Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:12, реферат
Мне, как человеку, заинтересованному в стабильном развитии экономического положения нашего государства, очень интересны вопросы, являющиеся спорными, но, тем не менее, имеющие прямое, непосредственное отношение к экономике Казахстана. Исходя из этого, я начал детально изучать различные стороны, плюсы и минусы, перспективы и недостатки вождения Казахстана во Всемирную Торговую организацию (ВТО).
Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. ВТО: понятие и направленность…………………………………………………………………..4
1.1. Создание, развитие, основные принципы действия ВТО………………………………….4
1.2. Страны-участницы, их место в мировой экономике…………………………………………6
2. Анализ вхождения Казахстана в ВТО: положительные и отрицательные стороны……..7
3. Присоединение к ВТО – инструмент интеграции РК в мировую экономику………………9
Заключение……………………………………………………………………………………………….11
Список используемых источников………………………………………………………………….12
В отношении стран – членов ВТО в документах ВТО используются такие термины, как:
- развитые страны;
- развивающиеся страны;
- наименее развитые среди развивающихся стран;
- наименее развитые страны;
- малые экономики;
- уязвимые экономики;
- страны с переходной экономикой.
Однако следует отметить, что в рамках ВТО отсутствуют общепризнанные определения указанных терминов, и поэтому отнесение членов ВТО к той или иной категории стран носит условный характер, за исключением категории наименее развитых стран, к которой относятся наименее развитые страны, признанные ООН в качестве таковых.
В настоящее время в качестве наименее развитых стран признаются 49 стран, из которых 30 являются членами ВТО и 11 имеют статус наблюдателей.
Статус наблюдателя при Генеральном совете ВТО имеют такие международные организации, как ООН, ЮНКТАД, МВФ, ОЭСР, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.
Что касаемо присоединения к ВТО, то оно происходит на условиях, согласованных между страной, подавшей заявку на присоединение к ВТО, и, непосредственно, самой организацией ВТО.
Процесс присоединения к ВТО состоит из:
информационного этапа процесса присоединения к ВТО, который проходит в рамках Рабочей группы, создаваемой Генеральным советом. Рабочая группа детально рассматривает экономическую политику и внешнеторговый режим страны на предмет соответствия нормам и правилам ВТО;
этапа двусторонних переговоров с каждым из заинтересованных членов ВТО о взаимном снижении барьеров, результатом которых должны стать содержащие перечни уступок и обязательств протоколы по тарифным обязательствам, доступу на рынок услуг, сельскому хозяйству.
На основании указанных документов Рабочая группа готовит доклад Генеральному совету и протокол о присоединении к ВТО. Эти документы должны быть одобрены Генеральным советом.
Решение о присоединении к ВТО принимается Конференцией на уровне министров большинством в две трети от общего количества членов ВТО.
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО любая страна – член ВТО может выйти из ВТО, подав Генеральному директору соответствующее письменное уведомление. Членство в ВТО прекращается после истечения шести месяцев с даты получения Генеральным директором такого уведомления. Необходимо отметить, что до настоящего времени ни один член ВТО не воспользовался таким правом. На основе этого можно сделать вывод, что условия участия в ВТО полностью удовлетворяют принципам стран-участниц.
Исходя из данных, изученных мною, я проследил тот факт, что многие страны, чья экономика находится в состоянии, не лучше нашей, свободно вступили в ВТО остаются участниками этой организации, не смотря ни на что, их экономика уверенными и стремительными шагами поднимается по экономической лестнице. Но тут стоит задаться вопросами следующего характера: «А что произойдет с экономикой Казахстана? К чему все это приведет? Подъем или спад? Что нас ожидает?» Эти вопросы до сих пор остаются спорными, открытыми, нерешенными. И ответ, наверняка, последует тогда, когда после вступления в ВТО пройдет определенный промежуток времени, на котором и отразится состояние экономики нашего молодого суверенного государства.
2. Анализ вхождения Казахстана в ВТО: положительные и отрицательные стороны.
Начиная новую главу своей работы, хотелось бы, изначально, упомянуть о тех положительных моментах, которые должны отразиться как на внешней, так и на внутренней стороне экономики, после вхождения Казахстана в ВТО.
Во-первых, я хочу сделать акцент на послании Президента РК от 28.01.2011г. Исходя из слов нашего лидера, можно с уверенностью говорить о том, что к 2020 году отрасль перерабатывающей промышленности, которая сейчас не особо развита, будет превышать отрасль добывающую. И это говорит нам о том, что мы будем свободно составлять конкуренцию зарубежным производителям. А вступление в ВТО даст нам способность беспрепятственно совершать товарооборот по всему миру. Это, несомненно, положительно отразится на экономике Казахстана. Во-вторых, вступление в ВТО поведет за собой политику так называемой «прозрачности». То есть, иностранные инвесторы, видя всю ситуацию насквозь, будут без особого страха и с меньшим для них риском вкладывать свои инвестиции в развитие предприятий, корпораций, различных хозяйствующих структур нашей страны. Это тоже должно поднять на несколько ступень выше экономическое положение государства.
Также к плюсам можно отнести перенятие полезного опыта у развитых стран. Мы, видя то, какими методами они шли к совершенству, будем анализировать, учиться на их ошибках, делать для себя определенные выводы, способствующие принятию правильных решений.
Острое соперничество между региональными блоками приводит к регулярным «банановым войнам». Но ВТО стала инструментом, благодаря которому торговые войны не приводят к настоящим военным конфликтам. Это особенно важно в сегодняшнее неспокойное для Казахстана и многих стран СНГ время.
Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке устанавливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда.
Также предполагается, что Казахстан выиграет от вступления по следующим причинам:
• во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня насыщена большим количеством импортных комплектующих и потому несет потери от пошлин на ввозимую продукцию, соответственно, после вступления в ВТО будет единый рынок для всех стран, в том числе и для Казахстана;
• во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое демонстрирует отечественная промышленность, не может предложить ни одна иностранная фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом низкий курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные пошлины.
Для Казахстана большое значение имеет условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования со странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.
Несмотря на все эти факторы, которые должны положительно подействовать на развитие страны, существуют и менее приятные моменты. О них сейчас и пойдет речь…
К отрицательным сторонам присоединения Казахстана к ВТО относится следующее:
Известно, что пока мы имеем конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли нашей экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. Казахстан хотел бы вступить во Всемирную торговую организацию, но это едва ли принесет ему пользу. Это может привести к некоторым болезненным явлениям в экономике страны. Придется открыть внутренние рынки для иностранцев и государство лишиться таких важных рычагов защиты внутреннего рынка как квотирование и лицензирование.
По мнению некоторых экспертов, вступление в ВТО может обернуться для Казахстана полной ликвидацией некоторых отраслей народного хозяйства. При этом казахстанская продукция сельского хозяйства может оказаться «лишней» на внешних рынках. Впрочем, вступление в ВТО даст республике режим благоприятной торговли со 150 странами-участницами организации. Но Казахстану придется проводить согласованную политику со своими партнерами по ЕврАзЭс. До присоединения к 56 основным соглашениям ВТО, страна будет подвергаться разного рода экономической дискриминации.
Также от Казахстана требуют снижения уровня таможенных тарифов с потерей права в дальнейшем их повышать. Понятно, что это будет сильнейшим испытанием для бюджета нашей страны. Но либерализация торговли товарами - это еще полбеды. Согласно Всеобщему соглашению по торговле услугами, будут отменены таможенные барьеры примерно на 100 различных видов услуг.
В декабре 1997 г. было также подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 государства. Этот глобальный рынок охватывает 38 трлн. банковских кредитов, 18 трлн. долл. ценных бумаг и 2 трлн. долл. страховых вкладов. И мы тоже будем вынуждены снять все преграды в сфере услуг, в первую очередь финансовых. Но отечественные финансовые институты весьма нестабильны и неконкурентоспособны, что показал недавний финансовый кризис, а страховой бизнес у нас только начинает зарождаться.
По мнению противников ВТО - эта организация поддерживает интересы транснациональных корпораций и не проявляет заботы о простых людях. США активно использует посредничество ВТО для защиты своих интересов. Из 24 случаев, когда Вашингтон обращался за помощью к ВТО, в 22 эта организация поддерживала американскую позицию. Соединенные Штаты получили поддержку ВТО и в вопросе генетически измененных продуктов. США также намерены добиваться установления общемировых стандартов в сфере трудовых отношений. Не трудно догадаться, что, например, установление минимума зарплаты, резко подорвет конкурентоспособность слаборазвитых стран на мировых рынках. Не случайно против этого решительно выступает Китай.
Одновременно администрация США выступает за активизацию ВТО в сфере охраны окружающей среды, что также будет играть ей на руку, так как в США установлены более высокие стандарты, чем в большинстве стран мира, которые не способны удовлетворить американские экологические требования.
В число приоритетов США входит также всемирное соглашение о транспарентности в государственных закупках. Этот рынок ежегодно поглощает свыше 3 трлн. долл. Под видом борьбы с коррупцией американская администрация стремится обеспечить доступ на этот рынок. Но экономические соперники Вашингтона не собираются сдаваться без боя. Особое раздражение у многих вызывают американское антидемпинговое законодательство и практика санкций под надуманными предлогами («защита дельфинов и черепах»).
Другой аргумент противников глобализации: она нивелирует культурное своеобразие стран, превращая их всех в бледную копию Запада. Во многом это справедливо, но здесь, прежде всего, следует спросить самих жителей стран, что для них важнее: повышение уровня жизни или возможность жить в живописных юртах и исполнять на голодный желудок народные танцы?
Несомненно, мы сами определяем для себя приоритеты, и если мы настроены серьезно идти вперед и добиваться своей цели, то нам это удастся!
3. Присоединение к ВТО – инструмент интеграции РК в мировую экономику.
Присоединение Казахстана к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень. Это серьезное мероприятие, ответственный шаг, который нам предстоит сделать. Много перспектив откроется перед нами после вступления в ВТО, но одними из самых явных факторов, подтверждающих информацию о том, что присоединение к ВТО – это инструмент интеграции Казахстана в мировую экономику, являются следующие:
Став участником ВТО, Казахстан будет иметь полое право поставлять свою продукцию на внешний рынок, без переплаты определенных налогов, которые существуют сегодня. То есть, торговые барьеры больше не будут препятствовать нам на пути к достижению экономического благополучия. Также начнут развиваться дружеские, взаимовыгодные отношения между Казахстаном и странами-участницами.
Ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции.
Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.
Вступление в ВТО принесет выгоды населению: цены на импортные товары и услуги понизятся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате повысится качество товаров и услуг. На основе этого определённые выгоды получает и производитель, поскольку по мере улучшения потребительских качеств выпускаемых товаров возрастет и спрос на них на внутреннем и внешнем рынках.