Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:38, контрольная работа
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
1. Введение.
2.Сущность и содержание управленческих решений.
3. Виды государственных решений.
4. Классификация государственных решений.
5. Формы разработки и реализации управленческих решений.
6. Заключение.
Принимая управленческие решения, орган государственной власти реализует возложенные на него полномочия для выполнения задач и функций в рамках своей компетенции, т.е. реализует государственный, иначе - публичный, интерес. Реализация публичного интереса, выражающего необходимость эффективного и рационального использования государственно-властных полномочий, напрямую связана с обязательностью четких процедурных правил для участников таких отношений. Подобные отношения возникают в связи или по поводу совершения органом государственной власти своей юрисдикционной деятельности в пределах предоставленной правовой компетенции.
Разработка, принятие и реализация государственных решений - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер властного воздействия на социальную действительность.
Многогранные проявления общественной жизнедеятельности и возникающих в ней ситуаций объясняют большое разнообразие соответствующих решений, принятие которых требуется со стороны государства.
4. Классификация государственных решений
Классификация государственных решений позволяет систематизировать их по различным основаниям, например, по субъектам управления, времени и сфере действия, содержанию и форме и т.д. Итак, государственные решения можно классифицировать следующим образом:
1. По субъектам управления: а) общенародные (выборы, референдум); б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные; в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; г) единоличные, коллегиальные.
2. По целям и времени действия - стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные).
3. По масштабу действия
- общегосударственные;
4. По нормативной природе - общие (нормативные), частные (ненормативные).
5. По юридической силе - высшие (конституционные), законодательные; подзаконные.
6. По видам государственного управления - гражданские, военные.
7. По формам правовых актов - законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации); указы (царские, президентские); постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры);
распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные); приговоры (суда); санкции (следственных, прокурорских органов); декреты; указания, предписания, инструкции и т.д.; программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения.
8. По порядку принятия - способу оформления и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.).
9. По методам разработки - типичные (аналогичные), нетипичные (оригинальные).
10. По содержанию - политические,
административные, экономические,
11. По форме изложения - письменные, устные.
12. По механизму действия
- прямого (непосредственного)
13. По значимости для исполнения - обязательные, рекомендательные.
14. По характеру воздействия
— стимулирующие,
15. По степени публичности
(открытости) — общего пользования,
служебного пользования,
Данная классификация
выражает системную характеристику
всего комплекса
Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве исходящей информации. Это предполагает наличие технологии преобразования исходных данных в результативную информацию о принятых решениях. Такие технологии применяются в процессе разработки, реализации, а также оформления документов разного рода государственных решений.
Документооборот в системе государственного управления — процесс перемещения документов, используемых в служебной деятельности государственных органов, начиная с момента их создания или получения до завершения использования и дальнейшего движения с последующей передачей на хранение или уничтожение. Документооборот необходим для связи госорганов при осуществлении ими властно-управленческих функций посредством официальных информационных потоков. В основе документооборота лежит документирование, представляющее собой запись деловой информации по установленным формам. Первичным элементом документооборота является документ — материальный объект, содержащий информацию в фиксированном виде и предназначенный для того или иного управленческого действия в ходе осуществления принятого решения. Совокупность однородных и взаимосвязанных документов по каким-либо вопросам, процессам, лицам или госоргану образует документацию. Организация документооборота строится на основе определенных требований: целесообразности, оперативности, непротиворечивости, адресности и т.п. По адресату отправителя/получателя документы бывают: входящие, исходящие, внутрислужебные. Соответственно масштабам движения документов может быть выделен в качестве самостоятельного объекта документооборот конкретного должностного лица, структурного подразделения, госоргана, отрасли государственного управления, государства в целом. Действующие в Российской Федерации нормативные акты, в том числе и “Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения” (ГСДОУ), исходя из прагматических соображений, рассматривают в качестве объекта только внутриорганизационный документооборот и соответствующие потоки входящих, внутренних и исходящих документов.
В соответствии с единой
государственной системой делопроизводства
в каждом государственном органе,
в зависимости от его уровня и
принадлежности к той или иной
ветви власти, используются свои формы
документов. Единая государственная
система делопроизводства - научно
упорядоченный комплекс правил, нормативов,
рекомендаций, регламентирующих делопроизводство
в государственных
Система контроля исполнения документов, в которых содержатся государственно-управленческие решения, может включать: автоматизированный учет, проверку исполнения на местах, анализ оперативной деятельности подразделений, выработку рекомендаций и принятие мер для устранения причин, снижающих эффективность управления, и др. Цель такого контроля - содействие своевременному и качественному исполнению решений, обеспечение получения аналитической информации, необходимой для оценки управленческой деятельности государственного аппарата, госорганов, структурных подразделений, конкретных госслужащих.
Эффективность управленческих
решений государства в немалой
степени зависит от правильного
использования всего
Таким образом, социальные проблемы
непосредственно побуждают к
разработке и принятию новых управленческих
решений. Они связаны с различными
отклонениями фактического состояния
управляемой подсистемы от планируемого,
а также с изменениями
Технологии разработки политических,
административных, экономических и
иных решений похожи, так как модели
перечисленных видов
На этапе принятия управленческого
решения устанавливается
Ввиду отсутствия нормативов
по технологии подготовки управленческих
решений во многих органах власти
и управления разрабатывают памятки,
определенные рекомендации. Разработка
общих унифицированных
Рис. 3. Этапы технологии принятия решения в социальном управлении
5. Формы разработки и реализации управленческих решений
Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель.
Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона, например Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Указ губернатора Ростовской области «О регламенте Администрации Ростовской области».
Указание — решение, разрабатываемое
органом государственного или муниципального
управления по вопросам информационно-методического
характера, а также по вопросам, связанным
с организацией исполнения приказов,
инструкций и других актов данного
органа и вышестоящих органов
управления, носящее методический,
технологический характер. Указание
реализуется в форме
Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер, например Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Акт — решение широкого
круга государственных и
Приказ — решение, принимаемое
руководителем органа государственного
или муниципального управления, действующего
на основе единоначалия, в целях
решения основных и оперативных
задач, стоящих перед данным органом.
В некоторых случаях приказ может
касаться широкого круга организаций
и должностных лиц независимо
от подчиненности. Например, Приказ Министерства
строительства, архитектуры и ЖКХ
области «О повышении роли государственных
приемочных комиссий», Приказ Министерства
строительства, архитектуры и ЖКХ
области «Об утверждении
Распоряжение — решение
руководителя, главным образом коллегиального
органа государственного или муниципального
управления, принимаемое в целях
разрешения оперативных вопросов. Например,
Распоряжение главы администрации
города «О присуждении премии главы
администрации города одаренным
учащимся общеобразовательных
Протокол — решение, принимаемое
коллегиальным органом или
Инструкция — решение,
устанавливающее порядок и
Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем.
Информация о работе Формы разработки и реализации управленческих решений