Формы разработки и реализации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Оглавление

1. Введение.
2.Сущность и содержание управленческих решений.
3. Виды государственных решений.
4. Классификация государственных решений.
5. Формы разработки и реализации управленческих решений.
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная по управленческим решениям-1.docx

— 89.96 Кб (Скачать)

Принимая управленческие решения, орган государственной  власти реализует возложенные на него полномочия для выполнения задач  и функций в рамках своей компетенции, т.е. реализует государственный, иначе - публичный, интерес. Реализация публичного интереса, выражающего необходимость  эффективного и рационального использования  государственно-властных полномочий, напрямую связана с обязательностью  четких процедурных правил для участников таких отношений. Подобные отношения  возникают в связи или по поводу совершения органом государственной  власти своей юрисдикционной деятельности в пределах предоставленной правовой компетенции.

Разработка, принятие и реализация государственных решений - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором  происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер властного воздействия на социальную действительность.

Многогранные проявления общественной жизнедеятельности и  возникающих в ней ситуаций объясняют  большое разнообразие соответствующих  решений, принятие которых требуется  со стороны государства.

 

4. Классификация государственных решений

 

Классификация государственных  решений позволяет систематизировать их по различным основаниям, например, по субъектам управления, времени и сфере действия, содержанию и форме и т.д. Итак, государственные решения можно классифицировать следующим образом:

1. По субъектам управления: а) общенародные (выборы, референдум); б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные;                             в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти;                     г) единоличные, коллегиальные.

2. По целям и времени действия - стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные).

3. По масштабу действия - общегосударственные; локальные                        (в пределах административно-территориальной единицы); внутриведомственные; межведомственные.

4. По нормативной природе  - общие (нормативные), частные (ненормативные).

5. По юридической силе - высшие (конституционные), законодательные; подзаконные.

6. По видам государственного  управления - гражданские, военные.

7. По формам правовых актов - законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации); указы (царские, президентские); постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры);

распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных  и исполнительных органов власти); приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные); приговоры (суда); санкции (следственных, прокурорских органов); декреты; указания, предписания, инструкции и т.д.; программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения.

8. По порядку принятия - способу оформления и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.).

9. По методам разработки - типичные (аналогичные), нетипичные (оригинальные).

10. По содержанию - политические, административные, экономические, организационные,  технологические и др.

11. По форме изложения  - письменные, устные.

12. По механизму действия - прямого (непосредственного) действия, рамочные (отсылочного характера).

13. По значимости для  исполнения - обязательные, рекомендательные.

14. По характеру воздействия  — стимулирующие, протекционистские,  мотивационные, ограничительные,  запретительные и др.

15. По степени публичности  (открытости) — общего пользования,  служебного пользования, секретные,  совершенно секретные.

Данная классификация  выражает системную характеристику всего комплекса государственных  решений. Она охватывает наиболее общие, но при этом и свойственные таким  решениям, характерные признаки.

Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве исходящей информации. Это предполагает наличие технологии преобразования исходных данных в результативную информацию о принятых решениях. Такие технологии применяются в процессе разработки, реализации, а также оформления документов разного рода государственных решений.

Документооборот в системе  государственного управления — процесс  перемещения документов, используемых в служебной деятельности государственных  органов, начиная с момента их создания или получения до завершения использования и дальнейшего  движения с последующей передачей на хранение или уничтожение. Документооборот необходим для связи госорганов при осуществлении ими властно-управленческих функций посредством официальных информационных потоков. В основе документооборота лежит документирование, представляющее собой запись деловой информации по установленным формам. Первичным элементом документооборота является документ — материальный объект, содержащий информацию в фиксированном виде и предназначенный для того или иного управленческого действия в ходе осуществления принятого решения. Совокупность однородных и взаимосвязанных документов по каким-либо вопросам, процессам, лицам или госоргану образует документацию. Организация документооборота строится на основе определенных требований: целесообразности, оперативности, непротиворечивости, адресности и т.п. По адресату отправителя/получателя документы бывают: входящие, исходящие, внутрислужебные. Соответственно масштабам движения документов может быть выделен в качестве самостоятельного объекта документооборот конкретного должностного лица, структурного подразделения, госоргана, отрасли государственного управления, государства в целом. Действующие в Российской Федерации нормативные акты, в том числе и “Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения” (ГСДОУ), исходя из прагматических соображений, рассматривают в качестве объекта только внутриорганизационный документооборот и соответствующие потоки входящих, внутренних и исходящих документов.

