Функциональное содержание менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение комплекса функций менеджмента, критериев их выделения и взаимосвязь между ними. Основными задачами курсовой работы являются: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, на примере ООО “Керама-Альфа” рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
и
2.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 47.57 Кб (Скачать)

 

Различные подходы к менеджменту  не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат  интеллектуального разделения труда  при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей совокупности составляют логически упорядоченную теорию.

 

Существует несколько  подходов при оценке систем менеджмента: функциональный, программно-целевой, линейный, технологический и т.д.

 

Программно-целевой подход предполагает обособление специальных  групп работников различного профиля  для решения крупных задач  на определенном этапе деятельности производственного коллектива. Такие  задачи возникают в связи с  подготовкой и освоением производства новой продукции, освоением новой  технологии, реконструкцией предприятия, перестройкой его организационной  структуры. В этих и подобных условиях практикуется формирование временных  творческих коллективов, бригад или  групп, составляемых из числа работников специализированных - подразделений  научно-технической подготовки производства, опытного, экспериментального и основного  производств. Для руководства программой назначается руководитель, в подчинение которого на время проведения работы выделяется специальная оперативная  группа. В состав такой группы могут  входить работники функциональных служб, обеспечивающие планирование, координацию  выполнения работ и контроль за использованием выделенных ресурсов.

 

Линейный (пообъектный) подход заключается в том, что линейные руководители закрепляются за определенным объектом — участком, звеном, цехом, производством. Эта форма разделения труда непосредственно обусловлена производственной структурой предприятия и сменностью работы. При этом должно быть обеспечено четкое разграничение функций, прав и ответственности линейных руководителей в их взаимосвязи как по горизонтали, так и по вертикали — от бригадира и мастера до руководителя предприятия.

 

Технологический подход служащих предполагает его расчленение по видам работ и операций с соответствующей  специализацией работников. Так, деятельность руководителей состоит в основном из организационно-административных работ, которые органически сочетаются с выполнением аналитических  работ, что связано с подготовкой  и принятием наиболее важных решений, имеющих принципиальное значение для  функционирования управляемого объекта.

 

Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций  создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций  и выбирается тот из них, который  требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу  его полезного эффекта.

 

В настоящее время к  управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая  система совершенствуется путем  доработки существующей системы  по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса  в заданной области, замечаниям и  предложениям потребителей. Поэтому  на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям  качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого  анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой  уровень потребностей к моменту  внедрения объекта у потребителя  объективно могут спрогнозировать  не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

 

Для комплексного понимания  и наилучшей реализации менеджмента  необходимы разнообразные знания, получаемые при использовании всех известных  подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию  управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин  в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление  о менеджменте и помочь при  разработке его теории.

 

Проблема в том, чтобы  найти способ, позволяющий использовать достижения многих научных дисциплин, обобщить опыт менеджеров и на этой базе разработать теорию менеджмента. Эта цель достижима только на основе применения системного подхода.

 

 

2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ  И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ФУНКЦИЙ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Конкретные функции управления – это узко специализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями.

 

Управление персоналом включает в себя целую систему. Система  работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению  управления в труде определенного  качества и количества. Такая система  предполагает не только формальную организацию  работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

 

Маркетинг – это система  управления, которая и в методологическом, и в организационном отношении  ориентирована на рынок.

 

Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

 

- изучение спроса (текущего  и перспективного) на конкретный  товар на определенном рынке  или его сегменте, требований  потребителей к товару: его качеству, новизне, технико-экономическим  и эстетическим характеристикам,  уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта;

 

- составление, исходя из  комплексного учета рыночного  спроса программы маркетинга  по продукту (или группе продукта), в которой на основе анализа  всех необходимых факторов рассматриваются  возможные издержки производства  конкретного продукта

 

- установление верхнего  предела цены товара и рентабельности  его производства;

 

- разработку на основе  программ маркетинга инвестиционной  политики фирмы, расчет полных  издержек производства и уровня  рентабельности по фирме в  целом;

 

- определение конечного  результата хозяйственной деятельности  фирмы: валовых доходов и чистой  прибыли после вычета стоимости  материальных затрат, оплаты труда,  уплаты всех видов налогов  и отчислений, включая проценты  за кредит.

 

Важная особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит  в том, что он предполагает принятие решений на базе многовариантных  экономических расчетов, с использованием компьютерной техники ориентирована  на создание организационных, экономических  и юридических условий для  эффективного функционирования и развития фирмы в целом. Поэтому важнейшее  значение имеют выработка и принятие обоснованных решений по конкретным видам маркетинговой деятельности.

 

Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов  сбыта по каждому конкретному  виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию  сбыта, расходов на рекламу, транспортировку  и доставку товара. Однако сама организация  сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.

 

Такая совокупность видов  деятельности в рамках маркетинга по существу означает качественно новый  подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в  том, что исходным пунктом глубокого  и всестороннего выявления возможностей конкретного производства, путей  его интенсификации и повышения  эффективности становится анализ платежеспособного  рыночного спроса на соответствующие  товары, потребностей потребителя.

 

В итоге маркетинг является одним из эффективных типов управления в современных условиях развития экономики.

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО  РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Рассмотрим менеджмент в  системе управления на примере ООО  «Керама-Альфа». Предприятие основано в 2002 году. Занимается оптово-розничной торговлей посуды и товаров для дома в Тюмени и Тюменской области.

 

Функциональное разделение труда служащих неразрывно связано  с созданием структурных подразделений  и служб, специализированных на выполнении различных функций управления.

 

При необходимости более  детального разделения труда выделяются такие структурообразующие функции, как оперативное управление производством  и качеством продукции, организация  разработки и совершенствование  технологии и оснастки, реализация продукции, формирование и социальное развитие трудовых коллективов, и др.

 

В соответствии с функциями  управления осуществляются разделение труда и специализация работников функциональных служб и подразделений. Функциональное разделение труда служащих предполагает разграничение их деятельности в зависимости от функционального  назначения работ, а также определяет роль и место отдельных групп  работников, участвующих в процессе управления.

 

Правильному определению  перечня функций управления, совершенствованию  функционального разделения труда  способствует разработка классификатора функций, который в табличной  форме с помощью буквенно-цифровых символов отражает группы функций и  их составные элементы, а также  показывает содержание деятельности соответствующих  подразделений и служб.

 

Классификатор позволяет  оптимально распределить функции управления между структурными подразделениями  и соответствующими должностями  служащих (табл. 3.1) и служит основой  при установлении полномочий и обязанностей по каждому виду работ для закрепления права принимать решения и ответственности за их выполнение.

 

Разделение труда в  сфере управления ООО «Керама-Альфа» основано на следующих принципах:

 

1. Единоначалие.

 

2. Оптимальное распределение  обязанностей.

 

3. Оптимальное число уровней.

 

4. Информационная обеспеченность  руководителя.

 

5. Наличие контроля.

 

6. Единство первичной информации.

 

В обязанности Генерального Директора входит: определение целей, управление прибылью, формирование организационной  структуры, распределение стратегических ресурсов. Действует от имени предприятия  и представляет его во всех организациях и учреждениях.

 

Генеральному Директору  подчиняются: главный бухгалтер, юрист, руководитель отдела закупа и руководитель отдела продаж.

 

Обязанности руководителей  среднего звена включают в себя планирование, принятие решений, контроль и координацию  работы, подбор и обучение кадров, поддержку  самостоятельности работы сотрудников.

 

В подчинении руководителя отдела закупа находятся менеджеры по закупу и специалисты по закупу. Руководитель отдела закупа отвечает за своевременное  и в полном объеме обеспечение  товарной продукцией, за переговоры с  поставщиками, обговаривает для данной организации лучшие условия поставок (различные скидки, бонусы и т.д.).

 

В подчинении руководителя отдела продаж находятся менеджеры по продажам и операторы. Руководитель отдела продаж отвечает за расширение и развитие клиентской базы, отслеживает качество выполненных поставок, своевременно сигнализирует отделу поставок о  нехватке какой-либо продукции (если такое  случается).

 

Оформление всех договоров  предприятия, а также другие юридические  вопросы находятся в ведении  юриста.

 

В ведении главного бухгалтера находится отдел бухгалтерского учета, в состав которого входят заместитель  главного бухгалтера, кассир и программист.

 

Основными признаками разделения управленческого труда являются: состав и содержание функций управления, характер решаемых задач, состав управляемых  объектов, технологическая однородность работ и профессионально-квалификационные характеристики исполнителей.

 

Преимущества данной структуры:

 

·  Эффективность за счет специализации деятельности

 

·  Централизованный контроль за стратегическими решениями

 

·  Дифференциация и делегирование  полномочий

 

Сегодня руководителям предприятий  необходимо принимать решения, которые  бы способствовали выживанию и закреплению  позиций в условиях конкурентной борьбы. Достичь таких результатов  можно, используя функциональный подход в управлении предприятием. Это помогает менеджерам лучше справляться с  неопределенностью и более эффективно на нее реагировать, создавать реальные условия для достижения запланированных  целей, контролировать деятельность предприятия, принимать правильные решения из нескольких альтернативных возможностей. Рациональное применение основных функций  управления на предприятии помогает увеличить производительность, эффективность  управления и использование складских  запасов, повысить уровень рентабельности предприятия и т.д. Так как деятельность ООО «Керама-Альфа» достаточно успешна, то заключаются новые договора на покупку и поставку товаров, постоянно увеличивается объем закупок и продаж, можно сделать вывод, что правильно построена работа персонала и рабочих следовательно эффективна работа руководителя и правильно выбрано функциональное управление предприятием.

Информация о работе Функциональное содержание менеджмента