Формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности федерализма, его особенности в России, а также изучение препятствий на пути его развития. Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:
Раскрытие понятия федерализма;
Характеристика особенностей федерализма в России;
Исследование этапов формирования современного федерализма в России;
Рассмотрение проблем развития федерализма в РФ;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения современного федерализма в РФ 5
1.1 Сущность федерализма как формы государственного устройства 5
1.2 Особенности российского федерализма на современном этапе 9
Глава II Анализ российского федерализма в его временном аспекте 12
2.1 Формирование современного федерализма в России 12
2.2 Проблемы развития российского федерализма и пути их решения 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
3.1. Нормативно-правовые акты 25
3.2. Специальная литература 25

Файлы: 1 файл

Кривенко.docx

— 63.45 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет Управления

Кафедра государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 «Формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения»

 

Автор работы

студент группы ГМУБ-413

очной формы обучения

Кривенко Александр Геннадьевич

Подпись_______________

 

Руководитель работы:

Колядинцева Дарья

Сергеевна

Оценка________________

Подпись_______________

«____»___________2014г.

Ростов-на-Дону

2014г.

Содержание

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы является формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия по Конституции является федеративным государством, но находится в стадии трансформации как в политическом, экономическом плане, так и с точки зрения государственного устройства. О России нельзя говорить как об устоявшейся форме федерации. Ей  присущи черты переходного периода, т.е. элементы как унитаризма, автократии, доставшиеся от прежней советской системы, так и тенденции демократизации, децентрализации, что ведет к федерализации государственных структур. Поэтому заслуживает самого пристального изучения и со стороны политологов, и со стороны политиков, поскольку их деятельность в нашей стране в значительной степени зависит от того, как российский федерализм видоизменяется в силу действия общественных законов, присущих этому явлению.

Целью курсовой работы является выявление сущности федерализма, его особенности в России, а также изучение препятствий на пути его развития.  Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:

  • Раскрытие понятия федерализма;
  • Характеристика особенностей федерализма в России;
  • Исследование этапов формирования современного федерализма в России;
  • Рассмотрение проблем развития федерализма в РФ;
  • Обозначение путей решения проблем развития современного федерализма.

Объектом  исследования в данной курсовой является федерализм в Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования является специфика российского федерализма в его временном аспекте.

Теоретической основой курсовой работы стали исследования таких авторов, как Н. М. Добрынин, Т.Ф. Кряклина, Ю.В. Малофеев, Р. С. Хакимов, И. М. Соломко, Умнова И., Ермакова Н. и другие.

Эмпирической базой исследования являются информация теоретического характера, опубликованные аналитические материалы и статистические данные,  работы российских ученых, материалы монографий и статей, опубликованных в  периодических изданиях.

В первой главе курсовой работы рассматриваются сущность федерализма и его особенности. Во второй  главе  раскрывается временной аспект федерализма, то есть ее эволюция, нынешнее состояние и будущие тенденции.

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Работа включает в себя введение, 2 главы, состоящие из 4 параграфов, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава I. Теоретические основы изучения современного федерализма в РФ

1.1 Сущность федерализма  как формы государственного устройства

Термин «федерализм» употребляется в различных отраслях научного знания, является междисциплинарной категорией и отличается максимально широким объемом. В самом общем значении под федерализмом понимается идеология, принцип взаимоотношений между различными общностями людей и государством и (или), государствами вне зависимости от формы его политико-территориального устройства (унитарной, конфедеративной, федеративной), содержанием которого является справедливое и оптимальное разделение публичной власти в обществе на основе децентрализации, учета интересов каждой из сторон этих связей и отношений, в том числе интересов всех народов, граждан и национальностей. Федерализм рассматривается как образ жизни, способ сочетания децентрализации и единства в общественных отношениях различных форм государственности – от конфедерации и федерации до региональных государств и местного самоуправления.

Иными словами, федерализм представляет собой принцип государственно-территориального (государственного) устройства, лежащий в основе каждой федерации. В научных словарях приводятся, например, такие определения: «Федерация – форма государственного устройства, существующая, как правило, в мультинациональных государствах. Представляет собой сложное (союзное) государство, которое состоит из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью»1; «Федерация – 1) союз нескольких государств с целью создания нового единого государства, при котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации; 2) союз отдельных обществ, организаций»2; «Федерация – форма политико-территориального и (или) национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью»3 . Подобные определения, понятия в которых в качестве определяющего и нередко единственного признака федеративного государства (федерации) выделяют сложносоставность, вхождение в него других государств или государственных образований, достаточно распространены.4

