенности трудом при наибольшей доле населения в возрасте от 25 до 64 лет с постшкольным образованием [3, с. 154-156].
К сказанному следует добавить, что само стремление и работодателей, и молодых людей к практически всеобщему высшему образованию как ставшему необходимым условием для занятия рабочего места, часто отнюдь не предполагающего наличия специальных знаний высокого качества (о чем свидетельствует масса выпускников, работающих не по специальности), свидетельствует скорее о глубоком кризисе образования среднего. Именно на этом уровне должны быть получены знания, равно как и общекультурная база, достаточные для труда на значительной части рабочих мест, связанных прежде всего с экономикой индустриальной и занимаемых сегодня выпускниками вузов. Но недостаток среднеобразовательной подготовки заставляет работодателей ориентироваться на высшее образование соискателей рабочих мест в некоем символическом смысле. Равно как и молодые люди, ощущая нехватку полученных в школе знаний, стремятся к пополнению своего образования в вузах. При этом разрастается число вузов, не способных дать качественные знания, в лучшем случае – подготовить более-менее грамотного специалиста-исполнителя, продолжив уже на более низком качественном уровне тенденцию, отмеченную еще в советский период.
3. Кризис системы среднего образования.
В то же время продолжает
углубляться кризис среднего образования,
который вряд ли можно разрешить
простым ростом финансовых вложений
в эту сферу. Этот кризис – результат
как первого, так и второго
разлома в эволюционном развитии
российского общества. И если непосредственно
после первого разлома, хотя и
нанесшего удар по отлаженной в дореволюционный
период системе гимназического и
реального образования, прежде всего
за счет энтузиазма как старых педагогов,
так и пришедших в школу
представителей старой интеллигенции,
удалось отстроить новую
В уже упомянутом Докладе
Общественной палаты признается факт
отрицательного (негативного) отбора в
учительскую профессию и
Кроме того, ориентация на приоритет
индустриального развития вносила
свои коррективы в иерархию профессий.
И в советские времена наиболее
способные ученики
Разумеется, в школе трудятся
многие подлинно талантливые учителя-
Еще один важный, на мой взгляд,
аспект анализа современного состояния
отечественного человеческого капитала
связан с теми его носителями, которые
еще в советский период связывали
свои жизненные стратегии с
Однако переход к рыночной
экономике продемонстрировал
Информация о работе Инновационная динамика структурного человеческого капитала