Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:38, контрольная работа
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
1. Введение.
2.Сущность и содержание управленческих решений.
3. Виды государственных решений.
4. Классификация государственных решений.
5. Формы разработки и реализации управленческих решений.
6. Заключение.
Таким образом, можно отметить параметры, свойственные всем видам управленческих решений, которые принимаются государством. К ним относятся:
- наличие субъектно-объектных отношений;
- содержательность решений - информация о том, что должно быть сделано и для чего (в каких целях) и т.д.;
- процедура принятия решения;
- форма решения;
- время действия решения.
Среди многочисленных форм (внешних выражений внутренних связей и способов организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями) важное место занимают управленческие акты государственных органов и должностных лиц. Такие акты есть выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся управленческие положения. Особую группу составляют государственные решения, которые всегда содержат указание на ответственность за их нарушение. К таким, прежде всего относятся кодексы: об административных правонарушениях, уголовный, таможенный, налоговый и др. Другую группу составляют судебные решения, которые по российскому праву выносятся в виде приговоров по уголовным, арбитражным и административным делам либо в виде постановлений органа судебной власти (суда), чем заканчивается рассмотрение и разрешение гражданских дел по существу, а также по делам, рассмотренным в процессе конституционного судопроизводства.
Государственные решения
оформляются обычно в правовых документах
следующих видов: законы, указы, постановления,
распоряжения, приказы, предписания, указания,
положения, инструкции, приговоры и
др. Виды и формы государственно-
Юридический вариант управленческого
решения представляет собой правовой
акт управления, который есть разновидность
служебных документов, постоянно
используемых в процессе государственно-управленческой
деятельности органов власти (должностных
лиц). Эти документы (различного рода
справки, отчетные материалы, удостоверения,
протоколы, акты ревизий и проверок
и др.) отражают определенные обстоятельства,
имеющие юридическое значение. Правовой
акт управления, как правило, издается
в качестве письменного юридического
документа, но может быть выражен
и устно. Например, в форме устного
приказа в системе военного управления,
в рамках служебных отношений
между руководителем и
С помощью правовых актов
управления определяются правила должного
поведения в сфере
По критерию гласности полезно обозначить открытые и закрытые формы управленческих решений. Открытые формы доступны всем, закрытые оформляют решения, обычно связанные с госбезопасностью, оперативно-розыскной, разведывательной, военной, частично внешнеполитической и подобной деятельностью, требующей соблюдения гостайны и режима секретности.
Кроме того, в документах
органов государственной власти
могут содержаться различные
сведения, касающиеся тех или иных
вопросов государственно-управленческой
деятельности. Такая информация, содержащаяся
в государственно-
Если иметь в виду деятельность
всех субъектов публичного управления,
под формами государственно-
Правовыми считаются те, в которые облекаются решения, влекущие определенные юридические последствия. Среди них выделяются:
- правовые акты (решения);
- правовые договоры;
- иные акты, закрепляющие совершение юридически значимых решений.
В нормативно-правовых актах
содержатся решения, которые устанавливают
новые юридические нормы, изменяют
или отменяют прежние, т.е. оформляют
правотворческую деятельность госорганов.
В правовых актах управления содержатся
решения, с помощью которых формируются
новые правоотношения, изменяются,
прекращаются ранее действовавшие,
выполняются и фиксируются
Неправовые формы - оформление
организационных мероприятий и
материально-технических
Работа по унификации и стандартизации управленческих решений государства и их документарному оформлению ведется во многих странах мира. Такую работу в течение длительного времени проводят организации по стандартизации в Англии, Бельгии, Германии, Норвегии, Швеции и других странах. Роль и значение унификации и стандартизации документов особенно возросли в связи с возможностями применения в управлении компьютерных технологий.
Все государственные решения оформляются в соответствии с имеющимися стандартами, в которых закреплены основные требования к их составлению и изданию (опубликованию). Так, судебное решение обычно состоит из вводной (описательной), мотивировочной и постановляющей частей. Текстуальное содержание документа, принимаемого органом исполнительной власти в виде постановления, распоряжения или приказа, чаще всего состоит из двух частей: констатирующей и резолютивной (директивной, распорядительной). В констатирующей части излагаются основания (мотивы) для издания документа, а в директивной указываются конкретные мероприятия (меры), которые надлежит предпринять во исполнение намеченных действий. Все меры расписываются отдельно по каждому пункту с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения, а в конце указываются те, на кого возлагается контроль за исполнением данного акта в целом или его отдельных пунктов.
Государственно-управленческие акты подчиняются общим правилам подготовки служебных документов в соответствии с требованиями к их текстам, образцам бланков, порядку составления и оформления, их регистрации, учету, передаче, приему и хранению. Составляется номенклатура дел, проводится систематизация и унификация служебных документов. Все это определяется единой государственной системой делопроизводства, типовыми и отдельными инструкциями по делопроизводству в государственных органах. Для государственных решений, содержащихся в нормативно-правовых актах особенно важен процессуальный порядок (процедурные правила), определяющий весь цикл их разработки и реализации: подготовку, принятие, регистрацию, опубликование, применение и т.д. При этом все нормативно-правовые акты составляют единую систему, построенную по принципу обязательного соответствия актов нижестоящих органов актам вышестоящих.
Наряду с этим каждое подготавливаемое решение должно быть выдержано в определенном стиле с точки зрения языка, логичности и формы изложения, а также удобства восприятия специальной терминологии и ее адекватного понимания всеми, кому предназначено данное решение. Оно должно ясно и точно передавать смысл и существо необходимых к исполнению действий, содержать обязательную для этого информацию и указывать конкретные способы исполнения. Директивные документы (приказы, распоряжения, постановления и пр.) не должны содержать неопределенных фраз и безадресных формулировок, затрудняющих однозначное понимание поставленных задач и нарушающих порядок реализации намеченных мероприятий либо допускающих противоречивые, взаимоисключающие меры. Решение только тогда будет надлежащим образом исполнено, когда оно вполне понятно его исполнителям.
В государственном управлении необходимо максимально точно и правильно выражать смысл целесообразных форм, в которых содержатся властные требования, т.е. самих решений. Поэтому в юридической практике обычно закрепляются требования к правовым документам разного рода, их построению, соотношению частей, разбитых на статьи, пункты и подпункты, формулированию положений, используемой терминологии и т.д. Среди правил юридической техники выделим:
- правильное формулирование правовых норм и предписаний;
- ясное определение смысловых значений применяемых понятий и терминов;
- четкий юридический язык;
- емкие и точные заголовки глав и статей;
- отсылки к другим статьям;
- правильные обозначения госорганов, должностных лиц и других субъектов;
- реквизиты.
Реквизиты государственных решений, как правило, следующие: герб (государственный, субъекта федерации, города), наименование государственного органа, название акта (указ, приказ, постановление, распоряжение и т.п.), заголовок (о чем), номер, дата принятия (подписания), подпись должностного лица, визы согласования, исполнитель и др.
Стремясь упорядочить процесс разработки управленческих решений, государственные органы стандартизируют общие требования к ним в ведомственных инструкциях, памятках, рекомендациях по служебному делопроизводству. Правда, попытки различных ведомств упростить разработку решений путем их унификации во внутрислужебном делопроизводстве приводят в конечном счете лишь к излишнему бумаготворчеству. В силу чего весьма желателен общий регламентирующий акт об унифицированных требованиях для разработки однородных решений государственных органов.
Сам процесс принятия управленческих
решений осуществляется с использованием
целого ряда специальных процедур.
Суть и целесообразность их соблюдения
в том, чтобы обеспечить наиболее
оптимальные условия для
Управленческие процедуры,
связанные с принятием органами
государственной власти соответствующих
решений, служат обеспечению четкого
функционирования государственного аппарата,
обеспечивают полноту, всесторонность
и объективность анализа
Информация о работе Формы разработки и реализации управленческих решений