Выделим три существенных признака федерализма, в своей совокупности раскрывающие содержание данной категории:

1. Наличие двух форм  государственной власти: федерации и ее субъектов. Данный признак федерализма закреплен статье 11 (ч. 1 и 2) Конституции РФ: «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти»;

2. Разделение компетенции между двумя формами государственной власти, или, что, то же самое, разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами. Пятая статья Конституции РФ так определяет признаки федерализма: «государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации»;

3. Единство государственной  власти и целостность федеративного  государства, что специально закреплено  ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Выделенные  признаки присущи любому федеративному  государству. При отсутствии хотя  бы одного из них невозможно  говорить об организации государственного  устройства на основе федерализма. Но реализация этого принципа  имеет свои особенности в различные  периоды истории федеративных  государств из-за экономических, культурных национальных, политических  и других условий, в которых  возникает, развивается и действует  то или иное государство.

Построение федеративных отношений в каждой стране имеет свои исторические особенности. Поэтому важно рассмотреть вопрос о формах федеративных государств. Критерием выделения этих форм является правовой статус частей федерации в отношениях между собой и центром.

Симметричная – это федерация, составные части которой в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях  с  федерацией.  Так,  штаты  США – это  однопорядковые субъекты с равными полномочиями. У них равное количество сенаторов  в  Конгрессе,  нет  языковых  или  каких-либо  иных  различий. Априори симметричная федерация считается наиболее стабильной и приемлемой. «Идеальная федерация – симметричное государство, – пишут И.Умнова и Н.Ермакова, – где в основу устройства положено объединение субъектов федерации, однородных по природе и равных по статусу»5

Асимметричная федерация – государство, составные  части  которого  учреждены  неравноправными  между собой и в  отношениях  с  центром.

В  Конституции  Российской  Федерации  содержатся  довольно противоречивые  положения  о  статусе  субъектов.  С  одной  стороны, во  взаимоотношениях  с  федеральными  органами  государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ч. 4 ст. 5). С другой, Конституция России подразделила субъекты на разные по своей природе виды образований: республики; области (края); города федерального значения – Москва и Петербург; Еврейская автономная область и автономные округа. Республики, как государства, имеют право принимать свою конституцию (ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 66), устанавливать государственные языки (ч. 2 ст. 68), чего нет у  других  субъектов.  Существуют  сложносоставные  субъекты  РФ (ч. 3, 4 ст. 66), особый статус столицы (ч. 2 ст. 70) и др.

Россия  демонстрирует  пример  естественной  асимметричности федерации. Любая попытка выравнивания субъектов через снижение статуса  республик  и  превращение  их,  например,  в  губернии  может столкнуться с противодействием и приведет к политической напряженности в стране.

Практика показывает, что асимметрия – это не аномалия, а форма, наиболее подходящая в конкретной ситуации, для конкретной страны.6

Таким образом, под федерализмом понимают идеологический принцип взаимосвязи субъектов федерации между собой и способ взаимодействия их с центром. Мы можем выделить три признака федеративного устройства: наличие двух форм государственной власти (федерации и ее субъектов), разделение между ними предметов ведения, но, в то же время, единство государственной власти и целостность федеративного государства.

Говоря о формах федеративного устройства, исходя из нормативно-правовой базы и жизненных реалий мы можем отнести Российскую федерацию к ассиметричной.

 

 

1.2 Особенности российского  федерализма на современном этапе

Специфика российского федерализма на современном этапе определяется социокультурными особенностями страны и историческим опытом взаимоотношений Центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национального, государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает около 180 этносов различной численности. Однако, в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с Центром.

В России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:

  1. смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;
  2. асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;
  3. неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);
  4. экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;
  5. дотационность большинства субъектов федерации, а следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;
  6. провинциальный центризм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений «Центр – регионы»;
  7. авторитаризм региональных элит, меньший, чем в Центре, контроль их деятельности со стороны гражданского общества и правовых институтов;
  8. неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда элитные качества главы региона и его персональные связи в Центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым – социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан; (Особенности Российского Ф, и территориально-политическая организация в современной России)
  9. многозначность статусов субъектов федерации, включение сложносоставных субъектов РФ;
  10. несбалансированность потребностей и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ;
  11. статусная асимметрия (шесть различных типов государственных, республиканских и «рядовых» субъектов РФ);
  12. чрезмерная персонифицированность реальных федеративных отношений и соответствующая возможность нарушений общего порядка взаимоотношений в политической, бюджетно-финансовой, национальноэтнической сферах.7

Информация о работе Формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения