Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:47, реферат
Несмотря на то, что в различных странах государственное управление имеет существенные особенности, можно констатировать мировую тенденцию в универсализации общих принципов и подходов в сфере государственного управления (впрочем, это вопрос дискуссионный). В основном можно вести речь о распространении моделей государственного управления, выработанных в развитых странах на остальной мир.
2. Содержание и принципы реформирования государственной службы: европейский опыт 7
3. Специфика реформирования государственной службы и государственного управления в странах с переходной экономикой 12
4. Трудности и риски реформирования государственной службы в России 13
Список литературы 19
1. Основные концепции государственного управления 3
В начале 1945 года под влиянием левых сил был создан специальный комитет по реформе государственной службы в целях повышения ее эффективности и демократичности. В октябре 1946 года, по итогам работы комитета, был принят «Закон об общем статусе чиновника», которым была установлена новая структура и иерархия государственной службы, повышены социальные и правовые гарантии для государственных служащих. С 1959 года в Пятой республике политической влияние чиновников существенно увеличилось, в Закон об общем статусе чиновника были внесены изменения, направленные на усиление дисциплины и солидарных действий государственных служащих8.
Постепенное снижение уровня подготовки чиновников, увеличение их численности, существенное отставание роста оклада государственных служащих от заработной платы лиц, занятых в частном секторе, привели к падению государственной службы, потере элитой французской службы ее морально-нравственных качеств.
Реформы 1981-1983 гг. были направлены на децентрализацию управления страной, повышение инициативности государственных служащих. Итогом реформы стало принятие Закона от 13 июля 1983 года о правах и обязанностях служащих и Закона от 11 января 1984 года, содержащих положения общего статута центральной государственной службы. С 1991 года приоритетом в реформе государственной службы во Франции стало нормативное закрепление моральных стандартов, норм профессиональной этики государственных служащих и создание учреждений по контролю за соблюдением этих норм9.
Хотя основы государственной службы в Великобритании были заложены в средние века, до второй половины ХIX века в стране не существовало института постоянной профессиональной гражданской службы, система экзаменов и конкурса отсутствовала, процветал непотизм. В XIX веке, особенно Крымской войны, неэффективность такой архаичной системы управления стала очевидной.
Масштабная реформа государственной службы началась с программного доклада Норткота-Тревельяна британскому парламенту в 1854 году и шла очень медленно, встречая серьезное сопротивление. В процессе реформы была унифицирована система государственной службы, на службу пришли высококвалифицированные кадры. Завершением реформы можно считать введение в 1870 году открытых конкурсных экзаменов, проводимых под наблюдением центральной экзаменационной комиссии (Комиссии по делам гражданской службы). Поскольку программа экзаменов составлялась на основе методик Оксфордского и Кембриджского университетов, это привело к кастовому характеру государственной службы и господству не узких профессионалов, а «дженералистов» ‑ служащих с общих гуманитарным образованием10.
Столетие
спустя (в 1968 году), учитывая критику
«кастового» и «любительского»
характера государственной
С 1979 году премьер-министром стала М.Тэтчер. Она начала административную реформу с сокращения расходов министерств и ведомств, в том числе и за счет увольнения части государственных служащих. В 1988 году была сформулирована программа «Следующие шаги», в соответствие с которой все правительственные учреждения были разделены на центры формирования политики и учреждения, исполняющие решения. Последние были преобразованы в квазиадминистративные неправительственные организации (QUANGO) или даже корпорации, работающие с центрами формирования политики на основе договоров. При этом государственная служба как таковая была сохранена лишь для служащих формирования центров политики, а в QUANGO широко распространилась служба по контракту. Данная реформа, с одной стороны, позволила, сократить численность государственных служащих, объем их льгот и привилегий, повысить эффективность администрации, С другой стороны, была разрушена целостная система правительственных кадров, подорваны престиж и привлекательность государственной службы, а заработная плата в QUANGO все равно осталась существенно меньше, чем в частном секторе.
Несмотря
на то, что реформа Тэтчер была признана
в целом удачной и «
Итак, можно сделать вывод, что существует тесная и неотъемлемая связь качественных скачков в развитии общества и изменения моделей государственной службы. Это проявляются в том, что «волны» реформирования государственной службы приходились именно на период глубинных социально-экономических изменений.
Так, например, реформы государственной службы 50-80-х годов XIX века в Великобритании, Германии и др. связаны с завершением стадии индустриализации и переходов на стадию империализма. Масштабные изменения государственной службы в 70-х годах ХХ века обусловлены переходом постиндустриальной цивилизации, в корне меняющей картину взаимоотношений государства, общества и индивида, и предъявляющей новые требования к государственной службе.
