Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:47, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что в различных странах государственное управление имеет существенные особенности, можно констатировать мировую тенденцию в универсализации общих принципов и подходов в сфере государственного управления (впрочем, это вопрос дискуссионный). В основном можно вести речь о распространении моделей государственного управления, выработанных в развитых странах на остальной мир.

Оглавление

2. Содержание и принципы реформирования государственной службы: европейский опыт 7
3. Специфика реформирования государственной службы и государственного управления в странах с переходной экономикой 12
4. Трудности и риски реформирования государственной службы в России 13
Список литературы 19
1. Основные концепции государственного управления 3

Файлы: 1 файл

Носова госслужба.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     1. законодательный механизм;

     2. институциональный механизм;

     3. воспитательный механизм.

     Результатом внедрения этой комплексной антикоррупционной стратегии стало существенное снижение уровня коррупции в системе польской госслужбы уже к 2004 г., то есть к моменту вступления Польши в ЕС.

     4. Трудности и риски  реформирования государственной  службы в России

     Федеральный закон от 21 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет государственную гражданскую службу как разновидность профессиональной служебной деятельности, закрепляет в качестве принципа гражданской службы принцип профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. В Федеральной программе Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2002 г., в качестве основных проблем государственной службы, которые необходимо решать, определены:

     1) низкая эффективность деятельности государственных органов

     2) сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих.

     Процесс реформирования государственной службы в постсоветской России предлагается рассматривать в рамках двух хронологических периодов.

     Первый  период «ельцинский» - 1991 - начало 1999 гг. Проблема реформирования государственной службы, несмотря на активную политическую риторику, не стала приоритетным государственным направлением. Одним из немногих результатов «ельцинского» периода стало принятие Закона 1995 г. «Об основах государственной службы», однако он носил рамочный характер и воспроизводил большинство консервативных представлений о развитии государственной службы.

     Среди причин малой результативности «ельцинского»  периода следует назвать:

     1. отсутствие политического обеспечения реформ;

     2. нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация;

     3. нехватка квалифицированных кадров и отсутствие финансирования;

     4. недостаточное представление самих реформаторов о том, какой должна быть новая государственная служба в России15.

     Второй  период - «путинский» (осень 1999 - 2006 гг.) – характеризуется большей интенсивностью работ и большей заинтересованностью в конечном результате политического руководства. Последний фактор является решающим на пути реформирования государственной службы. Однако несмотря на достигнутые положительные результаты следует признать, что на современном этапе темпы реформы существенно снизились, а действие Программы «Реформирование государственной службы РФ» была продлено до 2007 г.

     Среди причин, на наш взгляд, две имеют основополагаюшее значение. Первая причина заключается в отсутствии у реформы государственной службы широкой базы поддержки. На сегодняшний день единственным гарантом и «двигателем» реформы является президент Д. Медведев и премьер-министр В. Путин. Широкая общественность не участвует в обсуждении реформы, не сформированы контрольные органы из представителей общественных и гражданских объединений. Такой механизм не способствует закреплению необратимого и поступательного характера реформирования, не зависящего от политической конъюнктуры.

     Вторая  причина заключается в неверном, с нашей точки зрения, курсе реформ. Медленные темпы реформы, неудачи пилотных проектов во многом объясняются тем обстоятельством, что ориентация на менеджерскую модель государственной службы не вполне соответствует современной российской действительности. Прокомментируем наше утверждение на ряде примеров:

     1. Изменение принципов бюджетного  финансирования в силу отсутствия соответствующей правовой культуры может привести лишь к росту коррупции в системе государственной службы.

     2. Отказ от сметного финансирования  государственного аппарата и замена его программно-целевым методом финансирования, внедрение системы найма есть не что иное, как фактический отказ от постоянного государственного аппарата. Однако это решение, учитывая социальные и политические реалии современной России, будет иметь исключительно пагубные последствия для страны.

     3. За образец в менеджерской  модели взяты государства с «вестминстерской» парламентской системой, в структурно-функциональной организации которых существует четкое разделение на «политических»  «карьерных» чиновников. В силу особенностей партийной и политической практики такого рода система в России в настоящее время работать просто не может.

     4. Неясность критериев оценки заслуг  и достоинств во внедряемой системе «merit system». Более понятным для российского чиновника выглядит традиционная система чинов и бюрократический карьерный рост.16

     Третий  период – «медведевский». Очевидно, что современное направление реформы госслужбы в России нуждается в корректировке. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 была утверждена федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".  Цель Программы - создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

     Основные  задачи программы:

     - обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы

     - создание системы управления государственной службой

     - формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих

     - разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции

     - развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе

     - создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества

     - упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах

     - выработка оптимальной системывзаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих

     - совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

     - сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих17

     Следует особо подчеркнуть, что реализация на практике большинства положений Программы реформирования госслужбы РФ может привести к ослаблению влияния государства на общественные процессы в условиях, когда институты гражданского общества еще не достаточно развиты и не могут компенсировать уход государства из многих сфер общественной жизни. Менеджерская модель государственной службы, как показывает опыт ряда западных стран, эффективна только в государствах с развитой рыночной экономикой, устоявшимися демократическими институтами и традициями. Всего этого пока нет в России.

     Эксперты  формулируют следующие направления изменений:

     1. существенное сокращение объема распорядительных и распределительных функций госаппарата, прежде всего в сфере экономики;

     2. подробная и четкая регламентация процедур принятия управленческих решений, что сократит сферу административного усмотрения и значительно облегчит общественный контроль за действиями чиновников;

     3. лишение чиновников монополии на информацию;

     4. развитие и внедрение в практику принципы открытости, «прозрачности» системы госслужбы, ее «отзывчивости» к нуждам граждан. В этой связи весьма актуальным представляется не только создание структуры, отвечающей за реформирование госслужбы, но и создание структуры, наделенной контрольными функциями, в то же время представляющей интересы граждан и обеспечивающей их максимальное участие в реформировании государственного аппарата;

     5. отказ от попыток маркетизации и менеджеризации государственной службы. Более адекватным для современной российской ситуации будет сохранение централизации управления, иерархичности государственной службы18.

     Нынешнее реформирование России тесным образом связано с реформированием государственной службы, которое потребовало обеспечить государственные органы не только инициативными, надежными, но, главное, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них задачи. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед российским обществом, в большой степени зависит от эффективности власти.

     Одной из наиболее важных проблем в области  государственного управления в современной  России является проблема коррупции. Особенностью российской антикоррупционной политики является тот факт, что главной движущей силой является политическая воля президента Д. Медведева, который опирается на единственный источник -административный ресурс, то есть госслужащих. Вторая особенность антикоррупционной политики государства является «кампанейщина». Вместо выработки и поэтапного внедрения комплексной стратегии по борьбе с коррупцией государство регулярно объявляет отдельные кампании («Дело Ходорковского», «оборотни в погонах», операция «чистые руки», операция «таможня» и т.д.).

     На сегодняшний день для России одной из важнейших задач в борьбе с коррупцией в системе госслужбы является формирование государственной стратегии, предусматриваюш;ей следуюш;ие антикоррупционные механизмы:

     1. политический механизм (политическая воля руководства страны, привлечение институтов гражданского общества и т.д.);

     2. законодательный механизм (принятие антикоррупционного закона, устранение недостатков действующего механизма правового регулирования государственной службы и т.д.);

     3. институциональный механизм (усиление «прозрачности» управления, проведение открытой информационной политики; создание государственно-общественных структур контроля за деятельностью госслужбы, обеспечение независимости и эффективности судебной системы, органов прокуратуры и правоохранительных органов и т.д.);

     4. международный механизм (подписание и ратификация международных протоколов и законов; привлечение к законодательной работе международных экспертов по борьбе с коррупцией и т.д.).

     5. воспитательно-образовательный механизм (возрождение такого понятия как этика государственного служащего; повышение юридической грамотности широких слоев населения; воспитание нового поколения государственных служащих). 
 
 

 

     Список  литературы

  1. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации. 15 августа 2001 г. Утверждена //СЗ РФ. 2001. 34. Ст.35-2
  2. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 «О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» (с изменениями от 15 ноября 2004 г., 12 декабря 2005 г.) // Российская газета от 23 ноября 2002 г. N 223.
  3. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (с изменениями от 12 января 2010 г.) // Российская газета от 11 марта 2009 г. N 40.
  4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». 27 мая 2003 г. 58-ФЗ// СЗ РФ. 2004. 31. Ст. 3215
  5. Багдасаров Ф.К. Реформы в сфере государственного управления // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 4. – С. 5–15.
  6. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 384 с.
  7. Гришковец А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. – 2004. – № 1.
  8. Десять лет системной трансформации в странах ЦВЕ и в России //Власть. 2000. 2. http://www.kommersant.ru/content.html?lssueld=618
  9. Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития//Государственная служба. 2006. No 2. 45-52.
  10. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. – М.: Изд-во Проспект, 2010.
  11. Кулеша М. Реформа публичной администрации в Польше (1989-1999 г.). Идеи и люди, www.yabloko.ru
  12. Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Гражданин и право, N 2, февраль 2008.
  13. Медведев Д. Приоритетов не должно быть много // Известия. – 2005. – 27 декабря.
  14. Оболонский А.В. Государственная служба во Франции//Государство и право. 2000. 11. 60-66.
  15. Пикулькин А.В. Система государственного управления Издательство: Юнити-Дана, 2004 г.
  16. Реформа государственного управления: международный опыт. Ник Мэннинг, Нил Парисон. М.: Издательство «Весь мир», 2003.
  17. Саханова А.Н. Новая парадигма государственного управления «Good Governance»: пример Японии как перспектива для стран СНГ // Менеджмент в России и за рубежом, №1 / 2009.
  18. A Theory of Governing the Public’s Business: Redesigning the Jobs of Boards,Councils, and Commissions // PUBLICMANAGEMENT REVIEW,VOLUME 3, ISSUE 1, MAR. 2001.
  19. Шамхалов Ф.И. Учебник. Основы теории государственного управления. – М.: ЮНИТИ, 2010.

Информация о работе Государственное управление