Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа
Предметом исследования является инфраструктура современного рынка. Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике обще известны. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникает временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения.
Введение
1.Общие понятия
1.1 Инфраструктура: определение, специфические признаки
1.2 Понятие рынка
1.3 Законы спроса и предложения
2.Инфраструктура современного рынка
2.1 Рынок труда
2.2 Рынок ценных бумаг
2.3 Рынок товаров и услуг
2.4 Консалтинговые фирмы, холдинговые компании
2.5 Функции инфраструктуры
3. Фондовый рынок
3.1 Капитал в форме ценных бумаг
3.2 Виды ценных бумаг
4. Особенности рынка в РФ
Заключение
Список используемой литературы
2.Инфраструктура современного рынка
Инфраструктура рынка — это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. В составе рыночной инфраструктуры выделяют:
• организационную
базу, включающую такие структуры, как
снабженческо-сбытовые, брокерские и
другие посреднические организации, коммерческие
фирмы крупных промышленных предприятий;
• материальную базу - транспортные системы,
складское и товарное хозяйство, информационная
система и средства связи;
• кредитно-расчетную базу, состоящую
из отдельных банковских и страховых систем,
крупных самостоятельных банковских и
кредитно-сберегательных учреждений,
а также различных по объему операций
средних и мелких коммерческих банков.
Далее следует усвоить элементы рыночной
инфраструктуры, важнейшими из которых
являются ярмарки, аукционы и биржи. Ярмарка
представляет собой:
1) регулярный рынок широкого значения,
который организуется в определенном
месте;
2) место периодической торговли;
3) сезонную распродажу товаров одного
или многих видов.
Аукцион — публичная продажа какого-либо
товара в заранее установленном месте.
Продаваемые товары достаются покупателю,
который назвал самую высокую цену.
Биржа — место встречи покупателей и продавцов,
место, где заключаются сделки, в основном
по контракту. Различают товарные, фондовые
биржи и биржи труда.
Элементом рыночной инфраструктуры выступает
кредитная система, включающая банки,
страховые компании фонды профсоюзов
и любых других организаций, обладающих
правом коммерческой деятельности.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные
финансы.
Важной частью инфраструктуры рынка является
разветвленная система законодательства,
регулирующая правовые взаимоотношения
хозяйствующих субъектов и определяющая
правила «рыночной игры».
рыночную инфраструктуру образуют и юридические
и информационные службы, консалтинговые
(консультационные) компании, высшие и
средние специальные экономические учебные
заведения.
4. Конкуренция — элемент рыночного механизма
Основные элементы любого рынка - спрос,
предложение, цена и конкуренция. Они взаимодействуют
между собой, и такое взаимодействие и
есть рыночный механизм. Важное место
в рыночном механизме занимает конкуренция.
Конкуренция представляет собой соперничество
между участниками рыночного хозяйства
за лучшие условия производства, купли
и продажи товаров. Конкуренция — борьба
между товаропроизводителями за наиболее
выгодные сферы приложения капитала, рынка
сбыта, источники сырья и, одновременно,
действенный механизм регулирования пропорций
общественного производства.
2.1 Рынок труда
Изучение рынка труда необходимо для определения объема занятости. Предложение и спрос на труд формируют рынок труда. Равновесие на рынке труда определяет полную занятость, а неравновесие – либо неполную занятость (безработицу), либо избыточную занятость. Известно, что покупателем в рыночной экономике может быть только продавец, то есть тот, кто может предложить на продажу пользующийся спросом товар. Но большинство людей не занимаются изготовлением товаров в домашних мастерских, не содержат магазины и, тем не менее, успешно посещают их с пачками денег в кармане. И это закономерно, поскольку деньги получены людьми от продажи совершенно особого товара: их рабочей силы.
Торговать своей
рабочей силой наемные
Рынок труда — способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям — нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.
Этот рынок и похож, и не похож на остальные товарные рынки. Рассмотрим то, что на этом рынке общего с другими рынками ресурсов производства. Прежде всего, здесь тоже действуют законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара — рабочей силы. Цены эти называются заработной платой.
Заработная плата — величина Денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.
Чем выше плата,
которую работники требуют за
свой труд, тем меньшее их число
смогут нанять работодатели (закон
спроса). И соответственно: чем ниже
плата, которую работодатели готовы
платить за выполнение определенного
вида работ, тем меньшее число
людей готовы заниматься такой работой
(закон предложения). На пересечении
этих интересов и рождается
С другой стороны, они до крайности нуждаются друг в друге. Без наемных работников работодатели просто не могут организовать свою деятельность, а значит, лишаются доходов. Но и наемные работники без работодателей оказываются перед угрозой нищеты и голодной смерти.
Вся история человечества полна примеров ожесточенной борьбы двух мощнейших экономических сил — наемных работников и работодателей. Эта вражда принесла людям больше бед, чем стихийные бедствия и даже войны, которые длятся несколько лет, ну максимум десятилетий. Недаром история знает лишь одну войну — между Англией и Францией в 1337—1453 гг., так и вошедшую в учебники под названием Столетней. Битва между наемными работниками и работодателями, начавшись, по сути дела, с появления первого раба, длится и по сей день, тормозя экономическое развитие человечества. Только в XX в. стали вырисовываться контуры нового общества (социальной рыночной экономики), в котором война эта, быть может, наконец, утихнет.
Социальная рыночная
экономика — общественное устройство,
при котором государство
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
Международный
опыт свидетельствует, что рынок
труда не может существовать вне
конкурентной, основанной на частной
собственности экономики и
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
- свободного
выбора профессии, отрасли и
места деятельности, поощряемого
приоритетными предложениями (
- найма и увольнения
при соблюдении норм трудового
законодательства, защищающего интересы
граждан в плане гарантий
- независимой
и вместе с тем экономически
поощряемой миграции трудовых
ресурсов между регионами,
- свободного
движения заработной платы и
других доходов при сохранении
приоритета квалификации и
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет
собой товар особого рода, производственные
созидательные качества которого целиком
определяют эффективность конкурентной
экономики, ее возможности создания
высокосортных товаров и
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая
общность интересов “товара” рабочей
силы и ее потребителей - экономики
и государства является важнейшей
социально - экономической чертой рыночной
экономики, создающей прочную