Начало
последней «волны»
Среди основных направлений реформирования государственной службы на современном этапе можно выделить:
1. Поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией, динамизмом государственной службы и ее стабильностью;
2. Ориентация государственной службы на оказание услуг гражданам и общества наряду с исполнением государственных функций;
3. Децентрализация исполнения решений и системы государственной службы в целом (Франция, Венгрия, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания, Италия и др.);
4. Усиление открытости, демократичности гражданской службы, 22 «отзывчивости» на потребности и интересы граждан и общества;
5. Повышение внимание к культурным, репутационным и морально-этическим аспектам государственной службы (особенно в США, Великобритании, Франции и др.);
6. «Менеджеризация» гражданской службы, внедрение некоторых рыночных принципов оценки деятельности государственных служащих (Великобритания, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия и др.), создание неправительственных структур, заключающих с правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной государственной функции или оказание услуги;
7. Расширение сферы проведения конкурсных экзаменов – как при занятии должности, так и при продвижении по службе;
8. Сокращение численности гражданских служащих, их льгот и привилегий при одновременном повышении их заработной платы и введение прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов их работы (Великобритания, Нидерланды, Южная Корея, США).
В настоящее время усиливается конвергенция различных моделей государственной гражданской службы на основе:
- заимствования друг у друга наиболее позитивных элементов;
- глобальных процессов сближения режимов, форм правления и форм государственного устройства (авторитарные режимы формально демократизируются, а демократические движутся по существу к «управляемой демократии» в условиях массового общества, федеративные государства централизуются, а унитарные децентрализуются и т.д.)12.
Тем не менее, несмотря на очевидные успехи реформ государственной службы в развитых странах, ни одна из масштабных реформ в переходных государствах не завершилась полным успехом. По-видимому, это связано с тем, что государственная службы не должна реально опережать реальное состояние общественных отношений и уровень развития общества, из которого она берет кадры и которым призвана руководить. В противном случае будет либо отторжение внедренной модели государственной службы, либо заимствование лишь элементов государственной службы с их последующим искажением и приспособлением к реально существующим в стране общественным отношениям.
Как известно, в конце 20 – начале 21 века произошли изменения в странах Центральной и Восточной Европы (далее ЦВЕ), вызванными трансформациями политических систем советского типа. Коренные изменения на постсоциалистическом пространстве привели к возникновению серьезного конфликта между потребностями построения демократического государства и сохранением практически в неизменном виде вплоть до конца 1990-х гг. прежней системы государственной службы. Неразрешенность данного противоречия привела к тому, что государственная служба стала выступать своеобразным тормозом для поступательного процесса развития новой государственности.
При
всех особенностях этого процесса в
отдельных постсоциалистических странах
существует единый для переходных обществ
комплекс проблем, общность которых
определяется, в первую очередь, советским
типом государственности и
В качестве примера рассмотрим процесс реформирования государственной службы в Польше, где этот процесс проходил в два этапа.
Первый этап «подготовительный» — 1989 г. — 1996 г., характеризующийся нарастанием борьбы различных политических сил, для которых проведение реформы государственной службы являлось своеобразной политической картой. Это привело к торможению процессов реформирования государственной службы.
Второй
этап - «реальные шаги» - 1997 - 2003 гг. В
его рамках были осуществлены основные
мероприятия, подготовленные в предыдущий
период, сформирована новая польская государственная
служба, начало функционировать новое
административно-
Обращает на себя внимание тот факт, что в Польше процессы коренных политических трансформаций стартовали значительно раньше российских на два года (с 1989 г.). В итоге это определило существенный отрыв польских реформ от аналогичных российских. В Польше продолжительность подготовительного периода в среднем затянулась на 7 лет. Это показатель того, что в стране реформа государственной службы разрабатывалась крайне медленно и существенно отставала от темпов других реформ, приобретя в конечном итоге свойство «тормоза» для всей реформаторской деятельности.
Вопросы реформирования государственной службы находились в центре политического внимания, были в целом крайне политизированы. При этом в Польше идея реформы государственной службы в 1990-е гг. превратилась, в ходе дискуссии по вопросам о разделении «политических» и «административных» должностей, в инструмент политической борьбы.
В Польше сложилась более четкая структура координирующих органов подчиненных Правительству, которое в свою очередь подотчетно Сейму. Этот механизм, как показал анализ современной польской ситуации, способствовал тому, что с начала 2000-х гг. процесс реформирования государственной службы приобрел необратимый и поступательный характер, не зависяш,ий от политических коллизий и смены правительства.
В преобразованиях последнего десятилетия в Польше существенную роль сыграл так называемый «европейский фактор». Одним из условий вступления Польши в состав Европейского Союза было требование «европеизации государственной службы». Это привело к тому, что в Польше уже с середины 1990-х гг. цели реформы были обозначены более четко, что в конечном итоге положительно повлияло и на результаты и сроки реформирования.14
Одной
из центральных проблем для