Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:35, курсовая работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ 6
1.1 Иерархия управления в организации 6
1.2 Уровни в иерархической пирамиде 9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОТЕХСНАБ» 15
2.1 Характеристика ООО «Автотехснаб» 15
2.2 Анализ внешней среды ООО «Автотехснаб» 18
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Автотехснаб» 20
ГЛАВА 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЕРАРХИИ УПРАВЛЕНИЯ 23
3.1 Определение целей фирмы на примере ООО «Автотехснаб» 23
3.2 Проектирование структуры управления организации на примере ООО «Автотехснаб» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СОДЕРЖАНИЕ
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Одной из составляющих системы личных ресурсов менеджера являются его профессиональные ресурсы.
Содержание этих ресурсов отражает ролевую структуру его деятельности: в структуре профессиональных ресурсов формируются три составляющие: технологическая, административная и специальная. Развитие карьеры сопровождается развитием его профессиональных ресурсов, однако динамика изменения отдельных составляющих имеет свои особенности, одна из которых связана с возможным устареванием части знаний и опыта в момент перехода менеджера на следующую ступень карьеры.
Существует две неразрывно
связанные между собой
В системах управления существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.
Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации.
Иерархия (от греч. hieros священный и arche власть) — порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему.
Под организационной структурой компании понимают взаимное расположение структурных подразделений компании, указывающее на порядок вхождения одних из них (младших) в другие (старшие). При такой форме определения на первое место выходит не степень подчиненности друг другу элементов организационной структуры, хотя, конечно, можно говорить, что участок подчинен цеху, а их правило их взаимное вхождения одного в другое: несколько участков являются структурными подразделениями одного и того же цеха.
Необходимость существования каждого структурного подразделения определяется решаемой им задачей. Иерархия подразделений полностью отражает иерархию исполняемых в компании функций, вытекающих из миссии и стратегии компании.
Цель настоящей курсовой работы – изучение иерархической пирамиды власти.
Задачи ставятся исходя из цели, а именно:
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введение, в котором ставится цель и определяются задачи исследования; основной части, включающей в себя 3 главы, где непосредственно раскрывается тема работы; заключения, где подводятся итоги по проделанной работе; списка литературы, с указанием всех использованных при написании курсовой работы источников.
Указав структуру работы, перейдем к рассмотрению ее темы.
С ростом размера организации и, как следствие, вертикальной и горизонтальной специализации труда, возникает необходимость отделения работы по координации от непосредственного выполнения работы для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо более высокого уровня управления имеет в подчинении одного или несколько лиц более низкого уровня. Чем больше подчиненных имеет руководитель, тем больше его сфера контроля.
К идее иерархии организационной структуры
владельцы предприятий пришли не
сразу. Впервые изучением
Требования к управленческой иерархии и соответствующей ей организационной структуре постепенно изменялись. Основные факторы, определяющие этими изменения:
Минцберг Г. так описывает эволюции организации: «Основа любой организации — операторы, т. е. индивиды, на плечи которых ложится основная деятельность по производству продукции и предоставлению услуг. Именно они образуют операционное ядро организации. Во всех без исключения организациях (даже в самых простых) должен быть по крайней мере один специально выделенный менеджер, который занимает позицию, называемую стратегическим апексом, т. е. такое положение, которое позволяет ему удерживать в поле зрения систему в целом. По мере роста организации число таких менеджеров возрастает — причем не только сотрудников, управляющих операторами, но и менеджеров, управляющих менеджерами. Возникает некая срединная линия или иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса»2. (см. Приложение 1).
С внедрением компьютеров в производство у руководителей появилась возможность непосредственно контролировать деятельность исполнителей, обмениваться с ними информацией, используя интернет и внутренние каналы электронной связи. В результате количество менеджеров среднего звена резко сократилось. Освоение интернета привело к созданию нового типа структур – сетевых структур, в которых вовсе отсутствует средний уровень управления и вся координация деятельности осуществляется одним или несколькими людьми.
Постепенно исследователи
Большинство авторов сходится на том, что в организации можно выделить три уровня управления: нижний, средний и высший (рис.1).
Рис.1 Иерархия управления.
Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.
Социолог Т.Парсонс предложил следующие названия уровней в соответствии с выполняемыми функциями: технический, управленческий и институциональный. Он обращает внимание на то, что технические управленцы занимаются операциями и действиями, необходимыми для эффективной непрерывной работы организации; функции менеджеров управленческого уровня: координирование, согласование и организация работ; институциональные менеджеры занимаются стратегическим планированием, организационными изменениями, выполняет представительскую функцию, адаптирует организацию к внешней среде.4
Разные авторы расставляют различные акценты, говоря об основных функциях соответствующих каждому уровню. Рассмотрим особенности каждого уровня управления и попробуем обобщить мнения разных авторов о превалирующих функциях.
Нижний уровень (первый уровень, нижнее звено, уровень операционных руководителей). Руководители низового звена работают с непосредственными исполнителями, имеют дело с конкретными ресурсами, за которые несут ответственность, контролируют выполнение производственных заданий. Обычно руководитель первого уровня является хорошим специалистом. С одной стороны, он занимается той же работой, что и его подчиненные. С другой стороны, в его обязанности входит организация деятельности других. Такой руководитель занимается самыми разными вопросами и много времени тратит на общение с подчиненными и руководителями других подразделений, почти не общается с вышестоящим начальством. Так как многие решения принимаются в короткие сроки, то работу руководителя низового звена связывают с оперативным планированием (планированием операций). А процесс планирования в широком смысле подразумевает целеполагание, прогнозирование, организацию исполнения и контроль, что и находит отражение в деятельности такого руководителя.
Теоретический анализ исследования функций управленческой деятельности позволил выделить следующие функции: 5:
Средний уровень (второго звена, тактического звена) занимаются координацией работы руководителей нижестоящего уровня. В некоторых организациях средний уровень управления имеет несколько подуровней: начальник по производству – начальник подразделения. Характер работы руководителя среднего звена определяется особенностями работы конкретного подразделения, отдела. Руководители этого уровня являются связующим звеном в организации.
Теоретический анализ исследования функций управленческой деятельности позволил выделить следующие функции:
Менеджеры среднего звена много времени тратят на общение с другими руководителями и с начальством, а также занимаются «бумажной» работой.
Высший уровень (уровень топ-менеджмента) – это руководители, стоящие над организацией – главные инженеры, директора по производству, сбыту, финансам, вице-президенты, генеральные директора. В отличие от руководителей среднего звена, топ менеджер – этот тот, кто руководит самостоятельным подразделением. Такие руководители несут ответственность за деятельность всей организации, осуществляет выполнение наиболее общих задач организации. Решения, принимаемые топ-менеджерами, имеют самую высокую значимость. Поэтому менеджеры много времени тратят на анализ, планирование и прогнозирование ситуации прежде, чем принять решения. Топ-менеджер почти не занимается текущими вопросами производства. Значительная часть времени уходит на встречи, совещания, поездки.
Теоретический анализ исследования функций управленческой деятельности позволил выделить следующие функции: