Формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности федерализма, его особенности в России, а также изучение препятствий на пути его развития. Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:
Раскрытие понятия федерализма;
Характеристика особенностей федерализма в России;
Исследование этапов формирования современного федерализма в России;
Рассмотрение проблем развития федерализма в РФ;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения современного федерализма в РФ 5
1.1 Сущность федерализма как формы государственного устройства 5
1.2 Особенности российского федерализма на современном этапе 9
Глава II Анализ российского федерализма в его временном аспекте 12
2.1 Формирование современного федерализма в России 12
2.2 Проблемы развития российского федерализма и пути их решения 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
3.1. Нормативно-правовые акты 25
3.2. Специальная литература 25

Файлы: 1 файл

Кривенко.docx

— 63.45 Кб (Скачать)

Во-вторых, наличие национальных регионов не всегда может защитить право национальностей выражать свои интересы в государственной политике и здесь необходимо определить, в какой степени эти интересы должны быть выражены. Численность адыгейцев значительно больше, чем численность ненцев. Значит ли это, что они должны иметь больше возможностей влиять на политику Российской Федерации? Если да, то это нарушает принцип равенства всех народов. Если нет, то получается, что представитель многочисленной национальности имеет меньше политических прав, чем представитель малочисленной, а это нарушение принципов демократии. Все это показывает нам, что неверен сам принцип формирования политического пространства государства по этническому признаку, если его применение порождает столь принципиальные противоречия.

Считается, что симметричные федерации, которые основаны на территориальном принципе выделения регионов, являются гораздо более устойчивыми образованиями. В конечном счете, право каждого человека быть представителем собственной национальности и развивать ее культуру гарантируется в них уже не на национальном, а на общегражданском уровне. Но с того момента, когда в России была признана Декларация прав человека, которая гарантирует каждому гражданину свободу совести (и культуры), отпала насущная необходимость в гарантировании подобным способом прав национальных меньшинств и возникла возможность для создания национально-культурных автономий, которые не имели бы особого представительства в органах государственной власти.

В-третьих, необходимо уменьшить количество субъектов. Укрупнение субъектов федерации и упразднение национальных образований не должно осуществляться только на основании истории этого субъекта или численности его титульной нации. В первую очередь необходим учет экономического функционирования каждого субъекта для оправданного проведения границ, обеспечивающее не только простоту управления, но и реальную экономическую целесообразность.

В-четвертых, в современном отечественном федерализме существует еще одно уязвимое звено: существует «перекос» в плане самостоятельности субъектов и централизации. Все это означает буквально нижеследующее: «федерация и субъекты федерации в рамках собственных предметов ведения признаются полностью равноправными сторонами федеративных отношений, но полномочия каждой стороны охватывают только те сферы, которые не может или не должна брать на себя другая сторона».

Для того, чтобы решить эту проблему, необходима законодательная четкость, которая не только однозначно закрепила бы конкретные полномочия за тем или иным уровнем власти, но и прописала бы, как следует поступать в спорных случаях или в ситуации, когда данная сфера относится к предметам совместного ведения.

Конечно, существование предметов совместного ведения  осложняет все внутренние противоречия российского федерализма, так как открывается возможность взаимного давления и торга между центром и регионами. Это возможно в случаях связанных не только с конкретным распределением полномочий в этих сферах, но и с принятием решений в отношении данного региона в той области, которая относится к какому-либо из предметов исключительного ведения.

В-пятых, существует хаотичный и нелигитимный характер договоров между Центром и регионами. Процесс заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации сегодня идет хаотично и носит скорее политический характер. Содержание данных договоров и их политическая значимость сильно различается. Причиной этого является тот факт, что не существуют ни концепция заключения договоров о разграничении полномочий, ни закон, который регламентировал бы данный процесс. Поэтому в результате зачастую оказывается, что максимальное количество прав в этих договорах получает тот, кто наладил личные связи с федеральным руководством. Многие в этой связи высказывают мнение, что подобные договоры не только не играют никакой позитивной роли они в укреплении федерации, но напротив, мешают становлению настоящих федеративных отношений.12

Таким образом, современный российский федерализм имеет ряд нерешенных проблем, которые обусловлены наследием советской системы федерализма, коллизиями в законодательстве и потерей управляемости единым экономическим пространством вследствие недавних исторических событий. Важно создать единые «правила игры» для всех субъектов, но с учетом интересов каждого народа. Чтобы решить данные проблемы, необходимо принять следующие меры:

  • необходимо начинать процесс работы по подготовке к внесению изменений в Конституцию РФ или даже поставить перед обществом вопрос о принятии новой Конституции, содержащей, помимо прочего, адекватную правовую базу федеративного государства в полном объеме;
  • принять ряд законов, регламентирующих федеративные отношения;
  • необходимо принять законы, предельно четко разграничивающие предметы ведения и полномочия органов федеральной и региональной власти.

 

Заключение

Из истории известно, что для России характерна жесткая централизация власти. Федерализм выступает скорее как рациональный выбор необходимый для приближения власти к гражданину в процессе общей демократизации, требованиями рационализации и внутренней дифференциации управляющих систем по мере усложнения систем, являющихся объектом управления. Федерализм в России не может сформироваться иначе, чем через длительный ряд сознательных, стратегически продуманных и организованных усилий государственной власти.

Кроме того необходимо соблюдение трех признаков федеративного устройства: наличие двух форм государственной власти (федерации и ее субъектов), разделение между ними предметов ведения, но, в то же время, единство государственной власти и целостность федеративного государства. Выделяют три этапа становления современного федерализма: «парад суверенитетов», когда принимались НПА регламентирующие порядок изменения границ субъектов; «парад заключения договоров», когда заключались договоры о разграничении предметов ведения между центром и субъектами; в настоящее время Россия на третьем этапе, этапе на котором происходит, главным образом, упорядочение правового поля Российской Федерации. Остался ряд нерешенных проблем: проблемы децентрализации управления – фактического разграничения предметов ведения, полномочий и ресурсов между органами власти РФ, органами местного самоуправления, а также ее субъектами и проблема отсутствия правовой базы федеративного государства в полном объеме

Чтобы решить данные проблемы, необходимо принять следующие меры:

  • необходимо начинать процесс работы по подготовке к внесению изменений в Конституцию РФ или даже поставить перед обществом вопрос о принятии новой Конституции, содержащей, помимо прочего, адекватную правовую базу федеративного государства в полном объеме;
  • необходимо принять законы, предельно четко разграничивающие предметы ведения и полномочия органов федеральной и региональной власти.

Остается надеяться, что страна сможет стать на путь рефедерализации, но уже на почве единого правового поля.

 

Список использованной литературы

      1. Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации"  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

 

      1. Специальная литература

  1. Гоптарева И.Б. Проблема корреляции федерализма и регионализации в России. – Оренбург, 2006
  2. Добрынин Н. М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы / Н. М. Добрынин. — Новосибирск: Наука, 2005
  3. Добрынин Н. М. Д57   Федерализм: Историко-методологические аспекты / Н. М. Добрынин. — Новосибирск:  Наука, 2005.
  4. Игнатов В.Г.. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ» —  2005
  5. Магомедбеков, Г. З.  Особенности  российского  федерализма  и  территориально-политическая  организация  в  современной  России (на  примере  республик)  /  Г.  З.  Магомедбеков // Известия  высших учебных  заведений.  Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 3 (19)
  6. Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. М., 1993
  7. Соломко И.М. Специфические особенности становления российского федерализма. – Хабаровск, 2005
  8. Т.Ф. Кряклина, Ю.В. Малофеев. Федерация и федерализм.–  Барнаул, 2006
  9. Умнова И., Ермакова Н. Исторический и современный опыт асимметрии государственного устройства России // Федерализм в России. – 2001
  10. Хакимов  Р.С.  Российский  федерализм:  теория  и  практика. Учебное  пособие. – Казань:  КЦФПП;  Институт  истории  АН  РТ, 2011
  11. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. – М., 1984
  12. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – М., 2003

1 Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. – М., 1984

2 Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. М., 1993

3 Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – М., 2003

4 Т.Ф. Кряклина, Ю.В. Малофеев. Федерация и федерализм.–  Барнаул, 2006

5 Умнова И., Ермакова Н. Исторический и современный опыт асимметрии государственного устройства России // Федерализм в России. – 2001.

6 Хакимов  Р.С.  Российский  федерализм:  теория  и  практика. Учебное  пособие. – Казань:  КЦФПП;  Институт  истории  АН  РТ, 2011

7 Соломко И.М. Специфические особенности становления российского федерализма. – Хабаровск, 2005

8 Магомедбеков, Г. З.  Особенности  российского  федерализма  и  территориально-политическая  организация  в  современной  России (на  примере  республик)  /  Г.  З.  Магомедбеков // Известия  высших учебных  заведений.  Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 3 (19)

9 Игнатов В.Г.. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ» —  2005

10 Хакимов  Р.С.  Российский  федерализм:  теория  и  практика. Учебное  пособие. – Казань:  КЦФПП;  Институт  истории  АН  РТ, 2011

11 Гоптарева И.Б. Проблема корреляции федерализма и регионализации в России. – Оренбург, 2006

12 Добрынин Н. М. Д57   Федерализм: Историко-методологические аспекты / Н. М. Добрынин. — Новосибирск:  Наука, 2005.

 

 


Информация о работе Формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения