Групповая динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы ¬¬– члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и деду¬шек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей – кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы оказываются недолговечными, и их миссия проста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------------- 3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Определение и сущность групповой динамики ------------------------------ 4-5
1.2.Формальные группы --------------------------------------------------------------- 6-8
1.3.Неформальные группы ---------------------------------------------------------- 9- 14
II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Классификация формальных и неформальных групп, исходя из ступеней развития групповой мотивации ------------------------------------------------------- 15
2.2.Эффективное управление группами каждого вида --------------------------- 16
Вывод по практической части --------------------------------------------------------- 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------- 18
Приложение ------------------------------------------------------------------------------- 19
Список используемой литературы --------------------------------------------------- 20

Файлы: 1 файл

Групповая динамика-курсовая.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Подольский  социально-спортивный институт

Факультет Государственного и муниципального управления и кадровой политики 
 
 
 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

НА ТЕМУ: «ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА» 

                                                     Выполнил:

студент заочного отделения

                                                                     группа №3-2-807-08

                                                                Драгош Надежда 

                                                            Владимировна

                                                   

                                                     Проверил:

                                                           преподаватель 

                                                                Воронцова Елена 

                                                        Анатольевна 
 
 

Подольск

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------------- 3

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Определение  и сущность групповой динамики ------------------------------ 4-5

1.2.Формальные  группы --------------------------------------------------------------- 6-8

1.3.Неформальные  группы ---------------------------------------------------------- 9- 14

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Классификация  формальных и неформальных групп,  исходя из ступеней развития  групповой мотивации ------------------------------------------------------- 15

2.2.Эффективное  управление группами каждого  вида --------------------------- 16

Вывод по практической части --------------------------------------------------------- 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------- 18

Приложение ------------------------------------------------------------------------------- 19

Список используемой литературы ---------------------------------------------------  20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

      Каждый  из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы – члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей – кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения школьников-подростков.                                                                                                        

 3

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

      1.1.Определение и сущность групповой динамики

     Групповая динамика (от греч. dynamis - сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

     К процессам групповой динамики относятся:                                                                                     - руководство и лидерство;                                                                                                - принятие групповых решений;                                                                                   - нормообразование (выработка групповых мнений, правил и ценностей);                   - формирование функционально-ролевой структуры группы;                                           - сплочение;                                                                                                                            - конфликты;                                                                                                                - групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.                                                                                                  То есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. Эти изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности - интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий. Она является необходимой предпосылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая тенденция проявляется в неизбежно сопутствующих любой коллективной

     4

жизнедеятельности специализации и иерархизации деловых  и эмоциональных взаимосвязей членов группы, а также соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов. Это является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях образующих группу людей. Сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы, предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как последовательного восхождения группы на более высокий уровень развития, так и обратного движения. В отдельных случаях термин "групповая динамика" используется для обозначения направления социально-психологических исследований малых групп, сформировавшегося в середине 40-х гг. в США благодаря работам К.Левина и его коллег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

1.2.Формальные  группы

     По  определению Марвина Шоу, «группа  – это два лица или более, которые  взаимодействуют друг с другом таким  образом, что каждое лицо оказывает  влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».           Исходя из определения Шоу, можно считать, что организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.           Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это – формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.

      В организации существует три основных типа формальных групп:                      - группы руководителей;                                                                                                          - производственные группы;                                                                                                  - комитеты.

      Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из

6

руководителя  и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут  быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.          

     Второй  тип формальной группы – это  рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как «Хьюлетт-Паккард», «Моторола», «Техас Инструментс» и «Дженерал Моторс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании «Техас Инструментс» (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.

      Третий  тип формальной группы – комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Но во всех случаях здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур. 

      7

     Все командные и рабочие группы, а  также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости  доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации  имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8

1.3.Неформальные  группы

     Несмотря  на то, что неформальные организации  создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.

      Начало  исследованию неформальных групп было положено знаменитой серией экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо. Пусть  и не безупречные, эти эксперименты оказали воздействие на понимание  руководителями факторов поведения.

       Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которая вступает в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия

Информация о работе Групповая динамика