Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:24, контрольная работа
XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной "паутины" Интернет и появления виртуальной экономики. Человечество вступило в эру информатизации, и это проявляется в следующем:
информация и информационные ресурсы на мировом рынке становятся важнейшим высокотехнологичным продуктом;
Поверхностные знания: «Если нажать на кнопку звонка, раздастся звук. Если болит голова, то следует принять аспирин».
Глубинные знания: «Принципиальная электрическая схема звонка и проводки. Знания физиологов и врачей высокой квалификации о причинах, видах головных болей и методах их лечения».
Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями.
Кроме того, знания традиционно делятся на процедурные и декларативные.
Процедурные знания описывают последовательности действий, которые могут использоваться при решении конкретных прикладных задач. Это, например, программы для компьютеров, словесные записки алгоритмов, документированные процедуры выполнения какого-либо процесса, инструкции по выполнению определенных действий.
Декларативные знания – это все знания, не являющиеся процедурными, например, положения толковых словарей и энциклопедий, научные статьи, формулировки законов и т. п.
В отличие от процедурных знаний, отвечающих на вопрос: «Как сделать объект X?», декларативные знания отвечают на вопросы: «Что есть объект X?» или «Какие связи имеются между объектами X и Y?» и т. п.
Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам:
3.1
Продукционные модели
Продукционная модель или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)».
Каждое правило состоит из двух частей:
Каждое
правило включает в себя атрибуты
и значения. Любое правило состоит
из одной или нескольких пар атрибутов
или значений («двигатель» - атрибут,
«не заводится» - значение).
3.2
Семантические модели (сети)
Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними.
В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения – это связи типа: «это», «имеет частью», «принадлежит» и т. п.
Характерной
особенностью семантических сетей
является обязательное наличие трех
типов отношений: класс – элемент
класса; свойство – значение; пример
элемента класса.
3.3
Фреймы
Фрейм (от англ. frame – рамка, каркас) представляет собой минимально возможное описание сущности какого-либо явления, события, ситуации, процесса или объекта и используется для обозначения структуры знаний с целью восприятия пространственных сцен.
Различают
фреймы-образцы (прототипы), хранящиеся
в базе знаний и фреймы-экземпляры,
которые создаются для
Модель фрейма использует следующие элементы: фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий; фреймы-роли; фреймы-сценарии.
Фрейм имеет почти однородную структуру и состоит из стандартных единиц, называемых слотами. Каждая такая единица – слот – содержит название и свое значение.
3.4
Формальные логические модели
Эти модели представляют собой некоторое логическое исчисление.
Все знания о предметной области описываются в виде набора формул и аксиом или правил вывода.
В виде формул представляются декларативные знания, а в виде правил вывода – процедурные знания.
Эти модели широко использовались на ранних стадиях развития интеллектуальных систем, но сейчас они мало используются. Это объясняется громоздкостью записей, при формировании которых легко допустить ошибки, а поиск их очень сложен.
В современных экспертных системах чаще всего используется 3 наиболее приемлемые модели представления знаний: самая популярная продукционная модель, а также семантические сети и фреймы.
В
последнее время наметилась тенденция
создавать комбинированные
4
Технология проектирования экспертных
систем
Этапы проектирования экспертной системы:
Указанная последовательность этапов дана только с целью получения общего представления о процессе создания идеального проекта. В действительности каждый последующий этап проектирования может принести новые идеи, которые могут повлиять на предыдущие решения и даже привести к их полной переработке.
Данный этап определяет деятельность, предшествующую решению начать разработку конкретной ЭС и включает следующие элементы:
Прототипная
система является усеченной версией
экспертной системы, спроектированной
для проверки правильности кодирования
фактов, связей и стратегий рассуждения
эксперта. Схема разработки прототипа
представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Схема разработки прототипа
На стадии идентификации проблемы уточняется задача, планируется ход разработки прототипа экспертной системы и определяются:
Идентификация проблемы представляет собой знакомство и обучение членов коллектива разработчиков, а также создание неформальной формулировки проблемы.
Средняя продолжительность стадии колеблется от одной до двух недель.
На стадии извлечения знаний происходит перенос компетентности от эксперта к инженеру по знаниям, с использованием различных методов (рисунок 4).
Извлечение знаний заключается в получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней.
Средняя продолжительность составляет 1-3 месяца.
Рисунок
4 – Методы извлечения знаний
На стадии структурирования (концептуализации) знаний выявляется структура полученных знаний о предметной области, то есть определяются:
Структурирование знаний представляет собой разработку неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. Такое описание называется полем знаний.
Средняя
продолжительность этапа
На
стадии формализации строится формализованное
представление концепций
Средняя продолжительность составляет 1-2 месяца.
На стадии реализации программист превращает формализованные знания в работающую компьютерную программу. Написание программы требует содержания, формы и согласования. Содержание берется из структур знаний (формализованных предметных знаний), правил вывода и стратегий управления, необходимых для решения задачи. Форма задается языком, выбранным для разработки системы. Согласование включает в себя комбинирование различных порций знаний с целью устранить неувязки между составляющими программы.
Таким образом, реализация – разработка программного комплекса, демонстрирующего жизнеспособность подхода в целом. Чаще всего первоначальная программа (первый прототип) пересматривается или отбрасывается при дальнейшей разработке.
Средняя продолжительность – 1-2 месяца.
Стадия тестирования включает оценивание качества работы и полезности программы-прототипа и ее пересмотр, если это необходимо. Эксперт обычно оценивает прототип и помогает заставить разработчиков заново пройти через разные этапы разработки.
Оценивание качества работы системы-прототипа состоит в ответе на следующие вопросы:
Оценивание полезности системы заключается в ответе на следующие вопросы:
Средняя продолжительность 1-2 недели.
Включает следующие этапы (уровни) доработки:
Демонстрационный
прототип представляет собой небольшую
программу, решающую только некоторую
часть поставленной задачи. Этот этап
необходим для оценки общей концепции
ЭС и привлечения средств
Исследовательский прототип представляет собой программу среднего размера, которая дает правильный ответ в ряде пробных случаев, но неустойчива в работе из-за неполного тестирования. Они могут ошибаться даже в пределах области компетенции. На разработку ИП требуется от 1 года до 2-х лет. БЗ может содержать порядка 200-500 правил или понятий.
Действующий
прототип (этап/уровень опытной
Информация о работе Информационные технологии в управлении качеством