В соответствии с единой государственной системой делопроизводства в каждом государственном органе, в зависимости от его уровня и  принадлежности к той или иной ветви власти, используются свои формы  документов. Единая государственная  система делопроизводства - научно упорядоченный комплекс правил, нормативов, рекомендаций, регламентирующих делопроизводство в государственных организациях, учреждениях, предприятиях. Она содержит единые правила оформления документов, создания научно-справочного и учебно-вспомогательного аппаратов, формирования дел, подготовки их к хранению и использованию, принципы механизации и автоматизации  делопроизводственных процессов. Учитывая возрастающий в качественно-количественном отношении документооборот, связанный  с управленческой деятельностью, единая государственная система делопроизводства предусматривает применение прогрессивных  форм и методов работы с документами, их унификацию и стандартизацию, использование  новейших технических средств.

Система контроля исполнения документов, в которых содержатся государственно-управленческие решения, может включать: автоматизированный учет, проверку исполнения на местах, анализ оперативной деятельности подразделений, выработку рекомендаций и принятие мер для устранения причин, снижающих  эффективность управления, и др. Цель такого контроля - содействие своевременному и качественному исполнению решений, обеспечение получения аналитической информации, необходимой для оценки управленческой деятельности государственного аппарата, госорганов, структурных подразделений, конкретных госслужащих.

Эффективность управленческих решений государства в немалой  степени зависит от правильного  использования всего многообразия их видов и формального выражения. Оптимальное сочетание различных  видов решений и соответствующих  им форм способствует лучшей организации  государственной власти, совершенствованию  ее управленческих связей в воздействии  на внешнюю среду. Практическую ценность содержания деятельности госорганов составляют принимаемые и исполняемые ими  решения в целях реализации функций  государственного управления. Организационной  формой их является аппарат, госорганы; госадминистрация юридически оформлена преимущественно административным правом.

Таким образом, социальные проблемы непосредственно побуждают к  разработке и принятию новых управленческих решений. Они связаны с различными отклонениями фактического состояния  управляемой подсистемы от планируемого, а также с изменениями механизма  функционирования системы в целом. При этом если характер и частота  каких-либо отклонений и изменений  оказываются не случайными, а проявляются  последовательно, это может рассматриваться  как свидетельство несовершенства данной системы.

Технологии разработки политических, административных, экономических и  иных решений похожи, так как модели перечисленных видов деятельности в основном совпадают. Этап подготовки управленческого решения включает в себя пять стадий (рис. 3). Он начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решения.

На этапе принятия управленческого  решения устанавливается перечень государственных и негосударственных  органов, которые обладают правом нормативной  инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных  актов; проводятся заседания; принимаются  нормативные акты и осуществляется информирование других государственных  и иных органов, а также населения  о принятых нормативных актах. На этапе выполнения управленческого решения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации.

Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации. Разработка общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений  по-прежнему актуальна.

 

Рис. 3. Этапы технологии принятия решения в социальном управлении

5. Формы разработки и реализации управленческих решений

 

Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются  в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в  реализации целей и задач, регулировании  деятельности объекта управления, обеспечении  его финансовыми, трудовыми, материальными  и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель.

Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона, например Указ Президента РФ «О структуре федеральных  органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «О неотложных мерах  по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Указ губернатора  Ростовской области «О регламенте Администрации  Ростовской области».

Указание — решение, разрабатываемое  органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического  характера, а также по вопросам, связанным  с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного  органа и вышестоящих органов  управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления  или разъяснения.

Закон — решение высшей государственной власти, носящее  обязательный и непреложный характер, например Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ».

Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные  факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ — решение, принимаемое  руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях  решения основных и оперативных  задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может  касаться широкого круга организаций  и должностных лиц независимо от подчиненности. Например, Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ  области «О повышении роли государственных  приемочных комиссий», Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ  области «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию капитального ремонта объектов муниципального жилищного  фонда».

Распоряжение — решение  руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях  разрешения оперативных вопросов. Например, Распоряжение главы администрации  города «О присуждении премии главы  администрации города одаренным  учащимся общеобразовательных учреждений».

Протокол — решение, принимаемое  коллегиальным органом или группой  лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция — решение, устанавливающее порядок и правила  выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная  инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан, инструкция по работе с персоналом.

Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем.

Информация о работе Формы разработки и реализации управленческих решений