Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 00:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности федерализма, его особенности в России, а также изучение препятствий на пути его развития. Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:
Раскрытие понятия федерализма;
Характеристика особенностей федерализма в России;
Исследование этапов формирования современного федерализма в России;
Рассмотрение проблем развития федерализма в РФ;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения современного федерализма в РФ 5
1.1 Сущность федерализма как формы государственного устройства 5
1.2 Особенности российского федерализма на современном этапе 9
Глава II Анализ российского федерализма в его временном аспекте 12
2.1 Формирование современного федерализма в России 12
2.2 Проблемы развития российского федерализма и пути их решения 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
3.1. Нормативно-правовые акты 25
3.2. Специальная литература 25
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Управления
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения»
Автор работы
студент группы ГМУБ-413
очной формы обучения
Кривенко Александр Геннадьевич
Подпись_______________
Руководитель работы:
Колядинцева Дарья
Сергеевна
Оценка________________
Подпись_______________
«____»___________2014г.
Ростов-на-Дону
2014г.
Содержание
Темой данной курсовой работы является формирование современного российского федерализма, его особенности, проблемы развития и пути их решения. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия по Конституции является федеративным государством, но находится в стадии трансформации как в политическом, экономическом плане, так и с точки зрения государственного устройства. О России нельзя говорить как об устоявшейся форме федерации. Ей присущи черты переходного периода, т.е. элементы как унитаризма, автократии, доставшиеся от прежней советской системы, так и тенденции демократизации, децентрализации, что ведет к федерализации государственных структур. Поэтому заслуживает самого пристального изучения и со стороны политологов, и со стороны политиков, поскольку их деятельность в нашей стране в значительной степени зависит от того, как российский федерализм видоизменяется в силу действия общественных законов, присущих этому явлению.
Целью курсовой работы является выявление сущности федерализма, его особенности в России, а также изучение препятствий на пути его развития. Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования в данной курсовой является федерализм в Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования является специфика российского федерализма в его временном аспекте.
Теоретической основой курсовой работы стали исследования таких авторов, как Н. М. Добрынин, Т.Ф. Кряклина, Ю.В. Малофеев, Р. С. Хакимов, И. М. Соломко, Умнова И., Ермакова Н. и другие.
Эмпирической базой исследования являются информация теоретического характера, опубликованные аналитические материалы и статистические данные, работы российских ученых, материалы монографий и статей, опубликованных в периодических изданиях.
В первой главе курсовой работы рассматриваются сущность федерализма и его особенности. Во второй главе раскрывается временной аспект федерализма, то есть ее эволюция, нынешнее состояние и будущие тенденции.
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Работа включает в себя введение, 2 главы, состоящие из 4 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
Термин «федерализм» употребляется в различных отраслях научного знания, является междисциплинарной категорией и отличается максимально широким объемом. В самом общем значении под федерализмом понимается идеология, принцип взаимоотношений между различными общностями людей и государством и (или), государствами вне зависимости от формы его политико-территориального устройства (унитарной, конфедеративной, федеративной), содержанием которого является справедливое и оптимальное разделение публичной власти в обществе на основе децентрализации, учета интересов каждой из сторон этих связей и отношений, в том числе интересов всех народов, граждан и национальностей. Федерализм рассматривается как образ жизни, способ сочетания децентрализации и единства в общественных отношениях различных форм государственности – от конфедерации и федерации до региональных государств и местного самоуправления.
Иными словами, федерализм представляет
собой принцип государственно-
Выделим три существенных признака федерализма, в своей совокупности раскрывающие содержание данной категории:
1. Наличие двух форм государственной власти: федерации и ее субъектов. Данный признак федерализма закреплен статье 11 (ч. 1 и 2) Конституции РФ: «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти»;
2. Разделение компетенции между двумя формами государственной власти, или, что, то же самое, разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами. Пятая статья Конституции РФ так определяет признаки федерализма: «государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации»;
3. Единство государственной
власти и целостность
Построение федеративных отношений в каждой стране имеет свои исторические особенности. Поэтому важно рассмотреть вопрос о формах федеративных государств. Критерием выделения этих форм является правовой статус частей федерации в отношениях между собой и центром.
Симметричная – это федерация, составные части которой в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией. Так, штаты США – это однопорядковые субъекты с равными полномочиями. У них равное количество сенаторов в Конгрессе, нет языковых или каких-либо иных различий. Априори симметричная федерация считается наиболее стабильной и приемлемой. «Идеальная федерация – симметричное государство, – пишут И.Умнова и Н.Ермакова, – где в основу устройства положено объединение субъектов федерации, однородных по природе и равных по статусу»5
Асимметричная федерация – государство, составные части которого учреждены неравноправными между собой и в отношениях с центром.
В Конституции Российской Федерации содержатся довольно противоречивые положения о статусе субъектов. С одной стороны, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ч. 4 ст. 5). С другой, Конституция России подразделила субъекты на разные по своей природе виды образований: республики; области (края); города федерального значения – Москва и Петербург; Еврейская автономная область и автономные округа. Республики, как государства, имеют право принимать свою конституцию (ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 66), устанавливать государственные языки (ч. 2 ст. 68), чего нет у других субъектов. Существуют сложносоставные субъекты РФ (ч. 3, 4 ст. 66), особый статус столицы (ч. 2 ст. 70) и др.
Россия демонстрирует пример естественной асимметричности федерации. Любая попытка выравнивания субъектов через снижение статуса республик и превращение их, например, в губернии может столкнуться с противодействием и приведет к политической напряженности в стране.
Практика показывает, что асимметрия – это не аномалия, а форма, наиболее подходящая в конкретной ситуации, для конкретной страны.6
Таким образом, под федерализмом понимают идеологический принцип взаимосвязи субъектов федерации между собой и способ взаимодействия их с центром. Мы можем выделить три признака федеративного устройства: наличие двух форм государственной власти (федерации и ее субъектов), разделение между ними предметов ведения, но, в то же время, единство государственной власти и целостность федеративного государства.
Говоря о формах федеративного устройства, исходя из нормативно-правовой базы и жизненных реалий мы можем отнести Российскую федерацию к ассиметричной.
Специфика российского федерализма
на современном этапе определяется социокультурными
особенностями страны и историческим
опытом взаимоотношений Центра и регионов.
Для российского федерализма характерно
соединение национального, государственного
и административно-
В России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты: