Функциональное содержание менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение комплекса функций менеджмента, критериев их выделения и взаимосвязь между ними. Основными задачами курсовой работы являются: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, на примере ООО “Керама-Альфа” рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
и
2.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 47.57 Кб (Скачать)

 

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

 

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей  и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия  труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

 

Знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.

 

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

 

Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профессиональная психологическая  служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

 

Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших  элементов психологических методов  управления. Они концентрируют все  необходимые и разрешенные законом  приемы воздействия на людей для  координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.

 

Социально-психологические  методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается  в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов  из перечисленных выше.

 

Примером социально-психологических  методов управления может служить  удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться  их стимулировать для лучшего  выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

 

Все фирмы и компании в  менеджменте являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, является причиной существования  менеджмента. Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных  производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства  компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

 

Методы распределения  обязанностей по отделам зависят  от положенных в основу признаков.

 

Во-первых, по принципу деления  на равные по размеру группы. Этот метод  применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

 

Во-вторых, по функциональному  признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.

 

В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен  в случаях, когда предприятие  осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.

 

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ в настоящее  время получает все большее распространение  на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

 

В-пятых, на основе интересов  потребителя. В тех отраслях, где  покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

 

 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

2.1 ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ  И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Функцией в менеджменте  называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой  субъект управления воздействует на управляемый объект.

 

Процесс менеджмента –  это совокупность и непрерывная  последовательность взаимосвязанный  действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально –  экономической системы.

 

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид  управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом  управления является выработка управленческого  воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль.

 

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей.

 

Некоторые организации, как  и индивиды, могут достичь определенного  уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле.

 

Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и  часто существенных благоприятных  факторов для организации. Современный  темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска  при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать  единство общей цели внутри организации.

 

Функция планирования.

 

Экономическое прогнозирование  – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для  конкретной организации.

 

Планирование – это  разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. [1,стр.185].

 

В широком смысле слова  планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого  решения. План как система взаимосвязанных  решений, направленных на достижение желаемого  результата, предусматривает следующее:

 

а) Цели и задачи. На современном  этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного  уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения  эффективности всего общественного  производства.

 

б) Пути и средства. Для  достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных  действий.

 

в) Ресурсы, необходимые для  выполнения поставленных задач. Цели и  задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми  и трудовыми ресурсами.

 

г) Пропорции. Поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее  условие его эффективности.

 

д) Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

 

Существует три основных типа планирования:

 

1. Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка  взглянуть в долгосрочной перспективе  на основополагающие составляющие  организации; оценить, какие тенденции  наблюдаются в ее окружении;  определить, каким вероятнее всего  будет поведение конкурентов.  Главная задача планирования  на этом уровне состоит в  том, чтобы определить, как организация  будет вести себя в своей  рыночной нише.

 

2. Тактическое планирование (средний уровень) – это определение  промежуточных целей на пути  достижения стратегических целей  и задач. В основе стратегического  планирования лежат идеи, которые  были рождены при стратегическом  планировании.

 

3. Оперативное планирование (низший уровень) – это основа  основ планирования. В оперативных  планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются  в такую систему, при которой  каждый направляет свои усилия  на достижение общих и главных  целей организации. 

 

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении  планов:

 

·  Полнота планирования – учитываются все события  и ситуации, которые могут иметь  значение для развития организации.

 

·  Точность планирования – использование современных  методов и средств для обеспечения точности прогнозов.

 

·  Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.

 

·  Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый  акт, а непрерывный процесс.

 

·  Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования [1, стр. 185].

 

Функция организации.

 

Реализация планов требует  организации, которая представляет следующий этап менеджмента.

 

Под организацией понимается процесс:

 

а) определения рациональных форм разделения труда;

 

б) распределения работы среди  работников, групп работников и подразделений;

 

в) разработки структуры органов  управления;

 

г) регламентации функций, подфункций, работ, операций;

 

д)установления прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

 

е) подбора и расстановки  кадров.

 

Функцию организации можно  рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

 

Организация работ – функция, которую должны осуществлять все  руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции  состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда  по горизонтали и вертикали, решение  о выборе структуры организации  в целом почти всегда принимается  руководством высшего звена. При  этом задача менеджеров состоит в  том, чтобы выбрать такую организационную  структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  распределять и направлять усилия своих  сотрудников.

 

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как  внешнее, так и внутреннее ее окружение [5, стр.88).

 

Тем не менее, организация  управления основывается на ряде основных принципов:

 

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально  способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные  виды деятельности соответствовали  способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

 

Для преодоления отрицательных  последствий узкой специализации  труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ  и привлечение сотрудников к  принятию касающихся их решений (стратегия  участия).

 

Скалярный принцип. Относится  к цепочке прямых должностных  отношений руководителей и подчиненных  в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной  властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего  управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

 

Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности  существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

 

Еще одной важной характеристикой  организации управления является уровень  централизации (децентрализации) полномочий (власти). Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация  – передача прав низшим уровням  управления [12, стр. 58].

 

Построение организации:

 

1. Следует выбирать такую  организационную структуру, которая  соответствует стратегическим планам  и обеспечивает ей эффективное  взаимодействие с окружающей  средой и достижение намеченных  целей.

 

2. Структура организации  не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее,  так и внутреннее ее окружение.

Информация о работе Функциональное содержание менеджмента